Искусство в IT-технологиях...

Исаев Александр Аркадьевич. Феномен цвета в контексте бытия человека: опыт философского анализа, 2007

В своих аксиологических основаниях гуманитарная парадигма познания цвета сознательно позиционирует себя оппонентом ценностно-нейтрального подхода естественнонаучной парадигмы,

заявляя о необходимости ценностного отношения к феномену цвета, выявления его значимости для целостного бытия человека как существа телесно-душевно-духовного в его стремлении познать самого себя, других, определить свое место и предназначение в этом мире, обрести гармонию в душе.
П. В. Яньшин, считает, что психосемантика цвета имеет важное познавательно-мировоззренческое значения для бытия человека в мире: «... наличие и специфика цветовой семантики отражает бытие человека в мире, контакт
54
субъекта с миром, и обеспечивает адекватное отражение объективной реальности на различных уровнях репрезентации субъекту образа этой реальности» [172, с. 10]. Н. В. Серов, объявляет, что необходимость создаваемой им теории хроматизма, обусловлена тем, что она «позволила бы человеку познать себя в многоцветном мире, - познать, чтобы лечить, <...> ... позволила осветить потаенные части нашей души» [129, с. 13, 14], поскольку, по его мнению, «живые краски теории хроматизма несут удивительные послания тысячелетий, открывают смысл божественной и земной жизни. Смысл нашей жизни. Суть нашей души» [129, с. 14], «Философско-прикладной», по определению Н. В. Серова, смысл исследования цвета как атрибута мировой культуры и души человека состоит в том, что полученные знания «могут быть использованы на благо человека» [129, с.
8].
Интересно отметить, то наблюдение, которое возникает по мере рассмотрения особой значимости (можно даже сказать «первичности») тех или иных оснований (онтологических, методологических, аксиологических) в различных парадигмах познания цвета. Действительно, с известной долей условности, можно отметить, что, если в метафизической парадигме познания цвета наиболее значимым была разработка онтологических «картин» бытия цвета («что познаем?»), в естественнонаучной парадигме на первый план выходит методология исследования существования цвета -экспериментальные и математические методы моделирования («как познаем?»), то в гуманитарной парадигме «тот камень, который презрели строители, стал во главу угла» - на первое место выходят аксиологические основания существования значимости, ценности познания цвета для человека («зачем познаем?»).
предыдущий следующий
= К содержанию =


В своих аксиологических основаниях гуманитарная парадигма познания цвета сознательно позиционирует себя оппонентом ценностно-нейтрального подхода естественнонаучной парадигмы, - релевантная информация:

  1. Научная новизна исследования состоит в следующем:
    аксиологические основания; обнаружено, что вышеназванные парадигмы познания цвета могут быть объединены под общим «знаменателем» когнитивистской традиции (метадигмы); выявлены достоинства и недостатки (ограничения) парадигм познания цвета, которые объясняют, с одной стороны, детерминацию процесса выхода на «авансцену» той или иной парадигмы в истории познания цвета, а с другой - сосуществование
  2. Согласно идеалистическим вариантам объяснения «автором» объективных (общезначимых) значений цветов является объективно существующее идеальное начало в мироздании (в предельном виде - Бог);
    своих вероучений, но по мере того, как религия отступает от своих принципов, деградирует и материализуется, в ней утрачивается значимость цветов, и этот загадочный язык возрождается вместе с возрождением религиозной правды» [67, с, 58]. Н. В. Серов также считает, что «нерелигиозный человек происходит от homo religiosis, и, хочет он того или нет, он его творение... религия охватывает самую
  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    аксиологические основания, определили их достоинства и недостатки (ограничения), которые позволяют объяснить, с одной стороны, детерминацию процесса выхода на «авансцену» той или иной парадигмы в истории познания цвета, а с другой -сосуществование этих парадигм в настоящее время. Во второй главе исследования мы предприняли попытку разработки феноменологической онтологии цвета как учения о смысле
  4. В начале нашего исследования следует эксплицировать представления о цвете как предмете познания в различных теориях.
    аксиологических (для чего познается) предпосылок (допущений, принципов, «презумпций»), определяющих процесс познания цвета и задающих определенную эталонную направленность («рамки», «матрицу») его понимания. 16 Как представляется, парадигмальная реконструкция сформулированных в истории человеческой мысли представлений о цвете позволяет выявить три основных парадигмы познания цвета, которые
  5. Исторически первой парадигмой познания цвета явилась метафизическая парадигма,
    своих истоках философское познание есть метафизика, в том, первоначальном смысле этого термина, который ведет свое происхождение от Аристотеля1. Сам термин «метафизика» впервые ввел систематизатор произведений Аристотеля Андроник Родосский (I в. до н. э.), назвавший так группу трактатов о «бытии самом по себе», то, что сам Аристотель называл «первой философией» или «теологией» (учением о первых
  6. Метафизические мотивы понимания цвета можно обнаружить у некоторых современных исследователей. Так, известный искусствовед И. Иттен пишет:
    своих границах. Светлая же лучистость белого - чтобы цвет мог обрести материальную силу. Между черным и белым пульсирует живой мир хроматических явлений. Пока цвет связан с предметным миром, мы можем воспринимать его и изучать его закономерности. И все же сущность цвета остается скрытой от нашего понимания и может быть осознана только интуитивным путем» [68, с. 94]. 32 Нельзя не сказать о
  7. Аксиологической установкой естественнонаучной парадигмы познания цвета является прагматизм.
    своих знаменах девиз Ф. Бэкона «Знание -сила!», в идеал научного познания включает особую ценность -«использующий (инженерный) принцип», т.е. такое представление о науке и объектах ее изучения, которое позволяет использовать знания и теории в инженерных целях. Естественнонаучная парадигма познания цвета задает ориентирована на определенный тип практики (инженерной), позволяющей посредством знания
  8. В гуманитарной парадигме, которая направлена на поиск «человеческого» во всех изучаемых ее феноменах, цвет рассматривается в неразрывном единстве с душевно-духовными переживаниями человека,
    своих онтологических установках познания цвета гуманитарная парадигма, во-первых, отказывается от изучения физических стимулов цветовых ощущений и обращается к цвету как феномену субъективного восприятия человека, цвету-перцепту, чувственному образу; во-вторых, трактует цвет как феномен, наделенный определенным смыслом, значением для человеческого бытия. Естественнонаучная парадигма
  9. В силу ведущей значимости аксиологических установок гуманитарной парадигмы в познании цвета, трактовка цвета в ней может быть охарактеризована с позиций функционального подхода,
    гуманитарной парадигме рассматривается в трех различных, но тесно взаимосвязанных семиотически-функциональных аспектах: импрессивном (воздействие цвета на человека), экспрессивном (выражение человеком посредством цвета своего внутреннего мира) и символическом (ценностно-смысловая наполненность феномена цвета в культуре)1. К вопросу об истории смены парадигм: если основателем естественнонаучной
  10. В культурологии предметом специального исследования становятся символические формы, наделенные цветом, который несет определенную смысловую нагрузку, поскольку чтобы проникнуть в другую культуру, понять ее, надо научиться правильно интерпретировать значения, заложенные в символических формах и цветовых гаммах.
    аксиологической установки гуманитарной парадигмы, направленной в конечном счете на благо человека, несомненно предопределили практическую ценность гуманитарных знаний. В настоящее время данные о воздействии цветов на организм и эмоциональное состояние человека находит свое применение в медицине, в различных направлениях светоцветотерапии. Разработанные в рамках гуманитарной парадигмы методики