Содержание пункта источника
|
Исаев Александр Аркадьевич. Феномен цвета в контексте бытия человека: опыт философского анализа, 2007 |
Вопрос о существовании у цветов значений и смыслов наиболее ярко обнаруживается в символической функции цвета. |
Проблема цветного символизма - одна из центральной проблемой гуманитарной парадигмы; происхождение цветового символа, его содержание, отношение к тем или иным явлениям и событиям в жизни людей, межкультурные различия в цветовой символике - вот одни из главных вопросов этой проблемы. Является общепризнанным, что цвета выполняют важную символическую функцию в самых различных мифологических системах. Пожалуй, именно символическая функция - первая "профессия" цвета, если судить по наскальным росписям и ритуальным захоронениям каменного века. Наиболее ранние способы использования цветов были связаны с их символической функцией - в ритуальной практике [117; 122; 62]. Со временем цвета стали символизировать абстрактные понятия и целые сегменты реальности [17; 102; 130; 141; 186 и др.]. Наивысшим достижением в овладении Цветом является изобразительное искусство, использующее экспрессивные, импрессивные и символические свойства цвета [69; 189]. Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С момента своего возникновения цветовой символизм самым тесным образом был связан с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут магических, сакральных, божественных сил, а в определенных случаях и как само божество. Само деление магии на «белую» и «черную» свидетельствует
61 о важнейшей роли цвета в магических ритуалах. Роль цвета в религиозном сознании людей, особенно древних, трудно переоценить. Как показывают археологические, исторические и этнографические исследования мистические представления человека и цветовая символика были тесно взаимосвязаны. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь, Традиции цветовой символики сейчас, во многом, утеряны особенно в индустриальных странах, в которых преобладает утилитарное отношение к цвету. Количество цветовых символов достаточно ограничено. Наиболее часто в этом качестве используются т.н. «основные цвета», к которым, обычно, относят белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый и фиолетовый. Этот список может меняться в зависимости от конкретной культуры. Попытки ввести жесткие критерии, позволяющие отнести тот или иной цвет к «основным», либо нет, не увенчались успехом. Содержание понятия «основной цвет» далеко не однозначно. Более подробно с этой проблемой можно ознакомится в работе Р. М. Фрумкиной «Цвет, смысл, сходство» [155]. Б. А. Базыма выделяет три основных типа цветовой символики [11]. Цвет сам по себе (т.е. изолированно от других цветов и форм) представляет собой первый тип цветового символа, отличающийся многозначностью и противоречивостью. Вторым типом цветового символа является цветовое сочетание, содержащее два и большее число цветов, составляющих символическое целое, смысл которого не сводится к сумме значений отдельно взятых цветов. Соединение цвета и формы представляет собой третий тип цветового символа - символика цветных форм, причем, как абстрактных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), так и конкретных физических предметов, например, символика драгоценных камней.
62 Кроме наглядно-чувственных, визуальных форм цветового символа, существует и языковые, речевые - «цветовые метафоры». Они широко используются в бытовой и литературной речи, и стали неотъемлемым компонентом современных языков, причем, многие из них возникли сравнительно недавно (например, «синий чулок»). В изобразительном искусстве используются наглядно-чувственные, визуальные формы цветового символа. Можно выделить три основных типа цветовой символики. Цвет сам по себе (т.е. изолированно от других цветов и форм) представляет собой первый тип цветового символа, отличающийся многозначностью и противоречивостью. Вторым типом цветового символа является цветовое сочетание, содержащее два и большее число цветов, составляющих символическое целое, смысл которого не сводится к сумме значений отдельно взятых цветов. Соединение цвета и формы представляет собой третий тип цветового символа - символика цветных форм, причем, как абстрактных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), так и конкретных физических предметов, например, символика драгоценных камней. |
|
|
|
|
= К содержанию =
|
|
|
|
|
Вопрос о существовании у цветов значений и смыслов наиболее ярко обнаруживается в символической функции цвета. - релевантная информация: |
- 2.2.3. Цвет в теории супрематизма К.Малевича.
вопросом о том, что первично — форма или цвет. Малевич придает цвету определяющее значение. Он считает, что новые остовы чистой живописи конструируются на требованиях краски. Цвет выходит из живописной с*меси в самостоятельную единицу и является индивидуумом коллективной системы и индивидуальной независимости. С этой точки зрения живопись понимается художником как проявление чувств к цвету и
- Заключение к первой главе.
вопросам восприятия цвета, теоретических работ по вопросу восприятия цвета, принадлежащих создателям произведений изобразительного искусства, анализа цветовой символики различных культур, процесс восприятия цвета предстает как сложный и многоплановый. Философами это явление рассматривается в абстрактных понятиях, как, например, в концепциях Демокрита, Платона, Августина Блаженного, Канта,
- 2.3. Исследования в области формирования цветообозначения и цветовой семантики.
цветовые впечатления — французским» . Этот вывод дает возможность считать французов людьми очень чувствительными к цвету. Это доказывается не только изучением французского языка, где обозначение цвета отличается большой метафоричностью, может участвовать в характеристике непосредственной окраски предмета, его фактуры, также как быть названием разных человеческих эмоций, степенью их интенсивности,
- Актуальность темы исследования.
вопрос типа «что такое цвет?» не вызывает затруднений, поскольку люди склонны считать цвет объективным свойством самих предметов, а свою способность видеть и различать цвета как само собой разумеющуюся, привычно-природно-врожденную способность. Вместе с тем, привычная «незаметность» цвета в обыденной жизни, отнюдь не означает, что цвет не является уникальным и во многом загадочным феноменом.
- Прежде всего, феноменология восприятия цвета не укладывается в рамки физико-физиологической модели:
вопросы представляли бы интерес. Однако для большинства из них они являются второстепенными (этнография, психология эмоций, цветоведение, колометрия и т.д.). Как справедливо отмечал И. Иттен, «современный интерес к цвету почти целиком носит визуально-материальный характер и игнорирует смысловые и духовные переживания. Это поверхностная, внешняя игра с метафизическими силами... Цвет,
- Рассмотрим подробнее эти структурные элементы.
вопросе «что есть цвет?» с онтологической точки зрения? Для прояснения этого момента возьмем за отправную точку 75 мысль М. Хайдеггера: «Спрашивание есть познающее искание сущего в факте и такости его бытия» [158, с. 5]. Итак, прежде всего «искомым» в вопрошании о цвете является «сущее» цвета, а именно «сущее как сущее», «в себе сущее» или «действительно сущее» (Н. Гартман) цвета. Для
- ГЛАВА 1. Проблема смыслового восприятия текстовой информации
вопросов теории и исследовательской практики. Разнообразие работ, в центре внимания которых находятся проблемы восприятия и понимания, гак же огромно [см., например, Богин, 1989, 1993; Габ 1990; Городникова, 1991; Доблаев, 1974; Илиева, 1983; Нахратова, 1990, Привалова, 1995; Штерн, 1991], как и различия в толковании смысла самих терминов «восприятие» и «понимание». В связи с этим задача охватить
- Актуальность темы исследования.
вопросах: каковы сущностные характеристики виртуальной реальности? В чем состоят критерии, позволяющие различать виртуальную реальность и феномены, онтологически сходные с ней? Каковы особенности генезиса виртуальной реальности и ее взаимодействия с человеком? Цель диссертационной работы — выявление онтологической специфики виртуальной реальности и феноменов, сходных с ней. Для достижения данной
- 3.2.1. Виртуальная реальность погружения (иммерсивная виртуальная реальность)
вопрос, сколько каналов восприятия должно быть задействовано, чтобы пользователь, субъект восприятия мог отрефлексировать, отнестись к ней как к целому из какой-то внешней, не включенной позиции. Кроме того, даже слабые в данном понимании виртуальные реальности, использующие минимум каналов восприятия, могут полностью захватить человека, попросту «монополизируя» восприятие. Простейший пример
- 3.2.2. Виртуальная реальность компьютерных сетей
вопрос выходит за рамки данной работы. Помимо ризомы, в исследованиях Сети широко применяются еще несколько метафор, образно и концентрированно выражающих сущностные характеристики сети Интернет. К их числу относятся «электронная агора», «электронный фронтир», «киберпространство», «гипертекст». Вопрос состоит в том, чтобы определить, насколько данная метафора плодотворна, т.е. в какой степени
|
|
|