Искусство в IT-технологиях...

Карева Наталья Анатольевна. Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства, 2005

2.2.2. Исследование А. Матиссом цвета и его взаимодействий.

Другие известные художники также интересуются воздействием цвета. Анри Матисс сформулировал основную задачу цвета в живописи1: о.н должен служить выразительности. Выразительность - центральный термин практически всех теоретических работ художника об изобразительном искусстве.
Это не страсть, а некое продуманное уравновешенное целое произведения. В картине — это согласованные между собой формат листа, положения изображенных предметов, пространство между ними, линии, окрашенные поверхности. Матисс, активно работавший с цветом и отводивший ему важную роль, отмечает, что живописное произведение должно восприниматься зрителем именно как целое. Отсюда следует, что цвет в картинах Матисса является одним из элементов выразительности, наряду с многими другими. И все же нельзя не заметить, что живопись этого художника отличается использованием больших ярких цветовых пятен. Цвет здесь как бы выходит за ограничивающие его рамки, чтобы заявить о себе вне предметной стороны картины. Сам художник признает такое воздействие цвета: «Картины импрессионистов, построенные на чистых цветах, показали новому поколению, что эти цвета, хотя и служат изображению предметов или явлений природы, могут сами, независимо от изображаемых ими предметов, оказывать воздействие на чувства
Матисс А. Заметки живописца. - СПб.: Азбука, 2001. - 640 с.
зрителя» . О таком, можно сказать, независимом воздействии конкретных цветов Матисс пишет немного. Он отмечает только, что краски в живописи тогда сильны и выразительны, когда не замутнены и не задавлены смешениями, противоречащими их природе.
Матисс рассматривает цветовое пятно не изолировано, а в окружении соседних цветов. Каждый мазок на картине, по мнению художника, меняет свое значение от соседства, то есть частично утрачивает его. Правильно выбранное соотношение цветов может заставить художника изменить форму, перестроить всю композицию картины. Чтобы выбрать правильное цветовое соотношение Матисс предлагает руководствоваться не научной теорией, а чувством, интуицией и опытом. Теория дополнительных цветов несовершенна, как считает художник, и можно уточнить ее законы, расширить границы, если изучать произведения художников, следующих своему инстинкту.
Важно отметить, что когда творит дух, по мнению Матисса, он должен оберегать девственность своих впечатлений и отбрасывать все, что идет от рассудка.
Здесь видно, что творчество Матисса базируется в первую очередь на инстинкте, области бессознательного, где, по всей видимости, и берет начало выбор художником цвета.
Таким образом, в живописи художник, прислушиваясь к своему инстинкту, все же пытается организовать свои ощущения и чувства так, чтобы они могли быть понятны зрителю. Из этого следует, что каждый творец должен изобрести свой творческий язык, который должен быть способен отразить бессознательные и осознанные импульсы своего создателя и быть понятным зрителю.
Пикассо также сравнивал искусство с языком2 . Он считал, что
Матисс А. Заметки живописца. - с.74.
2
Пикассо П. Пикассо. - М.:Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002. - 184 с.
105
непонимание зрителем языка искусства вовсе не означает отсутствие в произведении смысла. Цвет в картинах этого художника так же имеет глубокое значение. То, что целые периоды творчества Пикассо обозначены как «голубой» и «розовый» означает соотнесение зрителем содержания работ того времени с их основной цветовой гаммой.
Сам художник так объясняет это цветовое доминирование: «Я погрузился в синий цвет, когда понял, что Касагемас мертв»1. Синий, по всей видимости, стал для художника способом выразить опустошение после смерти близкого друга. Персонажи картин «голубого» периода Пикассо не смотрят друг на друга, их взоры обращены в пустоту, уже не надеясь обрести счастье и замкнувшись в своей скорби. Синий, таким образом, выступает как цвет духовного одиночества человека, отрешенного от реальной жизни с ее радостями. Как это было показано ранее, в творчестве Метерлинка синий цвет также символизировал выход за пределы реальности, ведь Синюю Птицу Счастья так и не удалось поймать, как недостижимый идеал. Однако там эта нереальность была позитивной. Рембо так же вывел синий цвет в некое высшее безмолвное пространство.
Таким образом, синий цвет выражает постижение истины во всей ее глубине, стоящей вне реальной жизни и доступной лишь духу.«Розовый» период, возможно, явился для Пикассо возвращением к обычной человеческой жизни, с ее радостями и трудностями.
предыдущий следующий
= К содержанию =


2.2.2. Исследование А. Матиссом цвета и его взаимодействий. - релевантная информация:

  1. СОДЕРЖАНИЕ.
    цвета и система Канта. 48 «Учение о цвете» Гете. 51 Восприятие цвета в немецкой эстетике XIX века. 54 Влияние социального фактора на восприятие предметов искусства. 59 Место изобразительных искусств в концепции Ницше. Различные концепции восприятия цвета конца XIX — начала XX века. Роль интуиции при восприятии цвета в произведениях изобразительного искусства. 65 1.12. Цвет в контексте
  2. Заключение к первой главе.
    цвета, теоретических работ по вопросу восприятия цвета, принадлежащих создателям произведений изобразительного искусства, анализа цветовой символики различных культур, процесс восприятия цвета предстает как сложный и многоплановый. Философами это явление рассматривается в абстрактных понятиях, как, например, в концепциях Демокрита, Платона, Августина Блаженного, Канта, Ницше, Сартра,
  3. 2.1. Восприятие цвета в гештальттеории.
    цвета находятся в борьбе за ф преобладание одного над другим, в динамических отношениях фигура - фон. При восприятии картины, для создания определенного образа, глазу сначала необходимо идентифицировать основные цветовые соотношения, выяснив, какое цветовое поле является более оформленным. Поле кажется наиболее оформленным, если оно окрашено более «живым и впечатляющим» цветом. Остается
  4. Актуальность исследования.
    цвета, который изначально помогал человеку ориентироваться в окружающем его мире и выстраивать собственные интерпретации сложньгс конфигураций социального и природного бытия.Цвет представляет собой не только одно из свойств окружающего человека мира, но и является важным фактором социогенеза и социализации индивида, индикатором зрелости культуры, приобретающей цивилизованный характер. Сменяющие
  5. Степень разработанности проблемы.
    исследования в рамках одной из наиболее практических отраслей европейского научного знания Нового времени - оптики, как части физики. Так его природные свойства подробно описываются в работах И.Ньютона, представляющих научно-объективистскую тенденцию изучения физических оснований цвета. Английский физик Дж.Максвелл увязывал цветовые закономерности со структурой эфира как материальной субстанции.
  6. 3.2.2. Виртуальная реальность компьютерных сетей
    исследованиями Интернета как специфического сообщества людей - со своими ценностями, смысловыми интенциями, культурными парадигмами, историей развития. 106 Любое из этих направлений является темой для глубокого исследования, поэтому мы ограничимся лишь обозначением основных особенностей этого вида виртуальной реальности. Мы считаем нужным выделить два основные направления исследования виртуальных
  7. 2.5. Характеристика Web - сайта коммерческого банка как нового вида обслуживания в системе Интернет - банкинга
    исследований, разработка плана необходимых мероприятий. Этот этап имеет основополагающее значение, поскольку от полученных на нем данных и принятых на их основе решений будет зависеть эффективность построенной системы и ее жизнеспособность в целом. Следующим этапом является реализация Web-сайта. На нем должны быть решены такие вопросы, как выбор места размещения сервера, выбор поставщика услуг
  8. §1. Основные инструменты РR в Интернете
    исследования различных разделов корпоративного Интернет-представительства приходится прилагать массу усилий, то, скорее всего, его аудитория будет состоять из одноразовых посетителей, никогда не образующих так называемое «ядро» аудитории. На развернутых сайтах, посвященных электронной коммерции и содержащих обширные информационные и текстовые материалы, навигация становится первоочередным
  9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    исследований, данные об изменениях в среде маркетинга и данные, фиксируемые техническими средствами в сети Интернет.В интернет-рекламе за период ее существования сложились определенные методы оценки эффективности. Автор выделяет следующие группы методов оценки эффективности интернет-рекламы, применяемых в настоящее время в России и за рубежом: методы на основе анализа посещаемости веб-сайта
  10. Выводы по главе
    исследований, данные об изменениях в среде маркетинга, исходные данные по рекламным кампаниям и данные, фиксируемые техническими средствами. К данным отделов компании относятся данные отделов продаж, бухгалтерии, финансов и других отделов. К данным отдельных исследований относятся результаты опросов как через Интернет, так и при личном контакте. К данным об изменениях в среде маркетинга относятся