Искусство в IT-технологиях...

Исаев Александр Аркадьевич. Феномен цвета в контексте бытия человека: опыт философского анализа, 2007

Действительно, с позиций ЕНП цвет оказывается... бесполезным для бытия человека, неким случайным эпифеноменом биологической эволюции вида homo sapiens.

К этому парадоксальному выводу приходят многие исследователи эволюции цветового восприятия. Так Ч. Пэдхэм и Ж. Сондерс приходят к следующему выводу: «Если не считать некоторых выгод, связанных с выживанием, например, способности отличать зрелый плод от незрелого1, создается впечатление, что другие преимущества, получаемые нами от цветового зрения...
не столь существенны и, во всяком случае, жизненно важного значения не имеют» [117, с. 240]. «...В условиях нашей технической цивилизации, - пишет Г. Цоллингер о способности человека к цветовосприятию, - этот врожденный дар уже не так ценен. Он подчинен наработанной человечествам культуре и производственной деятельности, а для выживания не столь необходим, как прежде» [163, с.157]. Фактически,
1 Гипотеза о том, что распознавание качества пищи является главной биологической функцией цветового зрения, лежит в основе исследований Г. Цоллингера, который факт максимальной светочувствительности человеческого глаза в диапазоне зелено-желто го объяснял следующим образом: «Вполне возможно, что это эволюционно сопряжено с необходимостью оценивать степень зрелости плодов и вегетативных частей растений» [Цоллингер Г., с. 170]. Правда этот аргументы кажутся мало убедительными в сравнении с травоядными животными, утерявшими эту способность, но не вымершими от голода.
49
это означает, что, с позиции биологического подхода в естественнонаучной парадигме, цветоразличепиг -рудиментарная функция, т.е. такая, которая в современных условиях никогда бы у человека не развилась, и со временем должна атрофироваться. Хотя никто из ученых-естествоиспытателей, скорее всего, не отважится на это заявление, оно прямо следует из приведенных цитат. Подобный вывод хорошо сочетается с установкой механистического материализма: «Цвет как источник эстетического наслаждения стоит в одном ряду с музыкой, литературой и искусством вообще, а они являются побочным продуктом деятельности необычно развитого мозга [курсив мой. - И. А.], который обладает колоссальным резервом возможностей» [117, с. 236]. При всем уважении к цитируемым авторам, такая редукционистская попытка вписать цвет в «прокрустово ложе» вульгарного материализма XVIII века, по меньшей мере, свидетельствует об архически-некорректной исследовательской установке, направленной на излишнее упрощение и огрубление этого удивительного и многогранного феномена человеческого бытия (а не бытия головного мозга, пусть даже и высокоразвитого).
Парадоксальность цвета, если брать его исключительно лишь в биологическом измерении человеческого бытия, заключается в том, что восприятие цвета, не являясь непременным атрибутом выживания для млекопитающих (в том числе и самого вида Homo sapiens), вместе с тем сохранялось и совершенствовалось миллионы лет у предков человека [см.: 183, с. 212].
Иными словами, если мы будем рассматривать цвет лишь применительно к существованию человека лишь как биологического вида, психофизиологического организма, некоего «биоробота», то цвет теряет всякую ценность для такого «урезанного» человеческого бытия1. По своему
По этому поводу, известный искусствовед А. Раппапорт справедливо замечает: «Если посмотреть на цвет с точки зрения наивной феноменологии, то первое, что «бросается в глаза» с цветом, так это его ненужность.
Можно обойтись без цвета. Вот без пространства не обойтись. ... Черно-белая фотография и кино даже выигрывали от отсутствия цвета, излучая серебристость света. Получается, вопреки законам физики, что цвет как бы
50
мировоззренческому потенциалу ЕНП познания цвета является, если не анти-, то, во всяком случае, ^гуманистичной, демонстрирующей ограниченность естественнонаучного подхода к человеку и природе. Вышеперечисленные ограничения естественнонаучной парадигмы познания цвета, вкупе с возникновением и успехами гуманитарных наук, а также антисциентистскими настроениями XX - начала XXI вв., обусловили формирование новой - гуманитарной - исследовательской парадигмы в познании цвета.
предыдущий следующий
= К содержанию =


Действительно, с позиций ЕНП цвет оказывается... бесполезным для бытия человека, неким случайным эпифеноменом биологической эволюции вида homo sapiens. - релевантная информация:

  1. 1.3. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙРЕАЛЬНОСТИ
    действительностью. Это позволяет предположить, что категория «виртуальной реальности» рядоположена категориям «субъективной» и «объективной реальности». */ Однако, заметим, что данная проблема в философской литературе только начинает подниматься. Помимо рассмотренных выше особенностей виртуальной реальности, признаваемых всеми исследователями, многие отмечают другие свойства. Так, Т.Г.Лешкевич
  2. Прежде, чем приступить к попытке разработки основфеноменологической онтологии цвета необходимо сделать некоторые предварительные истолкования по поводу самого термина «феноменологическая онтология».
    действительностью и любое философское исследование. Такая позиция Букв,: с порога; решительно, с самого начала (лат.). 72 может быть основана только на радикальном непонимании действительности и философии; ибо это означает отождествление философского исследования с поиском нужных сведений в энциклопедии» [40, с. 17]. Таким образом, конституирующий вопрос нашего исследования «что есть
  3. Рассмотрим подробнее эти структурные элементы.
    действительно сущее» (Н. Гартман) цвета. Для терминологической прозрачности нашего онтологического анализа следует обратиться к методологическому принципу «онтологического различения», проводимого в работах М. Хайдеггера [158, 188] и Н. Гартмана [30], как различия «онтического» и «онтологического» уровней рассмотрения вопроса о бытии, устанавливающего онтологическую разницу между сущим и бытием,
  4. «Опрашиваемое»: вот-бытие (естьность) цвета.
    действительно принадлежит Цх'у, содержится в нем; определить неизвестное Цх значит усмотреть в нем присутствие чего-то определенного. Ведь смысл всякого знания состоит в проникновении в неизвестное; те содержания, которые вопрошающий-говорящий высказывает 0 Цх, не выдуманы и не свободно созданы им: он убежден, что они действительно лежат в самом Цх, и только это осознание превращает мысль в
  5. 1.10 Различные концепции восприятия цвета конца XIX — начала XX века.
    действительности этому сложному акту. Без этого последнего шага наш конкретный чувственный опыт может оказаться лишь субъективной иллюзией и галлюцинацией. Человек должен ввести чувственное впечатление в контекст своего общего опыта, тогда оно будет принято за истинное. То есть он вспоминает, что апельсин был положен на стол вчера вечером при таких - то обстоятельствах. Интерес к разнообразным
  6. 1.15. Язык цвета в произведении изобразительного искусства как средство коммуникации.
    позиций, и в этой области происходит переплетение объективного и субъективного, при котором впечатление от цвета становится неразрывно связанным с чистыми абстракциями ума, с эмоциональным ответом зрителя, с рецепторным раздражением его органов чувств. Что касается восприятия цвета в произведениях изобразительного искусства, то при эстетическом восприятии цвета происходит доминирование
  7. 2.2.1 «Динамическая теория цветов» В. Кандинского .
    цвета. Они исследовали свои собственные ощущения. В. Кандинский исследовал ощущения, которые в нем рождал цвет, рассматривая его как вне, так и в контексте общего картины. Результаты w/ своих наблюдений и размышлений он представил в книге «О духовном в искусстве»1. Кандинский В. О духовном в искусстве. - М.: Архимед, 1992. — 109 с. 96 Произведение искусства является неким целым, в котором
  8. Художественный образ
    действительно волновали философские и общечеловеческие проблемы. Художник считал, что народные предания, мифы, сказания и являются тем магическим кристаллом, который подобно камертону настраивает душу на определенное звучание. Даже тогда когда обрывается связь с мифологическими образами далекого времени, а тради-ции не поспевают за бегом времени, все равно в каждом человеке продол-жают жить
  9. Исторически первой парадигмой познания цвета явилась метафизическая парадигма,
    действительного, т.е. она является наукой, которая спрашивает о сущности и смысле вещей во всей смене явлений и выражений ищет постоянное и связь. 18 определению И. Канта, «направлено на такой предмет или такое понятие о предмете, к которым нельзя прийти ни в каком опыте» [70, с. 363]. Основная задача метафизической онтологии цвета - это достичь путем описания загадочных глубин бытия
  10. Размышляя о сущности цвета, Аристотель определяет цвет через соотношение понятий света и прозрачности.
    действительно прозрачное, и в этом - его природа. Вот почему нельзя видеть цвета без света, а всякий цвет каждого предмета видим при свете. Поэтому необходимо прежде всего сказать, что такое свет» [5, с. 418]. Цвет является существующим лишь на основе бытия света; в противоположности света - во тьме цвет не существует: «свет есть цвет, темнота же - не цвет, а лишь недостаток света» [6, с. 159].