Искусство в IT-технологиях...

Исаев Александр Аркадьевич. Феномен цвета в контексте бытия человека: опыт философского анализа, 2007

С метафизической трактовкой цвета мы встречаемся в древнейших философско-религиозных писаниях Индии «Упанишадах»1, в которых цвет объявляется творением-проявлением Брахмана

- духовного Абсолюта, Высшего Сущего («сверхбытия»), непостижимого, «погруженного в
Упанишады (дословно с санскрита upa-ni-sad - "сидеть около", т.е. сидеть у ног учителя с целью познания истины) - это заключительная философская часть Вед.
Веды (дословно - "знание", "ведение") - священные книги Индии, сборников гимнов в честь богов, которые формировались в период XV-VI вв. до н.э. и существовали долгое время в устной форме; их авторы анонимны, считается, что они были написаны Великим Посвященными.
20
вечность», безличного Мирового Духа, первоначала и первоосновы всего сущего, из которого возникает мир со всеми его элементами (богами, природой, людьми) и куда возвращается все: «(Тот), который един, лишен цвета, посредством многообразной силы творит, (согласно своей) скрытой цели, различные цвета. Это, поистине, огонь, это ветер, это и луна. Это, поистине, чистое, это Брахман, это вода, это Праджапати» [147, с. 433]. С точки зрения сокровенной религиозной философии Индии, в передаче индийского метафизика Брамана Чаттерджи, «...
мы можем рассматривать вселенную как прекрасную цветовую гармонию. Цвет есть действие движения на существо, воспринимающее это движение посредством особого органа. Возможно видеть цвета там, где их обыкновенно не видят. Когда раздается музыка, человек нашей степени развития не видит ничего, он слышит только звуки; но ясновидящий видит одновременно и цвета; это значит, что одновременно с его слухом на музыкальные вибрации отвечает и его зрение.
Он воспринимает также и вибрации инфракрасных и ультрафиолетовых лучей. Таким образом Творчество, Божественное Мышление или ритмические колебания Глагола могут быть рассматриваемы из точки зрения цвета или света» [164, с. 15].
предыдущий следующий
= К содержанию =


С метафизической трактовкой цвета мы встречаемся в древнейших философско-религиозных писаниях Индии «Упанишадах»1, в которых цвет объявляется творением-проявлением Брахмана - релевантная информация:

  1. В культурологии предметом специального исследования становятся символические формы, наделенные цветом, который несет определенную смысловую нагрузку, поскольку чтобы проникнуть в другую культуру, понять ее, надо научиться правильно интерпретировать значения, заложенные в символических формах и цветовых гаммах.
    трактовке зафиксирован в саркастическом афоризме «там, где встречается два ученых-гуманитария - возникает три "точки зрения"». 64 Проблема актуального отсутствия единства в гуманитарных теориях о цвете движется в рамках известной, и неразрешимой дихотомии знания и познания «объективность (необходимость, закономерность, всеобщность) или субъективность (произвольность, случайность,
  2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    цвета и ее применение в искусстве и дизайне / Ж. Агостон. - М.: Мир, 1982. - 184 с. Арзамасцев, А. М. Экклезиаст Малевича / А. М. Арзамасцев // Кризис как иррациональное явление : Сб. материалов межвуз. науч. конф. -Магнитогорск : МГТУ, 2004. - Вып. 3. - С. 3-16. Аристотель. Метафизика. Книга I // Сочинения : в 4 т. - М. : Мысль, 1975.-Т. 1.-С. 65-93. Аристотель. О душе // Сочинения : в 4 т. - М.
  3. Проблемы восприятия произведения искусства
    цвета, так и значение для зрителя произведений изобразительного искусства в целом. Платон. Федон, Пир, Федр, Пармеыид. - М.: Изд-во «Мысль», 1999. - 528с. Аристотелем проведена связь между удовольствием, возникающем при зрительном восприятии, и деятельностью, в том числе, «деятельностью чувства»2. При восприятии прекрасного сначала возникает неосмысленный порыв чувств, а потом уже разум,
  4. Цветолечение, или хромотерапия
    цвета окрашены и субстанции, вырабатываемые органами: в ярко-красный цвет - кровь; в желто-зеленый - желчь; во всевозможные оттенки желтого - моча, если нарушается жизненный баланс, то изменяется цвет и возникает болезнь3. Самые ранние Хромов, Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. Петрозаводск. 1994, с,13, 2 Бодрийяр, Ж, Система вещей: Пер. с франц. М.: Рудомнно, 1995, с,10;
  5. Цветовой символ в древнем обществе прежде всего устанавливал тип определенного поведения и формировал определенную картину мира.
    цветами спектра соотносились арийские божества - Индра, Аг-ни, Сурьи, Савитара, Ушас. С темными, негативными цветами соотносились божества и демоны. Цветовой код ведийского пантеона переносится на социальную структуру арийского общества. Посредством цвета моделируется контраст между племенами ариев и местным, автохтонным населением - дасью, которых именуют «черной кожей», «черными племена- *
  6. Художественный образ
    цвета, дополнительные и контрастные, воспроизводя многообразные оттенки каждого цвета. В плакате этого нет. Здесь цвет яркий, броский и без оттенков, Ведь на улице или в общественном месте, где обычно помещают плакаты, тонкости цветового решения не будут заметны, так же как и подробности, детали в рисунке. Яркость и сочность цвета, точность и ясность текста должны захватить зрителя сразу. Фигуры
  7. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
    цвета // Психологические методы исследования личности. Л., 1978.-c.H-18. 15.Барт, Р. Мифология. М,: Изд-во им, Сабашниковых, 1998. - 216с. 16.Батай, Ж.Внутренний опыт. СПб.: Аксиома-Мифрил, 1997. - 387 с. !7.Бауэр, В.И. и др. Энциклопедия символов. М: Крон-Пресс, 1998.-502 с. 18.Белый, А. Символизм как миропонимание, М.: Республика, 1994.-525 с. 19,Бену, Э. Цвет в христианских видениях //
  8. В философской традиции цвет становился предметом рефлексии в связи с общими мировоззренческими размышлениями онтологического, гносеологического и эстетического характера.
    метафизического, божественного света, который воплощается в природе (Дионисий Ареопагит, Э. Бенц, Я. Бёме, Я. Линдбланд, Е. Трубецкой, П. Флоренский, Ф. Этингер и др.). В эпоху Возрождения мыслители обращаются к эстетически-выразительным характеристикам цвета (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Й. Гёте и др.). В философии Нового времени цвет упоминается в связи с проблемой разделения «первичных»
  9. Исторически первой парадигмой познания цвета явилась метафизическая парадигма,
    метафизическая парадигма познания цвета стремится выйти за пределы, как восприятия цвета, так и вообще его «посюстороннего» существования, и определить некоторые сверхчувственные (надэмпирическис, трансцендентные) первоосновы и первопринципы бытия цвета, т.е. получить такое знание о цвете, которое выходит за пределы, всякого чувственного опыта в поисках начального звена, объясняющего
  10. Метафизические мотивы в трактовке сущности цвета мы обнаруживаем в учении о цвете великого немецкого поэта и мыслителя И. В. Гёте,
    метафизический, духовный (Свет1) и физический, материальный (Тьма). Природа (Свет и Тьма) рождает гамму цветов. Цвет - это следствие взаимодействия Света (духа) и Тьмы (материи), «прохождение света на тьме» 1 «Свет Гёте есть единство: не множество "светочей" (имеется в виду механистическая теория света И. Ньютона. - К А.), и единство это духовно: таков постулат», - говорит А. Белый, вдумчивый