Искусство в IT-технологиях...

Карева Наталья Анатольевна. Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства, 2005

Согласно Декарту , эстетический опыт берет начало из ощущения. Ощущение вызывает возбуждение нервов.

Это возбуждение, если оно сбалансировано, стабилизирует организм в целом. Так мы воспринимаем прекрасное. Такой психофизиологический подход Декарт использовал в своих работах по оптике, где он так же изучал восприятие человеком различных цветов.
Исходя из его концепции, наше представление об объекте при визуальном восприятии зависит не столько от самого объекта, сколько от работы нашего глаза и мозга.
Исходя из «Опыта о человеческом разумении» Джона Локка, познание есть восприятие соответствия и несоответствия двух идей3. Познание рассматривает только собственные идеи, которые могут иметь четыре типа соответствия-несоответствия: тождество и различие, отношение, совместное существование или необходимая связь, а так же реальное существование двух идей. Первый тип отражает восприятие идеи совместно с идеей, отрицающей первую. Так, восприятие идеи «красного» происходит одновременно с восприятием идеи «белого», как
Гоббс Т. Левиафан.- с. 13.
2
Descartes. (Euvres philosophiques. - Paris : Classiques GARNIER, 1997. — 856p.
з Локк Дж. Сочинения в 3-х томах. - М.: Мысль, 1985. — т.2,560 с.
37
противостоящей. Второй тип соответствует восприятию не противоположности двух идей, а их отношения, в котором выявляется соответствие-несоответствие. Совместное существование или не существование заключает в себе восприятие комплекса дополнительных идей, сопровождающего исходную идею. Так, в случае идеи цвета может попутно восприниматься идеи густоты, гладкости краски. Последний тип соответствия-несоответствия - реальное существование идеи вне ума характерен, согласно Локку, идеи существования Бога.
Познание может быть трех видов. Интуитивное познание, при котором восприятие идей происходит посредством интуиции как непосредственное созерцание умом соответствия или несоответствия идей или их взаимного отношения, является «самым ясным и наиболее достоверным»1. Следующий вид - демонстративное познание, при котором восприятие идей происходит посредством других идей, с помощью рассуждений и доказательств, и, таким образом, через рассуждение.
Последний вид - чувственное познание является наиболее ограниченным из всех видов познания2. Оно касается единичного существования конечных предметов вне нас и является, через посредство ощущений, отдельным подтверждением того, что идея связана с внешним объектом. Согласно концепции Локка, восприятие цвета носит в себе черты двух видов познания. Глаз воспринимает свет аналогично тому, как ум воспринимает идею при интуитивном познании, то есть сохраняется способность восприятия отличных друг от друга идей, так же как глаз не может сомневаться в том, где черное, а где белое3. С другой стороны,
Локк Дж. Сочинения. — с.9
См. там же: с. 17.
з См. там же: с. 10.
ощущение или идея, например, «белизны» вызывается в нас «определенным числом шариков, которые вращаются вокруг собственных центров, ударяют в сетчатку глаза с определенной степенью вращения и возрастающей скоростью»1, что позволяет отнести восприятие белого цвета к сфере чувственного познания.
В тех же областях цвета, где различие настолько велико, что в уме вызываются ясно разграниченные идеи цветов, там эти идеи могут быть точно также ясны, как идеи числа и протяженности, относящиеся к области интуитивного познания. Этот аспект зрительного восприятия, заключающий в себе отношение интуитивного и чувственного познания, выявляет проблему существования Бога. Так, остается непонятным как материальные лучи света, благодаря которым глаз воспринимает реально существующие вещи, могут передать нам единообразное и неизменное изображение Бога, который так же, по Локку, реально существует2.
предыдущий следующий
= К содержанию =


Согласно Декарту , эстетический опыт берет начало из ощущения. Ощущение вызывает возбуждение нервов. - релевантная информация:

  1. Проблемы восприятия произведения искусства
    согласно Бэкону, _ Аристотель. Этика. - М.: Изд-во ACT, 2002. — 492 с. з Августин Блаженный. Творения. — СПб.: Алетейя, 1998. - 742 с. 4 Фома Аквинский. Сумма теологии. — М.: Элькор - МК, 2002. — ч.1,559 с. Фейербах Л. История философии. Собрание сочинений в 3-х томах. — М.: Мысль, 1976.-т.3,544с.-с.73. Леонардо да Винчи. Суждения: - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс,1999. -416 с, Дюрер. Трактаты.
  2. 1.10 Различные концепции восприятия цвета конца XIX — начала XX века.
    согласно которой при восприятии произведения искусства человек мысленно придает предмету эмоциональную окраску, которая сливается с предметом и приспосабливает его к образцу в воображении человека. Эта теория разрабатывалась Гердером и Миллсом. «Не чувства пробуждаются в нас произведением искусства, а мы изнутри себя вносим в произведение Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики. - с. 556. См. там
  3. § 1. Естественнонаучный подход.
    опыт в исследовании зрительного восприятия, а точнее, восприятия цвета. Психология, базируясь на позиции естественных наук, начала принимать во внимание субъективную составляющую восприятия, а точнее — индивидуальную чувственную реакцию на цвет. Ф В оптике, разделе физики, изучающем свет и цвет как природные явления, процесс восприятия цвета рассматривается с объективных позиций, выявляя общие
  4. 1.6. «Учение о цвете» Гете.
    согласно которой, в глазу пребывает покоящийся свет, который возбуждается при малейшем поводе изнутри и снаружи. Цвет, как определил его Гете, есть элементарное явление природы, которое раскрывается чувству зрения, обнаруживается, подобно всем прочим, в разделении и противоположении, смешении и соединении, передаче и распределении и т.д., и в этих формулах природы лучше всего может быть
  5. 2.2. Аффективная модель рекламного текста: способы и средства создания мелиоративного эффекта
    согласно современному этапу развития семасиологии, имеют особый функциональный статус универсальных средств понимания, органически взаимодействующих с другими функциональными категориями языка. Они номинативны и являют собой своего рода "каркас" образа мира, а их референтом становятся отношения. Поэтому Г.П.Немец считает, что местоимения отражают в своей глубинной структуре сложные формы
  6. В середине XVIII века проблемы восприятия активно заинтересовывают немецких мыслителей2.
    эстетического удовольствия. Наслаждение, по Гейнзе, испытываемое зрением и слухом, ощущается всем организмом. Удовольствие от живописи и скульптуры имеет нечто плотское, и красота берет свое начало из живописи. Согласно Гердеру3, существуют три основных чувства - зрение, слух и ощущение, которые являются инструментами, с помощью которых мы познаем Рид Т. Исследование человеческого ума на
  7. Согласно Шопенгауэру, порядок, который мы приписываем миру явлений, существует лишь в нашем представлении, тогда как в реальности за явлениями стоит воля, иррациональная сила, динамическая энергия, действующая без цели, а не абсолютный дух.
    согласно Шопенгауэру, оно сродни эстетическому наслаждению вообще. « Самый легкий, скорый, и тончайший способ воздействия тел друг на друга, которому мы обязаны совершеннейшим и чистейшим из наших восприятий — действием отраженных световых лучей, способ этот масштабно предстает здесь нашему взору совершенно отчетливо, обозримо и полно, в причине и действии, отсюда - наш эстетический восторг от
  8. 2.2.3. Цвет в теории супрематизма К.Малевича.
    эстетических плоскостей, вместо философского проникновения. Следовательно, необходимо понять и использовать каждую форму, каждый цвет как выражение ощущения сил, энергии, развивающихся в психофизиологических областях человеческого существования. Для Малевича главным основанием в супрематизме явилась энергия белого, красного и черного. Фигурой, наиболее адекватно выражающей эту энергию, явился
  9. 1.2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
    эстетическое понимание виртуальной реальности, а также особо рассматривает сеть Internet как виртуальную реальность. При этом в психологическое он объединяет группу, обозначенную нами как предельно широкое понимание, и третью группу, особо выделяя эстетическое понимание, отнесенное нами к третьей группе
  10. 3.2.1. Виртуальная реальность погружения (иммерсивная виртуальная реальность)
    опыта из виртуальной в ординарную реальность чрезвычайно сложна и интересна, однако выходит за рамки данной работы и мы имеем возможность только обозначить основные направления ее исследования. Еще 96 одна проблема иммерсивной виртуальной реальности, на которую хотелось бы обратить внимание, заключается; в том, что сокращение доступа сенсорной стимуляции от внешнего мира может привести к