Содержание пункта источника
|
Исаев Александр Аркадьевич. Феномен цвета в контексте бытия человека: опыт философского анализа, 2007 |
В культурологии предметом специального исследования становятся символические формы, наделенные цветом, который несет определенную смысловую нагрузку, поскольку чтобы проникнуть в другую культуру, понять ее, надо научиться правильно интерпретировать значения, заложенные в символических формах и цветовых гаммах. |
«Цвет, - пишет М. О. Сурина, -является формой (естественного) языка, с помощью которого народы выражают философские и религиозные доктрины... Сведения о цветовой символике различных культур весьма важны для более глубокого понимания произведений искусства, которые, безусловно, отражают идеалы и символические конструкции общества определенной эпохи» [138, с. 8]. Подводя итог рассмотрению гуманитарной парадигмы познания цвета, следует сказать о ее несомненных достоинствах, по сравнению с
63 предыдущими историческими парадигмами. Реализация аксиологической установки гуманитарной парадигмы, направленной в конечном счете на благо человека, несомненно предопределили практическую ценность гуманитарных знаний. В настоящее время данные о воздействии цветов на организм и эмоциональное состояние человека находит свое применение в медицине, в различных направлениях светоцветотерапии. Разработанные в рамках гуманитарной парадигмы методики цветового анализа и конструирования цвета, открыли возможность создания мириад гармоничных цветовых сочетаний и контроля за правильностью того или иного цветового выбора. Особо активно гуманитарные знания о цвете стали использоваться в дизайне, рекламе, архитектуре, в экспериментах с новыми материалами, технологиями, несомненно повлияв на цветовую культуру современного телевидения, компьютерной графики и полиграфии. Цветовые гармонии широко используются как в искусстве, так и при организации производственных процессов для создания психологических акцентов, обеспечивающих увеличение производительности труда и уменьшение утомляемости работников, а также бытовой комфорт, способствующий активному и наиболее полноценному отдыху. Вместе с тем, помимо достоинств, гуманитарная парадигма познания цвета имеет и существенный недостаток (ограничение), который заключается в отсутствии единой, общепризнанной теории цвета, что, с известной долей иронии, может быть проиллюстрировано народной поговоркой «на вкус и цвет - товарищей нет». Такое положение в целом, является своеобразным «первородным грехом» для многих гуманитарных отраслей знания, основанных на методе интерпретации, который был сформулирован еще в древности софистом Протагором в известном тезисе гносеологического релятивизма «как кому кажется, так оно и есть», а в современной трактовке зафиксирован в саркастическом афоризме «там, где встречается два ученых-гуманитария - возникает три "точки зрения"».
64 Проблема актуального отсутствия единства в гуманитарных теориях о цвете движется в рамках известной, и неразрешимой дихотомии знания и познания «объективность (необходимость, закономерность, всеобщность) или субъективность (произвольность, случайность, индивидуальность) знания? Все поиски «объективных законов (смыслов, значений)» цветов, в конечном счете, упираются в отсутствие общезначимости, в наличие несовпадающих, противоречивых интерпретаций у различных исследователей, в различных культурных традициях. |
|
|
|
|
= К содержанию =
|
|
|
|
|
В культурологии предметом специального исследования становятся символические формы, наделенные цветом, который несет определенную смысловую нагрузку, поскольку чтобы проникнуть в другую культуру, понять ее, надо научиться правильно интерпретировать значения, заложенные в символических формах и цветовых гаммах. - релевантная информация: |
- В философской традиции цвет становился предметом рефлексии в связи с общими мировоззренческими размышлениями онтологического, гносеологического и эстетического характера.
культурологии, искусствоведения и др. В лингвистике исследуется вопросы, связанные со словообразованием наименований цветов, особенностями цветосемантики и лексики цветообозначений, категоризации цветов, проводятся сравнительно-этнолингвистические исследования цветосемантики в разноструктурных языках (И. Г. Дегтярь, А. П. Василевич, А. Вежбицка, И. В. Макеенко, С. С. Мищенко, Г. В. Парамей, Е. В.
- 1.3. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙРЕАЛЬНОСТИ
культурологам надо искать новые языки и методы). Н.В.Овчинников [134] использует понятие «мир Четвертый» для обозначения «мира живого человеческого общения» [134, 256], что лежит в русле нашей идеи о том, что спецификой четвертого мира является интерактивность. Нужно отметить, что, если использовать смысловой оттенок понятия «виртуальный» как «возможной, потенциальный», мир Третий как «универсум
- 3.1. ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ИГРЫ
культуролог Р.Кайо, немецкий философ О.Финк и др. Заметим, что в современной культуре понятие игры обретает универсальный статус и под игрой в этом контексте понимается не только сознательная деятельность субъекта, но и сугубо объективные процессы: «языковые игры» Л.Витгенштейна, «игра ритма» по Гадамеру, «игра письма» у Р.Барта, «игры науки» у Ж.-Ф.Лиотара, «игры истины» у М.Фуко. Й.Хейзинга
- §1. Жанровая и типологическая характеристика контент-проектов в Интернете
предметом в обложке), при этом он остается доступен для прочтения максимально возможному количеству читателей. некоммерческие переводы Маши Спивак, размещенные на сайте «Независимое интернет-издательство Гарри Поттер» http://www.tarrypotter.ni. В день с этого сайта копируют больше тысячи экземпляров переводов, то есть речь идет не только о серьезной конкуренции печатному изданию, а о явном
- 2.3. Исследования в области формирования цветообозначения и цветовой семантики.
предмета, его фактуры, также как быть названием разных человеческих эмоций, степенью их интенсивности, характеристикой качеств человека и состояний окружающей природы. В пользу французов, как тонких ценителей цвета красноречиво говорят множество направлений живописи, родившихся во Франции в XIX веке, такие как импрессионизм, фовизм и другие, впервые сосредоточившие все внимание на цветовых
- 1.2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
предметом аксиологии, гносеологии, этики и эстетики, конкретных дисциплин: социологии, психологии и т.д. Философский анализ понятия «виртуальная реальность», проведенный И.Г.Корсунцевым, показывает, что все наши когнитивные репрезентации и модели есть виртуальная реальность или виртуальный мир, или, другими словами, мир не природный и не предметный. Это перекликается с пониманием репрезентации в
- 2.1. РЕАЛЬНОСТИ, ПОРОЖДАЕМЫЕ ТОЛЬКО ПСИХИКОЙ СУБЪЕКТА
предметов, но и нашим «внутренним опытом» (т.е. предыдущими актами восприятия этого мира, знаниями о нём, в терминологии Ч.Тарта -виртуальными реальностями, порожденными ранее Процессуальным Симулятором Мира). В эзотерической практике под влиянием психотехнической работы роль впечатлений от внешних предметов постепенно сводится к нулю: их заменяют воспоминания соответствующих переживаний,
- 2.2. РЕАЛЬНОСТИ, ПОРОВДАЕМЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ СУБЪЕКТА С ВНЕШНИМИ ДЛЯ НЕГО ФАКТОРАМИ
предмета, если есть читатель; то же 68 самое можно сказать и о картинах, скульптурах, других произведениях искусства - они будут существовать именно как включенные в художественную реальность, пока есть субъект, способный их проинтерпретировать); - автономность (в виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования). Это свойство художественной реальности иметь собственные
- 3.2.2. Виртуальная реальность компьютерных сетей
культурологических и философских исследованиях глобальной компьютерной сети Интернет ([2], [14], [43], [44], [58], [74], [122], [123], [165], [211], [219], [220] и др.) чаще всего речь идет именно о различных аспектах общения, опосредованного компьютером и новыми видами коммуникации. В этой связи необходимо обозначить разницу между многопользовательскими компьютерными виртуальными реальностями, в
- 2.2. Аффективная модель рекламного текста: способы и средства создания мелиоративного эффекта
культурологической спецификой, определённую эмоциональную ситуацию, позволяющую автору сформировать эмоциональную реакцию реципиента в необходимом для него ракурсе. В данной модели доминирует вербальная информация, насыщенная эмоционально-оценочной лексикой. Именно экспрессивные лексемы позволяют коммуникатору сформировать определённую ментальную схему манипулирования сознанием реципиента
|
|
|