Искусство в IT-технологиях...

Карева Наталья Анатольевна. Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства, 2005

Цветовая символика современного общества складывается из символики разных культур, создавая новые цветовые символы и заимствуя старые из мирового культурного прошлого.

Мишель Пастуро делает обзор современной символики1. Белый цвет символизирует легкость (белый пояс в борьбе дзюдо), простоту, гигиену (белое белье, холодильники), открытость (белый флаг), а так же страх, смерть и призраков.
Так же белый ассоциируется с холодом, снегом, и может означать мудрость, вечность и счастье. Красный цвет во всем мире используется как сигнал опасности (дорожные знаки, сигнальные огни), знак крови (красный крест), войны, огня (пожарные машины), а так же для привлечения внимания или коррекции (красный шрифт). Еще он символизирует для современного человека любовь, эротизм, так же может активно использоваться в праздничных украшениях, на детских игрушках.
Pastoureau M. Dictionnaire des couleurs de notre temps. — Paris, Christine Bonneton, 1999 . -255p.
117
Символом экологии, природы, юности является в наше время зеленый цвет. Он же олицетворяет рок, удачу или неудачу (зеленый игровой стол, изумруд - камень, символизирующий судьбу), свободу (зеленый сигнал светофора). Синий цвет, наиболее популярный в западных странах (50% населения предпочитают синий цвет), олицетворяет небо, бесконечность, ночь, тени, меланхолию и пассивность. Неслучайно меланхоличные джазовые композиции называются «блюзы». В современном обществе это также цвет мира и согласия (флаг ООН и ЕЭС), цвет моря (морская форма), цвет стерильности (хирургические костюмы, мешки для отходов). Желтый цвет служит для привлечения внимания (школьный автобус, такси, «желтые страницы» телефонного справочника), также является олицетворением богатства (золото, зерно), летнего отдыха, радости и энергии. Наряду с этим, желтый ассоциируется с ложью, предательством (желтая пресса), служит признаком упадка, осени. Черный цвет, и это связано с традициями христианства, обозначает смерть (траур, черный юмор), власть (судьи в футболе).
Далее черный служит знаком нарушения запретов (одежда анархистов, фашистов, бандитов). Так же в современном обществе черный цвет стал знаком сексуальности, изысканности, элегантности и интеллектуальности1. Оранжевый цвет часто используется в оформлении закусочных, поскольку является возбуждающим аппетит, раздражающим цветом. В небольших количествах он способствует творческой атмосфере, радости, веселью, но в избытке оранжевый выглядит вульгарным2. Это цвет здоровья и цвет зла. Коричневый цвет в современном мире достаточно популярен. Он является знаком доверия, стабильности, ассоциируясь с грубым домашним хлебом, с землей, песком, деревом . Однако прилагательное «каштановый», обозначающее красно-коричневый цвет, как отмечает Пастуро, французы
Бодрийяр Ж. Система вещей. - М.: Рудомино, 2001.
- 224 с. 2 Купер М., Мэтьюз Л. Язык цвета. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2001. - 144 с.
118
стараются не употреблять в своей речи, поскольку это слово вызывает ассоциацию с экскрементами. Серый цвет в США — непременный атрибут серьезного бизнесмена и служит знаком богатства и изысканности. Избыток серого может выглядеть скучно, однако в сочетании с другими цветами он приобретает особую выразительность, заставляя другие цвета «говорить»1. Фиолетовый - это цвет, который приобрел большую популярность в последние десятилетия. Раньше в США этот цвет носили пожилые женщины, но теперь он стал очень модным. Во Франции он является символом гомосексуальности. Этот цвет особенно популярен среди детей: их любимые герои - фиолетовые телепузик Тинки Винки и динозаврик Барни.
предыдущий следующий
= К содержанию =


Цветовая символика современного общества складывается из символики разных культур, создавая новые цветовые символы и заимствуя старые из мирового культурного прошлого. - релевантная информация:

  1. 2.3. Предметно-профессиональная модель рекламного текста: информационно-коммуникативная сущность и когнитивно - культурологическая специфика
    символику и языковое пространство. Для успешного выполнения необходимых функций рекламная информация должна быть адресной (Четвертакова, 1996), то есть целенаправленной на конечный компонент коммуникативной цепочки, а именно: на адресата. Для того, чтобы сообщение было эффективным, коммуникатор должен ориентироваться на культурно- языковую компетенцию адресата. Нередко рекламное сообщение
  2. Художественный образ
    цветового решения не будут заметны, так же как и подробности, детали в рисунке. Яркость и сочность цвета, точность и ясность текста должны захватить зрителя сразу. Фигуры людей на плакате делают крупными, рисунок - четким, контурным» , - писал замечательный художник Б.Иогансон. В этом отношении показательно творчество русского художника второй половины XX века Константина Васильева. Его силой
  3. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
    цветовой символике «Божественная комедия» Данте//Дантовские Чтения. 1971.М., 1972.-c.8-12. 50.Галан, А. Миф и символ. М., 1993, с.21-23. 51.Гегель, Г.Ф. Наука логики. ТЛ. М.; Мысль, 1970.-382 с, 52.Гегель. Философия духа // Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.З. М.: Мысль, 1977. - 272 с. 53.Гегель, Г.Ф. Эстетика. М, 1968. - Т. 1. - 180 с; Т.2. - 192 с. 54,Гембл, П., Стоун, М., Вудкок, Н,
  4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний / Э. Т. Дорофеева // Психические заболевания; под ред. Ф. Н. Случевского и др. - Л. : Наука, 1970. -С.319-327. Драгунский, В. В. Цветовой личностный тест / В. В. Драгунский. - М. : Харвест,2005.-448с. 59. 127 Железняк, О. Е. Цвет в пространстве культуры. Основные парадигмы бытия / О. Е. Железняк // Архитектура и культура. - М. :
  5. 3.2.2. Виртуальная реальность компьютерных сетей
    символико-смыслового содержания во времени с одновременным его переживанием и/или пониманием» [136, 149-150]. Когда говорят о виртуальных реальностях компьютерных сетей, имеется ввиду в первую очередь взаимодействие не со средой или сложными данными, но с другими пользователями среды, с другими индивидами, которое 123 происходит виртуально, особом типе реальностей - коммуникативной виртуальной
  6. 1.15. Язык цвета в произведении изобразительного искусства как средство коммуникации.
    цветовой символике различных культур, которая будет проанализирована ниже (см. гл.1, §3 «Цветовая символика различных культур»). Так же для зрителя информативность цвета будет зависеть от его физиологических, и в большей степени, от индивидуальных психологических особенностей. Далее, цвет вовлекается в код микрофизического уровня материала, например, краски в случае живописи. На этой базе цвет
  7. Доминирующее положение в системе цветовых значений имеет западная культура, а точнее — европейская и американская.
    цветовых ассоциациях со следующими предметами: банка «Кока-колы», бутылка «Севен Ап», упаковка пленки «Кодак», пачка порошка «Тайд», возникнет ряд цветов: красный, зеленый, желтый, оранжевый. Однако специалисты, создающие моду на цвета принимают во внимание культурные традиции, предпочтения, то есть «вкус», покупателей, поскольку должна существовать определенная гарантия того, что товар купят.
  8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    цветовых предпочтений людей в крупных культурных группах. Абстрактный аспект находит дополнительное подтверждение при анализе цветовой символики различных культур. Суммарный результат проведенных экспериментов частично подтвердил наличие аналогий между эмоциональной реакцией на произведение изобразительного искусства и цветовыми предпочтениями, что открывает перспективы для применения тендерной
  9. В предыдущих параграфах речь шла о том воздействии цвета на че-ловеческий организм и человеческую ментальность,
    цветового символизма, с древности до наших дней играющих важнейшую роль в реализации общественных связей и отношений как на уровне социальных структур и институтов, так и на уровне личности. Эти цветовые системы -часть современной цивилизованной жизни, ее наиболее яркая и эйфорическая составляющая компонента . Чувство цвета в культуре столь же исторично, как и человеческая чувственность вообще.
  10. В культурологии предметом специального исследования становятся символические формы, наделенные цветом, который несет определенную смысловую нагрузку, поскольку чтобы проникнуть в другую культуру, понять ее, надо научиться правильно интерпретировать значения, заложенные в символических формах и цветовых гаммах.
    цветовой символике различных культур весьма важны для более глубокого понимания произведений искусства, которые, безусловно, отражают идеалы и символические конструкции общества определенной эпохи» [138, с. 8]. Подводя итог рассмотрению гуманитарной парадигмы познания цвета, следует сказать о ее несомненных достоинствах, по сравнению с 63 предыдущими историческими парадигмами.