Искусство в IT-технологиях...

Карева Наталья Анатольевна. Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства, 2005

§ 1. Естественнонаучный подход.

Определение термина «Восприятие» в Большом энциклопедическом словаре следующее: «Восприятие - сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире.
Как форма чувственного отражения предмета, включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.»1 Согласно данному определению, процесс имеет две составляющие: 1) акт получения объективной информации, 2) акт формирования субъективного чувственного ответа в образе. Зрение, так же рассматривается как акт восприятия, однако в определении фигурирует только процесс приема объективной информации и его механизм:
«Зрение — восприятие организмом объектов внешнего мира, посредством улавливания, отражаемого и излучаемого объектами, света. У человека и высших животных световые колебания в диапазоне длин волн 390-760 нм (видимая часть спектра) воспринимаются светочувствительными клетками сетчатки глаза. Нервное возбуждение через зрительный нерв и проводящие пути центральной нервной системы передаются в зрительные центры головного мозга, где возникает зрительное ощущение.»2
Восприятие // Большой энциклопедический словарь в двух томах. — М. Советская энциклопедия, 1991. - с.247.
2
Зрение // Большой энциклопедический словарь в двух томах. — с.468.
125
Из приведенных определений следует, зрение принято рассматривать в более узком контексте, несмотря на то, что как акт восприятия, а точнее, как зрительное восприятие, этот процесс включает
ф два аспекта - прием объективной информации и ее чувственная
переработка. Различная трактовка одного и того же процесса отражает различный подход к данному процессу с точки зрения естественных наук и с точки зрения философии. Каждая из этих отраслей знания накопила богатый опыт в исследовании зрительного восприятия, а точнее, восприятия цвета.
Психология, базируясь на позиции естественных наук, начала принимать во внимание субъективную составляющую восприятия, а точнее — индивидуальную чувственную реакцию на цвет.
Ф В оптике, разделе физики, изучающем свет и цвет как природные
явления, процесс восприятия цвета рассматривается с объективных позиций, выявляя общие законы зрения, практически без учета индивидуальных особенностей конкретного наблюдателя. В контексте восприятия цвета в произведениях изобразительного искусства данные оптики необходимо так же учитывать, как характерные для начального этапа восприятия цвета зрителе*м. Объективные свойства цвета имеют значение для изобразительного искусства, поскольку они могут
W использоваться для создания определенных световых и цветовых
композиций, которые, в зависимости от замысла их создателя, приближаются к реальности, или, наоборот, удаляются от нее.
«Субъективные побочные явления световых эффектов пишут на картинах, чтобы вызвать впечатление, что имеются налицо объективные причины для них» - пишет Оствальд1.
Оствальд В. Письма о живописи. Очерки по теории и практике живописи. — М., 1905. -157 с.
126
В оптике явление света рассматривается как сложный электромагнитный процесс, обладающий как волновыми, так и корпускулярными свойствами1. Оптика как наука, берет свое начало с ф геометрической оптики Евклида и Птоломея, затем, наиболее
значительные работы в этой сфере проводил Декарт. Явлением цвета наиболее продуктивно занимались Ньютон, Ломоносов, Оствальд и другие ученные, чьи теории цветов изложены ниже.
предыдущий следующий
= К содержанию =


§ 1. Естественнонаучный подход. - релевантная информация:

  1. СОДЕРЖАНИЕ.
    подход к проблеме восприятия. 74 Новейшие теории эстетического восприятия. 77 Язык цвета в произведении изобразительного искусства как средство коммуникации. 80 § 2. Восприятие цвета создателями произведений искусства. 86 Цвет в различных видах искусства. 86 Теории цвета у живописцев. 96 «Динамическая теория цветов» В. Кандинского . 96 Исследование А. Матиссом цвета и его взаимодействий. 104 Цвет
  2. Античная эпоха создала собственное отношение к цвету.
    естественнонаучный подход к цвету как явлению физического мира. Эмпедокл, выделяя четыре стихии, обозначал каждую из них своим цветом: воду - черным; землю - желтым; огонь - красным; воздух - белым. Стихиям Эмпедокла соответствуют чувства, темперамент, избира-тельность, они персонифицированы в образах традиционной мифологии: Зевс - огонь, Гера - воздух, Нестис - вода, Аид - земля. Аристотель, в
  3. Физиологический процесс возникновения ощущения цвета можно кратко представить следующим образом.
    естественнонаучному подходу, свет представляет собой сложную смесь предпосылок для восприятия цветных лучей. Пока свет от источника или отражающей поверхности не достиг рецепторов цветового зрения сетчатки (колбочки), считается, что цвета нет. В области видимого света длины волн находятся в пределах от 360 до 780 нм. Излучения с длинами волн от 380 до 470 нм имеют фиолетовый и синий цвет, от 480
  4. Действительно, с позиций ЕНП цвет оказывается... бесполезным для бытия человека, неким случайным эпифеноменом биологической эволюции вида homo sapiens.
    естественнонаучной парадигме, цветоразличепиг -рудиментарная функция, т.е. такая, которая в современных условиях никогда бы у человека не развилась, и со временем должна атрофироваться. Хотя никто из ученых-естествоиспытателей, скорее всего, не отважится на это заявление, оно прямо следует из приведенных цитат. Подобный вывод хорошо сочетается с установкой механистического материализма: «Цвет как
  5. На сегодняшний день наиболее продуктивными являютсяследующие теории цветового зрения:
    естественнонаучных позиций, особое внимание при этом, уделяя эмоционально-психическим особенностям воспринимающего цвет субъекта. Наибольшим применением к области изобразительного искусства пользовалась гештальттеория, которую использовал в анализе произведений изобразительного искусства Р. Арнхейм2 . Согласно подходу гештальттеории, соседние цвета воспринимаются как находящиеся в борьбе за
  6. Степень разработанности проблемы.
    естественнонаучных и гуманитарных), каждая из которых изучает цвет с интересующей ее стороны. Совокупность всех этих наук, Это наше утверждение вряд ли можно считать голословным заявлением, если учесть, что оно основано на изучении не только доступных нам печатных изданий, но также на анализе философской литературы в электронном виде с помощью компьютерной программы поиска AVSearth v.3.13. Поиск
  7. В своих аксиологических основаниях гуманитарная парадигма познания цвета сознательно позиционирует себя оппонентом ценностно-нейтрального подхода естественнонаучной парадигмы,
    естественнонаучной парадигме на первый план выходит методология исследования существования цвета -экспериментальные и математические методы моделирования («как познаем?»), то в гуманитарной парадигме «тот камень, который презрели строители, стал во главу угла» - на первое место выходят аксиологические основания существования значимости, ценности познания цвета для человека («зачем
  8. В силу ведущей значимости аксиологических установок гуманитарной парадигмы в познании цвета, трактовка цвета в ней может быть охарактеризована с позиций функционального подхода,
    естественнонаучной парадигмы познания цвета является И. Ньютон, то основоположником гуманитарной парадигмы постижения цвета может быть назван И. В. Гёте. Великий немецкий поэт был не согласен с теорией света и цвета Ньютона и в противовес создал свою собственную, в центре которой поставил идею «чувственно-нравственного действия цвета». Гёте считал, что цвет «независимо от строения и формы
  9. БИБЛИОГРАФИЯ
    подход. - М.: Альфа-прес, 2000. Чубинец М.В. Использование Интернета при проведении маркетинговых исследований // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - №2. "К Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I и II - 1996 г. Федеральный закон о рекламе. Принят Государственной Думой 14 июня 1995 г. Международный кодекс рекламной практики. Принят международной торговой палатой в 1966 г. Aaker D.,
  10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    подход в оценке эффективности интернет-рекламы, суть которого заключается в использовании системы взаимосвязанных показателей, способных комплексно отразить абсолютные и относительные результаты рекламной деятельности на каждой из стадий взаимодействия интернет-пользователей с рекламой. Имеющиеся в настоящее время 148разработки в этом направлении других авторов не раскрывают всего потенциала