Искусство в IT-технологиях...

Карева Наталья Анатольевна. Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства, 2005

Ньютон распределил семь основных цветов, на которые разложился дневной свет, пройдя через призму, по окружности, разделенной в соответствии с музыкальными интервалами4.

Оствальд, наиболее успешно систематизировавший цвета, мечтал о создании органа цветов, инструмента, или, более точно, прибора, который даст возможность получить в указанном месте любой нормированный цвет или сочетание
~ цветов5.
Кандинский В.
О духовном в искусстве. - М.: Архимед, 1992. —109 с.
2
См. там же: с.44
з См. там же: с.68-69.
Ньютон И. Оптика или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света. — М.: Государственное издательство технико- теоретической литературы, 1954. — • 367 с.
Оствальд В. Цветоведение. Пособие для химиков, физиков, естествоиспытателей. -M.-JL: Промиздат, 1926.-201 с.
94
Эта устойчивая тенденция связывать цвет и звук может иметь основой общность физической природы этих двух явлений, обладающих электромагнитными свойствами. В предельном случае цвет и звук могут ф) мыслиться как одна художественная категория, в частности, в кино.
Так, например, Эйзенштейн, в своей статье «Цвет в кино»1 пишет о «мажорах» и «минорах» колорита, подчеркивающих смысловые нюансы сцены «Пир в Александровской слободе» из кинофильма «Иван Грозный». Это может быть черная одежда или тусклое золото в венчиках, в любом случае подобный цветовой нюанс выбирается из основной цветовой гаммы: красное — черное — золотое — голубое, которую режиссер выбрал из роя смутных цветовых ощущений, рожденных при размышлении над уЩ> темой сцены. Далее Эйзенштейн говорит о цветовых аккордах, то есть
сочетаниях двух или более цветов в доминирующей массе. Аккорд голубого с золотом должен по замыслу режиссера создать ощущение торжественной царственности, аккорд черного с красным — ощущение воинствующей царственности, и так далее. В процессе сцены происходит нарастание какой- либо цветовой темы, подобно музыкальному произведению, и, в итоге, Эйзенштейн говорит о цветовых лейтмотивах, и главном цветовом трезвучие, которое дает всю цветовую образность ^ сцены.
По мнению Эйзенштейна, линия цвета — это самостоятельная партия внутри драматургической полифонии средств воздействия кинокартины. Для того чтобы цвет в кино стал максимально выразителен, он должен быть мысленно отделен художником от предмета, чтобы нарушить привычный образ, уравновешенную цветовую данность бытия в природе. Далее художник, «разбивший в себе» заданное, нейтральное и w безотносительное бытие, собирает его воедино, другими словами, предмет
Психология цвета / Сост.
Роу К. — М.: Рефл — бук, 1996. — 352 с.
95
вновь обретает цвет, но теперь уже другой, возникший как высший вид воссоединения, цвет, несущий в себе новое содержание, согласно мировоззрению художника, особому его отношению к цвету и к предмету.
ф) При таком использовании в художественном произведении, внутри цвета,
по мнению Эйзенштейна, появляется особый действенный элемент, который выражает сознательное волевое начало внутри того, кто его использует, в отличие от аморфной «природной» данности. Согласно терминологии Эйзенштейна, «линию движения цвета» нужно ощутить сквозь все произведение, в данном случае, фильм.
Он приводит пример, как происходит «перелив красок», движение цвета и фона, если последовательно показывать сначала три оранжевых апельсина на зеленой
W траве, затем, оранжево-красные буйки на голубовато-прозрачной воде и
далее алый мак на фоне голубого неба.
Цвет дает возможность по-новому увидеть предметный мир, предоставляя зрителю возможность ощутить неисчерпаемый потенциал для познания нового смысла в старом, что является частью эстетического наслаждения.
предыдущий следующий
= К содержанию =


Ньютон распределил семь основных цветов, на которые разложился дневной свет, пройдя через призму, по окружности, разделенной в соответствии с музыкальными интервалами4. - релевантная информация:

  1. 1.1. Теория цвета Ньютона.
    цветов» . Этот вывод дал Ньютону основание расположить цвета, на которые раскладывался дневной свет, при прохождении через призму, по окружности, или цветовому кругу. Семь частей окружности DE, EF, FG, GA, АВ, ВС, CD были пропорциональны семи музыкальным тонам или интервалам восьми звуков: соль, ля, фа, соль, ля, ми, фа, соль, содержащихся в октаве. Рис.4. Цветовой круг Ньютона. Ньютон И.
  2. Метафизические мотивы понимания цвета можно обнаружить у некоторых современных исследователей. Так, известный искусствовед И. Иттен пишет:
    основных (белизны, черноты и красноты), говорил, что неразумно будет поступать тот человек, который попытался бы понять количественные пропорции смешения этих основных цветов в многообразно-конкретных цветах: «... тот, кто попытался бы строго проверить все это на деле, доказал бы, что не разумеет различия между человеческой и божественной природой, ведь если у бога достанет и знания, и мощи, дабы
  3. Проблема перцепции цвета интересовала и создателей произведений искусства.
    семь цветных лучей: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, индиго и фиолетовый, и затем, продолжая опыты с призмой сделал еще несколько открытий в области свойств света и цвета2. Ломоносов3 изучал физико — химическую природу цвета и рассматривал явление цвета как восприятие глазом движения частиц определенного типа, которые не были поглощены поверхностью окрашенного тела при попадании на
  4. 1.6. «Учение о цвете» Гете.
    распределении и т.д., и в этих формулах природы лучше всего может быть созерцаемо и понято. В своем учении, Гете рассматривает цвета в трех аспектах: физиологические цвета, которые принадлежат глазу и основаны на его действии и противодействии; физические цвета, которые обнаружены в бесцветных средах или с Гете И.В. Избранные сочинения по естествознанию. - М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 553 с. 2 См.
  5. Большое внимание цвету уделяли представители символизма, литературного направления, родившегося в конце XIX века.
    основных цветов, с возрастанием позитивного значения, согласно их смысловой нагрузке в пьесе «Синяя птица»: ЧЕРНЫЙ — КРАСНЫЙ - БЕЛЫЙ СИНИЙ Представитель французской поэзии Рембо выражает свое отношение к цветам в стихотворении «Гласные». Он связывает цвета с фонетическими конструкциями гласных звуков, давая еще и несколько смысловых ассоциаций. А - черно, бело Е, У - зелено, О - сине, И
  6. 1.2. Краткий обзор физической теории света и цвета .
    основных цвета поскольку обнаружил, что их комбинацией можно получить практически любой цвет (рис. 6.). Оствальд В. Цветоведение. Пособие для химиков, физиков, естествоиспытателей. — М.-Л.: Промиздат, 1926.-201 с. Психология ощущений и восприятия / Под .ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и др. — М.: ЧеРо, 2002.-610с. 133 Рис.6. Опыт Юнга. 1.4. «Цветоведение» Оствальда. Благодаря Оствальду наука о цвете
  7. Цветолечение, или хромотерапия
    семь тел. Человек, как утверждали мудрецы Древнего Египта и философы герметисты (герметизм представляет собой религиозно - философское течение эпохи эллинизма и поздней античности, сочетавшие элементы популярного платонизма и других философских учений с халдейской астрологией и персидской магией и носившее эзотерический характер), создан по образу творческого Слова, Божественного Христа.
  8. Основы естественнонаучной парадигмы познания цвета были заложены в теории цвета Исаака Ньютона (1642-1727), которому принадлежит первая (из современных), наиболее известная, формулировка понятия «цвет» в рамках естественнонаучной парадигмы, данная им более 300 лет назад в его «Оптике».
    цветового зрения лежит наблюдение Исаака Ньютона, что белый солнечный свет, проходя через призму, расщепляется на спектр цветов» [117, с. 190]; «Лишь Исаак Ньютон положил конец донаучному периоду в истории развития учения о цвете и создал фундамент для этого учения, основанный на законах естествознания» [162, с. 10]. Сегодня естественнонаучная парадигма познания цвета представлена в исследованиях
  9. Физиологический процесс возникновения ощущения цвета можно кратко представить следующим образом.
    основном или исключительно при помощи палочек, называется сумеречным зрением; оно не позволяет различать хроматические цвета, а лишь оттенки 40 серого. Зрение, в котором участвуют в основном или исключительно колбочки, называется дневным зрением; дневное зрение дает возможность видеть все цвета (колбочки содержат в себе некую жидкость, так называемый «зрительный пурпур»). Колбочки избирательно
  10. § 1. Естественнонаучный подход.
    цветовых композиций, которые, в зависимости от замысла их создателя, приближаются к реальности, или, наоборот, удаляются от нее. «Субъективные побочные явления световых эффектов пишут на картинах, чтобы вызвать впечатление, что имеются налицо объективные причины для них» - пишет Оствальд1. Оствальд В. Письма о живописи. Очерки по теории и практике живописи. — М., 1905. -157 с. 126 В оптике