Искусство в IT-технологиях...

Исаев Александр Аркадьевич. Феномен цвета в контексте бытия человека: опыт философского анализа, 2007

Актуальность темы исследования.

Прекрасный дар природы -способность человека видеть мир, расцвеченный многочисленными цветами и их оттенками. Сложный комплекс явлений, объединенных одним простым, лаконичным словом «цвет», сопровождает нас повсеместно.
Люди так привыкли к этому чуду, что не удивляются ему. Для обыденного сознания цвет не представляет собой проблемы: в области обыденно-утилитарного мировоззрения вопрос типа «что такое цвет?» не вызывает затруднений, поскольку люди склонны считать цвет объективным свойством самих предметов, а свою способность видеть и различать цвета как само собой разумеющуюся, привычно-природно-врожденную способность. Вместе с тем, привычная «незаметность» цвета в обыденной жизни, отнюдь не означает, что цвет не является уникальным и во многом загадочным феноменом.
Характерными чертами философского умонастроения является удивление и сомнение. Удивление в том, что цвет вообще существует, бытийствует, наличествует как таковой, и сомнение в том, что общепринятое и традиционное понимание цвета является достаточно глубоким для целостного осмысления этого удивительного феномена. Еще Аристотель, анализируя научное (а, в его понимании, по сути, философское) познание, усматривал его источник в «изумлении», т.е. в том, что что-либо представляется нам незнакомым, странным, непонятным [4, с. 85]. «Initium philosophiae est admiratio» , - гласит крылатая древняя мудрость. Удивиться, изумиться и «задержаться» на вопросе «что есть цвет?», превратив его в предмет рефлексии - начальное звено в философском анализе феномена цвета.
Действительно, уже при первом приближении мы обнаруживаем исключительную значимость и уникальность феномена цвета для бытия человека в мире. Мир - это цвет и все, что мы видим, мы видим при помощи
1 Начало философии есть удивление (лат.)
4
цвета и благодаря цвету. Цвет может быть понят как «место, где сходятся наш мозг и универсум», - цитирует Сезанна французский философ М. Мерло-Понти [99, с. 42]. Цвет - это первое, с чем сталкивается наше зрение при восприятии мира. Согласно Й. В. Гёте, мир представлен нам первоначально в качестве цветовых плоскостей, из которых наш глаз вычленяет формы предметов. Такое представление не расходится с современными представлениями об этапах процесса восприятия. Согласно А. Д, Логвиненко [86], наиболее общим определением проксимального стимула можно считать световой поток, попадающий в глаз наблюдателя и несущий информацию о физических объектах. На самом деле этот поток не световой, а цветовой, поскольку «свет» в точном смысле слова невидим - это абстрактный теоретический конструкт и, как таковой, не доступен восприятию. Зрением человек способен воспринять только цвета и не может видеть свет иначе, чем в форме цветов; цвет есть единственная форма восприятия света человеческим глазом. Таким образом, цвет - это фундаментальный феномен бытия, непосредственно доступный нашему зрению.
В жизни человека роль цвета велика и многообразна.
Цвет - феномен загадочный. Он сопровождает нас повсюду каждое мгновение. Даже во сне и с закрытыми глазами мы не перестаем видеть цвета. Мир окрашен в цвета и для человека окружающий мир - это цвет. Мы так привыкли воспринимать мир цветным, что не можем представить его без многообразия и великолепия красок, заключающих в себе большое количество информации о предметах и их свойствах; почти всю информацию, которую мы получаем о мире извне, мы получаем при помощи цвета и благодаря цвету. Цвет сообщает образу мира полноту и выразительность. «Все живое стремиться к цвету», - считал Аристотель [6, с. 235]. «Цвет - это жизнь, и мир без красок представляется нам мертвым», - поддерживает эту мысль известный художник и исследователей цвета Иоханес Иттен [68, с. 10].
5
Люди всегда пытались понять природу цвета и объяснить его свойства. В качестве объекта исследования цвет совсем не прост и представляет собой уникальный и неисчерпаемо-многогранный феномен, единственный в своем роде. Цвет - источник многих парадоксов мышления, он ставил и еще долго будет ставить в тупик своих исследователей, пытающихся уложить его в «прокрустово ложе» какой-либо одной теории. Цвет - это не только комбинация электромагнитных волн фиксированного диапазона частот и не только субъективные ощущения, вызванные воздействием волн определенной длины на сетчатку глаза.
Цветовой спектр представляет собой степень дифференциации света, тесно связанную с перцептивными особенностями наблюдателя. В восприятии же цвета есть много индивидуальных особенностей. Например, цвет, соответствующий длине волны 600 миллимикрон, характеризуется разными воспринимающими субъектами как оранжевый хром, золотой мак, спектральный желтый, исключительно нежный оранжевый, ярко-красный, красный цвет Сатурна, красно-кадмиевый оранжевый или красновато-оранжевый [7]. Кроме того, восприятие цвета сильно зависит от соседнего цвета (фона). Традиционные естественнонаучные теории о воздействии цвета редко идут дальше исследования физиологических реакций типа учащения пульса и обычно довольствуются банальными дизайнерскими рекомендациями. Некоторые общепринятые цветовые понятия существуют только в силу договоренности и привычки; фиксированных эталонов так называемых «основных» цветов, своеобразных камертонов не существует. Слова, обозначающие цвета, являются обобщающими. Поэтому, отделять в спектре «голубой» от «синего» (чего нет, к примеру, в английском языке) равносильно разделению на «салатный» и «темно-зеленый».
предыдущий следующий
= К содержанию =


Актуальность темы исследования. - релевантная информация:

  1. 1. Общая характеристика работы
    актуальной. Степень научной разработанности проблемы исследования. Значительный вклад в развитие российской школы маркетинга внесли: Г. Абрамишвили, М. Гарф, П. Завьялов, Б. Соловьев, Д. Костюхин, Ф. Левшин, Л. Котин, А. Панкрухин, Е. Голубков, Д. Александрова, И. Герчикова, Р. Ноздрева, Г. Азоев, Е. Голубков, О. Андреева, О. Третьяк, Т. Парамонова, А. Годин и другие. Отдельные вопросы рекламной
  2. Актуальность темы исследования.
    актуальность выбранной
  3. Актуальность темы исследования.
    актуальность проблемы исследования позволили поставить проблему, определить цель и задачи диссертационной работы. Проблема исследования заключается в определении грани между виртуальной реальностью и феноменами, онтологически сходными с ней и в построении онтологии виртуальной реальности. Эта проблема может быть зафиксирована в следующих вопросах: каковы сущностные характеристики виртуальной
  4. Актуальность темы исследования.
    Последние десятилетия XX в. и начавшийся XXI в. названы эрой научно-технической революции, потому что научно-технический прогресс затрагивает буквально все сферы деятельности человека. Не является исключением и гражданское право. Информационные технологии приобретают все большее значение для достижения коммерческих (и некоммерческих) целей. В последние годы широкое распространение получают
  5. Структура диссертации.
    актуальность темы исследования, осуществлена общая постановка вопроса, который предполагается решить, а также определена совокупность конкретных задач, подлежащих изучению. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты электронной коммерции, уточняются основные понятия и определения, приводится структура и классификация электронной коммерции, делаются некоторые теоретические обобщения о
  6. ВВЕДЕНИЕ
    актуальность темы исследования, анализируется степень разработанности проблемы осуществления РR-коммуникациий в Интернете, определяется методологическая и эмпирическая база исследования, дается характеристика новизны исследования и его практической значимости. Цель первой главы основной части «Специфика РR-коммуникаций в Интернете» состоит в том, чтобы выявить специфицику коммуникационного
  7. Актуальность проблемы
    актуальной является проблема оценки эффективности рекламной деятельности в сети Интернет: насколько результативно было рекламное воздействие, окупились ли затраты, какие форматы рекламы оказали решающее влияние, правильно ли был распределен рекламный бюджет, как повысить эффективность рекламных мероприятий.Известный специалист по управлению и маркетингу Ф.Котлер писал [26, с.602]: "Правильное
  8. Актуальность темы.
    актуальность темы определяется необходимостью выявления основных факторов, характеризующих успешное применение интернет-рекламы, и разработки на их основе методики оценки и повышения экономической эффективности рекламных кампаний в сети Интернет с применением математических моделей рекламных процессов в разрезе восприятия рекламных сообщений посетителями интернет-сайтов. Одно из направлений
  9. Степень разработанности проблемы.
    актуальной
  10. Актуальность темы
    актуальной.