Искусство в IT-технологиях...

Карева Наталья Анатольевна. Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства, 2005

2.3. Исследования в области формирования цветообозначения и цветовой семантики.

Психология восприятия цвета находит плодотворную почву в исследовании семантики цветообозначений. Российский филолог В.Г. Гак, изучая способы обозначения цвета, приходит к выводу, что «если
слуховые ощущения тоньше дифференцируются и чаще отмечаются
русским языком, то цветовые впечатления — французским» .
Этот вывод дает возможность считать французов людьми очень чувствительными к цвету. Это доказывается не только изучением французского языка, где обозначение цвета отличается большой метафоричностью, может участвовать в характеристике непосредственной окраски предмета, его фактуры, также как быть названием разных человеческих эмоций, степенью их интенсивности, характеристикой качеств человека и
состояний окружающей природы. В пользу французов, как тонких
ценителей цвета красноречиво говорят множество направлений живописи, родившихся во Франции в XIX веке, такие как импрессионизм, фовизм и другие, впервые сосредоточившие все внимание на цветовых ощущениях.
Серов Н.В. Светоцветовая терапия. - прим. к. с. 17.
2
Гак В.Г. Беседы о французском слове. — М.: Международные отношения, 1966. — 336с.
Также необходимо указать, что разные культуры имели разную систему цветообозначения. Так, для древних культур Африки характерно наличие трех основных цветов, черного, белого и красного. Красным, например, представители племени Бамбра из долины Нигера обозначают лимонно-желтый, кофейно - коричневый, нежно -зеленый и пурпурный, а в племени Мбея из республики Чад под этим термином могут пониматься розовый, розовато-лиловый, желто-зеленый, желтый, оранжевый, красно-коричневый и другие оттенки1 . Под черным и белым у этих народов, а также у племени Дани из Новой Гвинеи2, подразумеваются темные и светлые оттенки любого цвета. В языке других народов, как, например,в языке хануноо, может существовать всего два признака для цветоразличения: яркость и влажность, то есть высохший цвет или влажный, встречающийся у свежих, сочных растений. В Африке могут говорить о цвете нежном, или цвете грубом, о цвете глухом или звонком, цвете веселом или цвете грустном. У некоторых племен богатая лексика коричневых оттенков неодинакова для мужчин и для женщин3.
4
Исследование французского и русского цветообозначения выявляет наличие более стройной системы для обозначения оттенков в русском языке, где новое слово, обозначающее новый оттенок образуется чаще всего при помощи приставок ярко-, светло-, темно-, красно-, сине- и так далее, а также суффикса -атый. Для французского
Психология цвета / Сост. Роу К. - М.: Рефл - бук, 1996. - 352 с.
Вартанов А.В. Цветовое семантическое пространство; автореф. дисс. докт. псих. наук. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1995. - 25 с.
Pastoureau M. Dictionnaire des couleurs de notre temps. — Paris, Christine Bonneton, 1999 . -255p.
Гак В.Г. Беседы о французском слове. — М.: Международные отношения, 1966. - 336с.
языка характерно наличие большого числа цветообозначений, появившихся из необычных ассоциации с фактурой, историческим моментом или человеческим темпераментом. Несмотря на эти различия,
ф; существует мнение1, что семантическое пространство языка с точки зрения
цветообозначения, стабильно и сходно для разных народов. Также оно имеет подобие перцептивному пространству, то есть структура обозначения цветов, которую использует человеческий мозг при своей работе имеет сходство со структурой, которой он следует, упорядочивая цветовые ощущения.
Р. Фрумкина, исследуя «имена цвета» у людей, владеющих русским языком, приходит к выводу, что основные цвета спектра не являются
W ключевыми в системе смысловых соответствий цветообозначения и
соседнего с ним «по смыслу» цветового оттенка .Таким образом, цвет вызывает целый комплекс ощущений и ассоциаций, обусловленных как индивидуальными и общими особенностями человеческой личности, так и культурно-исторической средой, которые оказывают влияние на формирование эмоционально-психологической реакции на него.
Процесс образования определенного обозначения цвета можно рассматривать как акт символизации цвета, выраженный средствами
w языка.
В неязыковой форме этот же представлен в цветовой символике
разных культур.
Символ, согласно Юнгу, - это термин, имя или изображение, а в данном случае, цвет, известные в повседневной жизни, но обладающие специфическим добавочным значением к своему обычному смыслу . Наше восприятие, так же как и восприятие цвета, имеет бессознательные
* Вартанов Л.В. Цветовое семантическое пространство; автореф. дисс. докт. псих. наук.
- М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1995. - 25 с.
Фрумкина P.M. Цвет, смысл, сходство. — М.:Наука, 1984. — 175 с. 3 Юнг К. Человек и его символы. - СПб.: Б.С.К.,1996. - 455с.
147
аспекты. Исходя из концепции Юнга, когда наши органы чувств реагируют на реальные явления, в данном случае цвет, они переводят их из области реального в область разума. При этом цвет становиться психическим
явлением, конечная природа которого непознаваема. Символические
образы Юнг связывал с архетипом — тенденцией к образованию представлений мотива, которые могут значительно колебаться в деталях, не теряя при этом своей базовой схемы. Архетипы Юнга подобны «архаическим остаткам», впервые отмеченных Фрейдом. Это ментальные формы, присутствие которых не объясняется жизнью индивида, а следует из первобытных, врожденных и унаследованных источников человеческого разума.
Применив эту теорию символов к цвету, можно
сказать, что цвет интуитивно схватывается бессознательным и
подвергается архитипической обработке. Архетипы имеют собственную специфическую побудительную энергию. Это дает им возможность как производить осмысляющую интерпретацию (в собственном символическом ключе), так и вмешиваться в данную ситуацию со своими собственными импульсами «мыслительными образованиями».
Символ может быть «естественным», возникший из бессознательных
содержаний психического, и «культурным», тот, который сознательно
используется для выражении «вечных истин» человечества. Цвет сочетает
в себе черты как «естественного», так и «культурного» символа.
Сознательная составляющая обнаруживается в традиционной цветовой
символике разных народов, обзор которой сделан выше.
«Бессознательный» аспект цвета как символа проявляется в цветовом
предпочтении людей, которое имеет некоторые общие черты, выходящие
за рамки культурно-исторической обусловленности, и указывающие на его
общечеловеческий, архитипический характер. Так же это обнаруживается
в одинаковой физиологической реакции на цвет представителей разных
народов и культур.
предыдущий следующий
= К содержанию =


2.3. Исследования в области формирования цветообозначения и цветовой семантики. - релевантная информация:

  1. СОДЕРЖАНИЕ.
    области формирования цветообозначений и цветовой семантики. 145 2.4. Общность физиологической реакции на цвет и цветовых предпочтений людей в крупных культурных группах. 149 Заключение ко второй главе 154 IV. Экспериментальная часть. 156 Описание эксперимента № 1. 157 Обсуждение результатов эксперимента №1. 162 Описание эксперимента №2. 170 Обсуждение результатов эксперимента №2. 172 .Выводы 175
  2. Заключение ко второй главе.
    исследования, физиологический, психологический и абстрактный аспекты эстетического восприятия цвета в произведениях изобразительного искусства имеют связь с выявленными Серовым планами интеллекта. Проведенные исследования в области формирования цветообозначений и цветовой семантики выявляет устойчивый комплекс ощущений, сопутствующих зрительному восприятию цвета, что служит еще одним
  3. При исследовании восприятия цвета может оказаться полезным анализ формирования цветообозначений и цветовой семантики,
    исследования является найти общие положения различных теорий визуального восприятия произведений изобразительного искусства, учитывая как культурно-исторический, так и психофизиологический аспекты. Далее является необходимым установить связь теоретического исследования с реальными фактами, используя для этой цели научный
  4. Степень разработанности проблемы.
    исследования в рамках одной из наиболее практических отраслей европейского научного знания Нового времени - оптики, как части физики. Так его природные свойства подробно описываются в работах И.Ньютона, представляющих научно-объективистскую тенденцию изучения физических оснований цвета. Английский физик Дж.Максвелл увязывал цветовые закономерности со структурой эфира как материальной субстанции.
  5. В предыдущих параграфах речь шла о том воздействии цвета на че-ловеческий организм и человеческую ментальность,
    исследования подтверждают тот факт, что в основе любой цветовой символики лежит противопоставление таких категорий, как свет и тьма. М. Свадеш обнаружил в языках народов Африки, Океании, Южной Америки наличие двух или трех поня-тий, относящихся к цвету, «светлый», «темный», «пестрый» . А, Вежбиц-кая отмечает наличие двух цветообозначений автохтонных народов Австралии: под белизной и чернотой
  6. В философской традиции цвет становился предметом рефлексии в связи с общими мировоззренческими размышлениями онтологического, гносеологического и эстетического характера.
    исследованиях цвета важная роль принадлежит и математике, с помощью которой разрабатываются методы описания и измерения оттенков цвета. Имеется еще ряд научных дисциплин, изучающих роль цвета в более узких сферах человеческой деятельности, например, такие как полиграфия, химия лаков и красок, криминалистика и др. (Д. Джад, С. Джонстон, Г. Вышецки, П. Нуждин и др.). В настоящее время ведущее место
  7. Научная новизна исследования
    исследовании проводится анализ цветообозначений в разных языках, цветовых предпочтений и физиологической реакции на цвет в контексте проблемы восприятия цвета вообще, и в произведениях изобразительного искусства, в частности. Источниками исследования являются теоретические концепции по проблеме зрительного восприятия и восприятия цвета, литературные произведения, произведения изобразительного
  8. Выше мы уже упоминали о тесте МЛюшера, сейчас мы обратимся к его использованию для установления эмоциональных особенностей вос-приятия цвета.
    исследований, говорят о том, что каждый цвет обладает своей независимой от контекста семантикой и вое- 1 Rrbesoh, J. Verwendung des LuscherFarbtests in der arts lichen praxis, Artzlbche Praxis, №31T 19fi2, cJO-12. ^Шехгер, МС Зрительное опознание. М.: Педагогика, 19?/5с. 27. 37 принимается человеком в соответствии с ней. Результатом работы стал знаменитый тест Люшера, с помощью которого можно
  9. М. Люшер предложил следующую эмоциональную семантику цвета:
    исследования личности. Л., 1978, с.97, 47 оказывает целительное, расслабляющее действие; розовый - прекрасный помощник в сфере личных отношений: он усиливает чувства, делает нас более внимательными, ласковыми и чутки-ми; голубой - тоже настраивает на область чувств, но более возвышенных, скорее платонических, нежели приземленных. Это цвет дружеской привязанности, родства душ. Голубой - цвет
  10. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
    исследования личности. Л., 1978.-c.H-18. 15.Барт, Р. Мифология. М,: Изд-во им, Сабашниковых, 1998. - 216с. 16.Батай, Ж.Внутренний опыт. СПб.: Аксиома-Мифрил, 1997. - 387 с. !7.Бауэр, В.И. и др. Энциклопедия символов. М: Крон-Пресс, 1998.-502 с. 18.Белый, А. Символизм как миропонимание, М.: Республика, 1994.-525 с. 19,Бену, Э. Цвет в христианских видениях // Психология цвета. М, 1996.-c.9-15.