Искусство в IT-технологиях...

Исаев Александр Аркадьевич. Феномен цвета в контексте бытия человека: опыт философского анализа, 2007

В настоящее время в физике стало общепризнанным так называемый корпускулярно-волновой дуализм в теории света1:

свет является с одной стороны потоком частиц (корпускул), а с другой - электромагнитной волной (в основе этой теории - явления дифракции света в экспериментах Гримальди). Современные теории цвета основываются на волновых свойствах света, рассматривая свет как смесь (спектр) световых волн с разными длинами.
Согласно волновой теории света, цвет - это световая
¦у
волна с определенной длиной . Так, по определению физика В. Шредингера,
Справедливости ради, следует отметить, что Ньютон колебался между корпускулярными и волновыми воззрениями на природу света, но все же больше склонялся к корпускулярным представлениям.
2 Под волной понимают имеющую поступательное движение (чаще всего постоянной величины) часть колебания (периодические волны). Расстояние между гребнями волн называется длиной волны (X), размер которой определяется как расстояние в направлении распространения периодической волны между двумя последовательными точками. Оно
37
«цвет есть свойство спектральных составов излучений, неразличимых человеком визуально» [171, с. 86]. Этот взгляд вполне справедливо обозначить как механистический, т.к. им постулируется составная природа света, способного разлагаться на цветные лучи. Подобные физические определения цвета наделяют цвет лишь объективным бытием, абстрагируюясь от его существования в человеческом сознании: цвет, с позиций физики, существует объективно, т.е. независимо от сознания человека, и есть ни что иное как электромагнитная волна определенной длины. Такая физическая трактовка цвета, взятая сама по себе, оказывается парадоксальной: получается, что цвет - это не только то, что мы видим, но и то, что мы не видим, не различаем визуально, т.е. цвет может быть в принципе «невидимым».
Поэтому в естественнонаучной парадигме физические основы учения о цвете дополняются физиологическими определениями: цвет - это одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как сознательное зрительное ощущение.
Одним из первых, такое понимание цвета высказал сам Ньютон, который отмечал, что световые лучи сами по себе не являются цветными: «В них нет ничего, кроме определенной способности и предрасположения вызывать у нас ощущение того или иного цвета» (цит. по: 55, с. 127]. В современном учебнике это определение отображено следующим образом: «Сам свет окрашен не больше, чем радиоволны или рентгеновские лучи, но несет сведения, или информацию, способную вызвать ощущение цвета» [117, с. 95]. Следовательно, более подробный ответ на вопрос «что такое цвет?» в рамках естественнонаучной парадигмы формулируется не только в изучении природы света (свет и его спектральный состав всего лишь физические раздражители рецепторов, возбуждение которых вызывает у нас ощущение цвета), но ив строении
измеримо, но чрезвычайно мало - единицей измерения здесь является нанометр (нм), который равен 1 миллимикрону, т.
е. миллиардной части метра.
38
и функционировании зрительной системы. Вот яркий пример такой позиции: «Говоря таким образом ["яблоко красное", "лист зеленый" и т.п.], мы создаем впечатление, будто цвет есть свойство самих предметов... Мы не осознаем, что цвет - не объективная категория, а элемент наших ощущений, восприятий и переживаний» [163, с. 156].
предыдущий следующий
= К содержанию =


В настоящее время в физике стало общепризнанным так называемый корпускулярно-волновой дуализм в теории света1: - релевантная информация:

  1. 2.1. РЕАЛЬНОСТИ, ПОРОЖДАЕМЫЕ ТОЛЬКО ПСИХИКОЙ СУБЪЕКТА
    настоящей жизни является обретение эзотерической реальности, и не просто обретение как знание, уверенность в существовании этой реальности, а переход человека в нее. Реализация жизненной цели возможна путем следования эзотерическим идеям и учениям, которые, с одной стороны, описывают эзотерический мир, ас другой — дают путь и способ, ведущие в этот мир. Человек может войти в эзотерический мир, но
  2. 1.2. Краткий обзор физической теории света и цвета .
    настоящее время является наиболее удачной моделью, систематизирующей все многообразие цветов, и используется в современном цветоведении. Оствальд В. Цветоведение. Пособие для химиков, физиков, естествоиспытателей. -с.178.
  3. Художественный образ
    настоящий зритель - это такой же творец. Художественные полотна К.Васильева, не обременяя, дополняет точный плакатный прием, который вызывает очень мощный подъем всего самого сокровенного в душе человека, ведет и зовет. Художник, естественно, осознавал» что так называемое национальное сознание - один из самых стойких мифов современной жизни. Мифологизация исторических фактов рано или поздно из
  4. 1.5. Факторы, приводящие к необходимости исследования состояния информационной безопасности сети Интернет
    настоящее время в сети Интернет наибольшее распространение получили следующие сервисы; www-сервис (всемирная паутина, world wide web), электронная почта (e-mail), пр-сервис (протокол передачи файлов, file transfer protocol), UseNet (служба конференций). Однако многоаспектное исследование всех служб на защищенность является очень трудоемкой задачей. К тому же, некоторые службы популярны только в
  5. Интернет-аукцион также является средством Интернет-рекламы…
    настоящее время Интернет-аукционы еще не вошли в практику Интернет-рекламы Рунета. Но Интернет-аукционы уже достаточно давно используются за рубежом. Так, корпорация Burger King в ноябре 2001 года объявила о создании стратегического альянса с Интернет-аукционом eBay. В рамках нового проекта посетителям сети закусочных будет предоставлена возможность участвовать в проводимых eBay розыгрышах
  6. 1.5 Трихроматическая и оппонентная теории восприятия цвета.
    физиков, естествоиспытателей. -с.28. клетках так, чтобы произвести один ахроматический (белое - черное) и два хроматических (синее — желтое или красное - зеленое) сигнала, которые затем интерпретируются мозгом. Эта сложная работа проделывается на нескольких уровнях человеческого организма. Глаз, как физиологический орган, фиксирует объект, его расположение в пространстве, его цвет,
  7. Заключение ко второй главе.
    настоящего исследования, физиологический, психологический и абстрактный аспекты эстетического восприятия цвета в произведениях изобразительного искусства имеют связь с выявленными Серовым планами интеллекта. Проведенные исследования в области формирования цветообозначений и цветовой семантики выявляет устойчивый комплекс ощущений, сопутствующих зрительному восприятию цвета, что служит еще одним
  8. Физиологический процесс возникновения ощущения цвета можно кратко представить следующим образом.
    настоящее время считается, что существует три вида детекторов этого уровня: красно-зеленый, сине-желтый и черно-белый (яркостной) [117], хотя существует обоснованное мнение, что их должно быть не менее четырех [65; 136]. Это связано с выявлением в структуре процесса цветоразличения не только анализатора яркости, но и так называемого «униполярного темнового механизма», т.е. анализатора «белизны»,
  9. 1.2.3.1. Язык гипертекстовой разметки документов
    настоящее время язык HTML позволяет создавать интерактивные (реагирующие на действия пользователя) HTML-документы. Такие документы могут показывать выпадающие меню или изменять цвет элементов при наведении на них «мыши», проверять правильность заполнения HTML-формы до ее отправки на сервер (см. гл. 1.2.3.4) и т. п. Для «оживления» HTML-доку ментов используются языки сценариев: JavaScript фирмы
  10. 11.2 Развитие систем управления содержанием.
    настоящее время такие системы предоставляют возможности по созданию и изменению структуры всего сайта созданию страниц на основе общих шаблонов, загрузки полученных материалов на WEB сервер [20] [21] [22]. Появление подобных средств послужило дополнительным толчком для развился WWW, позволившим сделать его доступным более широкому кругу пользователей. Однако основные проблемы, связанные,