Искусство в IT-технологиях...

Исаев Александр Аркадьевич. Феномен цвета в контексте бытия человека: опыт философского анализа, 2007

Метафизические мотивы в трактовке сущности цвета мы обнаруживаем в учении о цвете великого немецкого поэта и мыслителя И. В. Гёте,

который разрабатывал его как альтернативу ньютоновской естественнонаучной трактовке (о ней речь пойдет позже). «Цвета, - пишет И. В. Гёте, - деяния света, деяния и страдательные состояния... Цвет и свет стоят, правда, в самом точном отношении друг к другу, однако мы должны представлять их себе как свойственные всей природе: через них природа целиком раскрывается чувству зрения...
Цвет есть закономерная природа в отношении к чувству зрения» [39, с. 203-211]. При этом сама природа у Гёте имеет два плана бытия: метафизический, духовный (Свет1) и физический, материальный (Тьма). Природа (Свет и Тьма) рождает гамму цветов. Цвет - это следствие взаимодействия Света (духа) и Тьмы (материи), «прохождение света на тьме»
1 «Свет Гёте есть единство: не множество "светочей" (имеется в виду механистическая теория света И. Ньютона. - К А.), и единство это духовно: таков постулат», - говорит А. Белый, вдумчивый исследователь и приверженец учения Гёте [14, с. 51].
29
или сквозь тьму. Цвета - «деяния и страдательные состояния» света, встречающего на своем пути «не свет», т.е. материю: «Свет и тьма - это не цвета, это две крайности, меж коих цвета существуют благодаря модификации того и другого», - поясняет Гёте [цит. по: 173, с.
190]. Можно сказать, что по Гёте цвет - это результат диалектического синтеза духа и материи, совершенно самостоятельная качественность; цвет - не есть Свет (дух), но повествует о нем; он не есть Тьма (вещество), но несет в себе его «отпечаток»: «Собственно цвет есть модифицированный свет, а тьма при этом играет активнейшую роль причины модификации» [173, с. 187]. Следовательно, если представить Цвет в виде простой формулы: «Цвет = f (Свет, Материя)», становится понятным, что как третий член диалектической триады он несет в себе «в снятом виде» качества остальных двух «образующих», не являясь ни тем, ни другим.
Именно поэтому, цвет не есть только лишь физическая реальность, он несводим к колебаниям электромагнитных волн: «...цвет, хотя и подчиняется тем же законам Олектричества и магнетизма>, поднимается, можно сказать, гораздо выше» [39, с. 218].
предыдущий следующий
= К содержанию =


Метафизические мотивы в трактовке сущности цвета мы обнаруживаем в учении о цвете великого немецкого поэта и мыслителя И. В. Гёте, - релевантная информация:

  1. 3.2.2. Виртуальная реальность компьютерных сетей
    мотивам популярных книг в стиле Fantasy (одним из наиболее известных образцов которой являются книги Дж.Толкиена, Р.Желязны). Соответственно, многие специфические особенности и проблемы ролевых игр могут быть перенесены на MUDbi. Мы отнесли MUDbi и их разновидности к первой группе, учитывая именно предзаданность ролей, правил коммуникации, преходящих, возникающих и меняющихся внутриигровых целей,
  2. Аксиологической установкой естественнонаучной парадигмы познания цвета является прагматизм.
    метафизической традицией формирующееся естествознание XVII-XVII1 вв., начертав на своих знаменах девиз Ф. Бэкона «Знание -сила!», в идеал научного познания включает особую ценность -«использующий (инженерный) принцип», т.е. такое представление о науке и объектах ее изучения, которое позволяет использовать знания и теории в инженерных целях. Естественнонаучная парадигма познания цвета задает
  3. Феномен и логос будучи внутренне связанными позволяют внять тому, что является истинным само по себе.
    метафизический, «божественный» свет, электромагнитные волны разной длины, естественные смыслы-значения цветов и т.п.), недоступной чувствам и раскрываемую только в ходе особо организованного познания (умозрительного, экспериментального, интерпретационного). Эта «являющаяся сущность» цвета лишь является, т.е. показывается вопрошающему, но в своей явленности не-каэ/сет себя - вот- 101 бытие
  4. СОДЕРЖАНИЕ.
    сущности в эпоху Средневековья. 29 Возрождение. Цвет в изобразительных искусствах отражает интеллектуальное и духовное наполнение художника. 33 Чувственное восприятие в концепциях XVII века. 35 1.5. Восприятие цвета и система Канта. 48 «Учение о цвете» Гете. 51 Восприятие цвета в немецкой эстетике XIX века. 54 Влияние социального фактора на восприятие предметов искусства. 59 Место изобразительных
  5. 1.6. «Учение о цвете» Гете.
    цветах света. - М.: Государственное издательство технико- теоретической литературы, 1954. — 367 с. 51 оранжевого, желтого, зеленого, синего, индиго и глубоко фиолетового1, каждый из которых имеет свою степень преломляемости2. Он так же обнаружил, что цветной луч, отражаясь и преломляясь бесконечное множество раз, остается той же окраски, откуда следовало, что цвет — некая устойчивая
  6. 2.3. Исследования в области формирования цветообозначения и цветовой семантики.
    мотива, которые могут значительно колебаться в деталях, не теряя при этом своей базовой схемы. Архетипы Юнга подобны «архаическим остаткам», впервые отмеченных Фрейдом. Это ментальные формы, присутствие которых не объясняется жизнью индивида, а следует из первобытных, врожденных и унаследованных источников человеческого разума. Применив эту теорию символов к цвету, можно сказать, что цвет
  7. Индивидуальная символика цвета получила особое развитие в эстетической сфере, где цвет всегда коррелирует с иными проявлениями чувственности.
    цвета, звука, формы, тактильных, вкусовых и обонятельных ощущений называется синестезией3. Художники и писатели, как натуры более тонко чувствующие, давно обра-тили внимание на эту соотносимость. Так, например, выдающийся художник Василий Кандинский, «дедушка» всего мирового абстракционизма, говорил: «Красный цвет внутренне живой, подвижный, беспокойный цвет. У желтого цвета характер
  8. Художественный образ
    сущности, образы и идеи, востребованные нашим временем. Это идеи древности и сохранности, и следовательно жизнеспособности русской культуры, идеи национального своеобразия, идеи высокой ценности русской культуры с позиций общечеловеческих гуманистических норм, идеи социальной ак-тивности и ее рационального нормирования, идеи достоинства и спокойст-вия, стремления и достижения, наконец, идеи
  9. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
    цвета // Психологические методы исследования личности. Л., 1978.-c.H-18. 15.Барт, Р. Мифология. М,: Изд-во им, Сабашниковых, 1998. - 216с. 16.Батай, Ж.Внутренний опыт. СПб.: Аксиома-Мифрил, 1997. - 387 с. !7.Бауэр, В.И. и др. Энциклопедия символов. М: Крон-Пресс, 1998.-502 с. 18.Белый, А. Символизм как миропонимание, М.: Республика, 1994.-525 с. 19,Бену, Э. Цвет в христианских видениях //
  10. Исторически первой парадигмой познания цвета явилась метафизическая парадигма,
    метафизическая парадигма познания цвета стремится выйти за пределы, как восприятия цвета, так и вообще его «посюстороннего» существования, и определить некоторые сверхчувственные (надэмпирическис, трансцендентные) первоосновы и первопринципы бытия цвета, т.е. получить такое знание о цвете, которое выходит за пределы, всякого чувственного опыта в поисках начального звена, объясняющего