Искусство в IT-технологиях...

Карева Наталья Анатольевна. Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства, 2005

1.2. Краткий обзор физической теории света и цвета .

Согласно Гуку, свет — это импульсы сжатия, распространяющегося с бесконечно большими скоростями. Гюйгенс предположил, что свет — это волна, исходящая от источника света и распространяющаяся с большой скоростью.
Далее волновая теория была развита Юнгом и Френелем. В 60-е годы XIX века Максвелл выдвинул теорию единого электромагнитного поля, а затем Герц впервые получил электромагнитные волны. Поведение радиоволн имело аналогию с поведением света, и Фуко, Майкельсон, Лебедев опытно подтвердили, что свет — электромагнитная волна. В конце XIX века выяснилось, что свет излучается и поглощается не непрерывно, а порциями — квантами. В 1900 году Планк создал квантовую теорию электромагнитных процессов, а затем Эйнштейн — квантовую теорию света. Согласно последней, свет — поток световых частиц, фотонов, движущихся со скоростью, равной скорости света, и обладающих конечной массой и импульсом.
Свет, который способен воспринять глаз человека, называется в оптике видимым светом и на шкале электромагнитных волн лежит между инфракрасным и ультрафиолетовым излучением. Свет различных длин волн X возбуждает разные цветовые ощущения.
Оствальд В. Цветоведение. Пособие для химиков, физиков, естествоиспытателей. — М.-Л.: Промиздат, 1926.-201 с.
2
Оптика: Введение в оптику. Электромагнитная природа света. Фотометрия. / Барсенов Д.Г., Грановский В.Г., Греков А. А., Юркевич В.Э. - М.: ЦНТДИСИ при РГПИ, 1992. -30 с.
130
 энергетические характеристики <b>света</b> и <b>цвета</b>
Свет воздействует на человеческий глаз, передавая ему энергию, переносимую световой волной. Однако интенсивность зрительных ощущений человека не имеет прямой зависимости от интенсивности светового потока, по этому в оптике существует ряд фотометрических величин, по которым оцениваются энергетические характеристики света и цвета, исходя из зрительных оценок. Здесь же выявлена неодинаковая чувствительность глаза к разному цвету. Кривая чувствительности глаза, названная кривой относительной спектральной световой эффективности К^ (рис.5) имеет максимум при X, = 555 нм. Это означает, что глаз лучше всего видит зеленый цвет. К,.
 Вид графика кривой относительной спектральной световой эффективности К^
Рис.5. Вид графика кривой относительной спектральной световой эффективности К^.
131
Согласно графику кривой относительной спектральной световой эффективности К*, (рис.5), синий и фиолетовый цвета лучше видны глазу, чем красный цвет. Таким образом, можно предположить, что при одинаковых характеристиках, то есть, например, одинаковой насыщенности, яркости цвета, площади и формы окрашенной поверхности для образцов разного цвета, интенсивность их окраски будет неодинаково восприниматься глазом. Это расхождение на начальном этапе может играть важную роль при восприятии цвета зрителем.
Для цветового зрения человека характерны еще некоторые особенности. Так, например, глаз может определить происхождение цвета, то есть был ли цвет образован, скажем, чистым оранжевым пигментом, или получен путем смешения красной и желтой краски1. Это различие может усиливаться в зависимости от освещения образца дневным светом или светом вольфрамовой лампы. Далее известно, что при низкой освещенности синие и зеленые объекты кажутся более яркими, чем красные, при их равной яркости в прямом освещении. Это означает, что на восприятие произведения искусства большое влияние оказывает освещение.
При восприятии цвета имеет место еще одно явление. Если на экран, освещенный бледным синим светом спроектировать пятно белого света, оно окажется нам бледно-желтым. Этот эффект был подмечен Гете, а так же, согласно художнику Петрову-Водкину2, его широко использовали импрессионисты которые пытались уловить малейшие визуальные нюансы, которые рождал свет.
Существует так же явление хроматической адаптации, при котором
The New Encyclopedia Britannica.
Macropedia. - Encyclopedia Britannica, Inc., 1994. -vol.l6,994p.
2
Петров — Водкин К. Пространство Евклида. — СПб.: Азбука, 2000. - 786 с.
132
человеку, долго смотревшему на зеленый газон, коричневые объекты будут казаться красными.
Эти эффекты объясняет трихроматическая теория , предложенная Юнгом и Гельмгольцем. Юнг выдвинул гипотезу о том, что в сетчатой оболочке глаза находятся троякого рода нервные элементы, придающие ощущение красного, зеленого и фиолетового цвета1. Гельмгольц объединил понятие цветового тона, то есть конкретного ощущения цвета, с определенной длиной волны. Далее он ввел и другие параметры цвета: светлоту, чистоту. Гельмгольц определил более правильные пары дополнительных цветов: красный - морская зелень, оранжевый — ледяной синий, желтый — ультрамарин синий, лиственно- зеленый — фиолетовый . Согласно теории Юнга-Гельмгольца, глаз человека обладает тремя типами цветочувствительных рецепторов. Эти рецепторы отвечают за восприятие красного, зеленого и синего (или фиолетового), а ощущения остальных цветов спектра возникает при смешении сигналов этих трех рецепторных систем. Юнг2 выбрал три основных цвета поскольку обнаружил, что их комбинацией можно получить практически любой цвет (рис. 6.).
Оствальд В. Цветоведение. Пособие для химиков, физиков, естествоиспытателей. — М.-Л.: Промиздат, 1926.-201 с.
Психология ощущений и восприятия / Под .ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и др. — М.: ЧеРо, 2002.-610с.
133
 Опыт Юнга
Рис.6. Опыт Юнга.
1.4. «Цветоведение» Оствальда.
Благодаря Оствальду наука о цвете перешла из качественной в количественную. Прежде всего он дал определение цвету и свету с точки зрения восприятия этих явлений человеком.
«Цветом называется то ощущение, которое возникает в результате передачи соответствующих внешних раздражений, вызванных светом, - через посредство глаза и зрительного нерва в мозг. ..краски, красящие вещества - химические вещества, при виде которых у нас появляется ощущение цвета. Энергия, которая обычно обуславливает такое раздражение глаза, называется светом»1 . Оствальд измерил цветовые величины, изучил смешение цветов, при котором возникают смеси двух видов: аддитивные,
Оствальд В. Цветоведение. Пособие для химиков, физиков, естествоиспытателей. -с.16.
то есть полученные путем сложения цветов, и субтрактивные, с вычитанием какого-либо цвета. Он так же ввел понятие метамерных цветов, которые характеризуются различным составом, но одинаково выглядят. Оствальд предложил свое схематическое изображение цветов в виде цветового тела (рис.7.).
 Цветовое тело по Оствальду
Рис.7. Цветовое тело по-Оствальду.
По убеждению Оствальда, порядок, в который он привел цвета, мог использоваться как руководство по созданию гармонии цветов. Согласно Оствальду, закономерность и гармонию идентичными понятиями1. Учение о красоте в искусстве цвета распадается на три основные части: гармонию цветов, гармонию форм и учение о взаимном влиянии формы и цвета. Цветовое тело, которое предложил Оствальд, в настоящее время является наиболее удачной моделью, систематизирующей все многообразие цветов, и используется в современном цветоведении.
Оствальд В. Цветоведение. Пособие для химиков, физиков, естествоиспытателей. -с.178.
135
предыдущий следующий
= К содержанию =


1.2. Краткий обзор физической теории света и цвета . - релевантная информация:

  1. СОДЕРЖАНИЕ.
    обзор физической теории света и цвета. 130 «Цветоведение» Оствальда. 134 1.5 Трихроматическая и оппонентная теории восприятия цвета. 136 § 2. Психология восприятия цвета. 140 Восприятие цвета в гештальттеории. 141 Хроматическая теория Серова и восприятие цвета. 143 Исследования в области формирования цветообозначений и цветовой семантики. 145 2.4. Общность физиологической реакции на цвет и
  2. Физиологический процесс возникновения ощущения цвета можно кратко представить следующим образом.
    обзор: [53]), позволяющий идентифицировать мелкие цветовые поля на фоне крупных. Существует также гипотеза о дублировании всего множества селективных детекторов цвета нейронами образной памяти [135]. Пройдя весь сложный путь от глаза до зон цветового анализатора в коре, электромагнитные колебания бесцветного света «превращаются» в то, что мы воспринимаем как цвет. Этот путь в настоящее время
  3. 2.4 Восприятие текстовой информации веб-сайта
    краткая интуитивно-понятная форма заказа - все это может существенно увеличить эффективность интернет-магазина. При разработке программного обеспечения, особенно рассчитанного на широкую пользовательскую аудиторию, например, интерфейса банкомата или программы управленческого учета, юзабилити несет ответственность за скорость и продуктивность работы пользователей. Чем выше продуктивность, тем
  4. 1.6. «Учение о цвете» Гете.
    физической природе света и цвета, их природным свойствам, имеющим определенное постоянство вне зависимости от нюансов возникающих при их восприятии конкретным человеком. Именно по этому, Гете решительно отвергал эту теорию, Ньютон И. Оптика или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветахсвета. - с.42 2См. там же: с.22. 3См. там же: с.95. 4См. там же: с.100. 5См. там
  5. Заключение к первой главе.
    обзора философских концепций по ф вопросам восприятия цвета, теоретических работ по вопросу восприятия цвета, принадлежащих создателям произведений изобразительного искусства, анализа цветовой символики различных культур, процесс восприятия цвета предстает как сложный и многоплановый. Философами это явление рассматривается в абстрактных понятиях, как, например, в концепциях Демокрита,
  6. 1.2. Исследования Ломоносова относительно природы цвета.
    теории, температура влияет на интенсивность краски, что он доказал на опыте. Глаз человека воспринимает цвет, благодаря тому, что движение эфирных частиц, не поглощенное предметом, производит соответствующее движение на дне глаза. Как видно, Ломоносов выявил динамическую природу цвета, которая, вероятно, не может не восприниматься человеком. Исследования в области света и цвета приобрели новое
  7. Заключение ко второй главе.
    обзора естественнонаучных теорий явления цвета и света, рассматриваемые в абстрактных понятиях без учета индивидуальных особенностей наблюдателя, предстают как реальные динамические процессы, имеющие определенные энергетические характеристики и корпускулярно-волновую природу. Это может служить доказательством того, что при восприятии цвета имеет место физиологическая реакция на цвет со стороны не
  8. Цветовая символика в Европе эпохи Просвещения практически лишилась своего магического, религиозного содержания, что связано с достижениями физической оптики, изложенными И.Ньютоном в «Лекциях по оптике».
    теории, В Работе «Учение о цвете» он утверждает, что цвет оказывает прямое воздействие на психику человека4. В соответствие определенным цветам Гете ставит определенные психологические состояния человека. Он выделяет «положительные» цвета - желтый, оранжевый, Чернова, А.Д Все краски мира, кроме желтой (опыт пластической характеристики персонажа у Шекспира, М.: Искусство, 1988, с 72, Насонова,
  9. Рассмотрим некоторые цвета.
    физические аналогии: мокрый, сухой, чистый, грязный, теплый, холодный; весовые и пространственные аналогии: тяжелый, легкий, близкий, далекий; во-вторых, музыкальных ассоциации; в-третьих, органолептические ассоциации. С помощью цвета в упаковке часто кодируют определенные категории продуктов; морепродукты упаковывают в зеленый, синий цвета; овощи - в зеленый, желтый, красный; мясные продукты - в
  10. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
    физические размышления о сознании, символике и языке. М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. - 216 с. Мануйлов, М.А. Психология рекламы. М., 1925. - С, 21-35. Мартынов, Ф.Т. Магические кристаллы. Философский очерк. Свердловск, 1971, - 190 с. 170. 152 Мартынова, С.А., Облакова, СВ. Психологическая эффективность печатного рекламного текста. М,, 1999. - С. 115-120. Матисс, А- Заметки живописца