Искусство в IT-технологиях...

Карева Наталья Анатольевна. Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства, 2005

2.4. Общность физиологической реакции на цвет и цветовых предпочтений среди больших культурных групп.

Вопрос цветового предпочтения включает несколько аспектов. Согласно Арнхейму, цветовое предпочтение связано с социальным и личностным фактором1. Здесь он указывает влияние пола человека, темперамента, нравов и обычаев культуры, которой принадлежит зритель.
Гете также отмечал, что дикари, некультурные народы и дети имеют склонность к желто-красному, пестроте и ярким цветам2. Французы, согласно наблюдениям Гете, предпочитают цвета с активной стороной, англичане и немцы любят сочетание соломенно — красно- желтого с темно — синим, итальянцы и испанцы часто используют красный с примесью синего. Пол также оказывает влияние на цветовое предпочтение: молодые женщины предпочитают розовый и голубой, пожилые — лиловый и темно — зеленый. Гете также утверждает, что цвет волос тоже имеет влияние на то, какой цвет кому нравиться. Так, блондинки предпочитают фиолетовый и светло — желтый, а брюнетки — синий и желто — красный. Вообще, «По характеру цвета одежды судят о характере человека. Так, можно наблюдать отношение отдельных цветов и их сочетаний к цвету лица, возрасту и положению»3.
Исследование цветовых предпочтений ведется в настоящее время представителями различных сфер. Психологам4 выбор человеком того или
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие - Б.: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. - 392 с.
2
Гете И.В. Избранные сочинения по естествознанию. — 328 с. ф' См. там же.
4
По этому вопросу см.: Люшер М. Какого цвета ваша жизнь. — М.: HIPPO, 2003. — 252с, Фрилинг Г., Ауэр К. Человек - цвет — пространство. Прикладная цветопсихология. -М.: Стройиздат, 1973. -116 с. Татиевский А. Цвет и характер. — М.: МОИМПЕКС, 1995.-20 с.
149
иного цвета дает информацию о характере этой личности. Эти же исследования приобретают значение при лечении цветом1. Также, цветовые предпочтения разных людей имеют некоторые общие черты. В США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, в большинстве стран Западной Европы, за исключением Испании, в некоторых странах Восточной Европы (Венгрии, Польше) большинство взрослого населения и дети после девяти лет предпочитают синий цвет (50%), затем следует зеленый (20%) и красный (10%) . У детей до девятилетнего возраста другой ряд предпочтений: наиболее любимый цвет - красный, далее следует желтый, и только затем - синий цвет. Таким образом, детям нравятся «теплые» цвета, а взрослые — «холодные». Не существует других различий цветовых предпочтений - ни по полу, ни по сфере профессиональной деятельности или социальной среде опрашиваемых. В Южной Америке приводиться другая шкала предпочтений: в Бразилии самый любимый цвет — красный, затем следует синий, в Чили и Аргентине — синий, далее - белый цвет, в Перу наиболее предпочитаемый красный, а за ним следует зеленый, в Колумбии желтый, и далее синий цвет. Интересным случаем является Испания, для которой, в отличие от всех остальных стран Западной Европы, на первом месте в цветовом предпочтении стоит красный цвет, затем идет синий и далее — желтый. В Японии существуют совсем другие предпочитаемые цвета: самый любимый - красный, затем следует черный и далее — белый цвет. Что касается цветов, наименее предпочтительных — это серый, фиолетовый, оранжевый и коричневый цвета в порядке убывания расположения к ним зрителя. Так же, как отмечает французский
Серов Н.В. Светоцветовая терапия. - СПб.: Речь, 2001.-256 е., Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. — СПб.: Б& К, 2000. — 212 с.
Цифровые данные взяты из книга: Pastoureau M. Dictionnaire des couleurs de notre temps. - Paris, Christine Bonneton, 1999 . — 255p.
150
исследователь Пастуро, фиолетовые оттенки, стремящиеся к розовым — особенно неприятны глазу.
Как видно, в крупных группах одной культуры чаще всего
ф проявляются сходные цветовые предпочтения у людей, что можно считать
бессознательной архитепической предрасположенностью, которая находит еще большее подтверждение в одинаковой физиологической реакции на цвет у представителей разных культур. Так, японский ученый Кацудзо Ниши) предлагает использовать цветомедитации для лечения различных болезней, утверждая, что красный цвет способен увеличить температуру тела, сделать суставы эластичными, а мышцы - подвижными, пробудить жизненные силы организма1 .
Он рекомендует медитации красным цветом
X при малокровии и упадке сил. Российский цветотерапевт Серов указывает
на сходное воздействие красного цвета на организм человека, приводя данные Е.П. Кожевникова . При восприятии красного цвета пульс учащается и усиливается, увеличивается артериальное давление крови и внутриглазное давление, активизируется мускульная система, увеличивается скорость движений. Оранжевый цвет, согласно Ниши, улучшает обмен веществ, усиливает кровообращение, благотворно воздействует на цвет кожи и процессы пищеварения, обостряет аппетит.
^ Как утверждает Серов, оранжевые цвета «благоприятно действуют на
пищеварение и усиливают аппетит». При созерцании синего цвета, по данным Ниши, уменьшается кровяное давление, восстанавливается ясность мыслей, гасятся страсти. Синий полезен для восстановления нервов, при усиленном сердцебиении, расстройстве кишечника, нервном перенапряжении. Согласно Серову, при воздействии синего цвета на
пациента пульс уряжается и ослабляется, почти исчезает чувство боли,

Ў Ниши К. Энергетическое питание: макробиотика. — СПб.: ПК «Невский проспект»,
2001.-124с.
Серов Н.В. Светоцветовая терапия. - СПб.: Речь, 2001. - 256 с.
151
снижается мускульное напряжение, понижается кровяное давление.
На основании вышеприведенных данных можно сделать вывод о том, что для крупных групп людей, принадлежащих близким культурным средам, цветовые предпочтения могут сохранять постоянство. Отсюда следует, что в данных культурных группах могут существовать общие закономерности восприятия цвета вообще, и эстетического восприятия цвета в произведениях изобразительного искусства, в частности. Поскольку физиологическая реакция на цвет имеет ряд общих моментов для представителей разных культур, можно ожидать, что язык цвета будет являться универсальным для людей разных культур передавая некий общечеловеческий бессознательный базис.
Сделанный обзор многопланового воздействия цвета на зрителя демонстрирует то, что цвет, где бы он не использовался — в религиозной символике, на дорожном знаке, в терапевтических целях, в рекламе, или как выразительное средство в произведениях изобразительного искусства, - он оказывает влияние на работу всего организма человека.
Цвет воздействует на органы чувств, сознание и психику, и при восприятии предметов изобразительного искусства не теряет это воздействие, о чем свидетельствуют теории цвета живописцев.
Художник, как и любой другой человек, обладает своим отношением к цвету. Согласно Арнхейму, существует характерная цветовая гамма на полотнах каждого художника, которая соотносится с темой, содержанием произведения, а также с личностными качествами художника1. В качестве примера, Арнхейм приводит картины Ван Гога с доминантой желтого, а также розовый и голубой периоды в творчестве Пикассо. Согласно Гете, если художник отдается своему чувству, то сразу появляется нечто
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие — Б.: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. - 392 с.
152
красочное в его произведениях .
Таким образом, на восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства оказывает влияние культурная среда, к т которой принадлежит конкретный зритель, индивидуальные особенности
его психики, степень физиологической, а также эмоциональной восприимчивости его к цвету. Однако, несмотря на эти субъективные характеристики, восприятие цвета имеет некий общечеловеческий базис, благодаря которому произведение изобразительного искусства как эстетическое сообщение, использующее как средство коммуникации язык цвета, будет являться информативным для представителя любой эпохи и национально - культурной среды.
Ф
#
*
Гете И.В. Избранные сочинения по естествознанию. — с.332.
предыдущий следующий
= К содержанию =


2.4. Общность физиологической реакции на цвет и цветовых предпочтений среди больших культурных групп. - релевантная информация:

  1. При исследовании восприятия цвета может оказаться полезным анализ формирования цветообозначений и цветовой семантики,
    общность физиологической реакции на цвет, а так же цветовых предпочтений, которая сохраняет постоянство среди людей, представителей крупных культурных групп. Множество работ по проблеме восприятия отражает неослабевающий интерес к этой теме на протяжении всей истории человеческой мысли. Существует множество концепций зрительного восприятия, несколько основных теорий восприятия цвета, однако
  2. Заключение ко второй главе.
    общностью физиологической реакции на цвет и эмоциональной реакции, выраженной в цветовых предпочтениях, среди людей, принадлежащим к крупным культурным группам.
  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    физиологический, психологический и абстрактный в единой и неразрывной связи. Наряду с выявлением этих аспектов восприятия цвета при анализе философских концепций различных мыслителей, наличие физиологического аспекта дополнительно подтверждается естественнонаучными теориями цвета, анализом цветовых предпочтений людей в крупных культурных группах. Абстрактный аспект находит дополнительное
  4. СОДЕРЖАНИЕ.
    физиологической реакции на цвет и цветовых предпочтений людей в крупных культурных группах. 149 Заключение ко второй главе 154 IV. Экспериментальная часть. 156 Описание эксперимента № 1. 157 Обсуждение результатов эксперимента №1. 162 Описание эксперимента №2. 170 Обсуждение результатов эксперимента №2. 172 .Выводы 175 V. Заключение. 176 Библиография
  5. 1.2 Обсуждение результатов опроса №1.
    физиологического и эстетического восприятия цвета. Согласно 163 данным оптики, кривая чувствительности глаза, названная кривой относительной спектральной световой эффективности К*, имеет максимум при X = 555 нм . Это означает, что глаз лучше всего видит зеленый цвет. ф-j При этом, вся группа зеленых цветов оказалась наименее заметной для зрителей на изображениях, имитирующих произведение
  6. 2.3. Исследования в области формирования цветообозначения и цветовой семантики.
    физиологической реакции на цвет представителей разных народов и
  7. 3.2.2. Виртуальная реальность компьютерных сетей
    общность, подобную 137 существующим в обществе партиям и движениям, практически невозможно. В сети отсутствует фактор конъюнктуры, статусность, поэтому, если люди здесь объединяются, это диктуется не какими-то внешними мотивами, а подлинными потребностями и влечениями. В связи с этим, когда мы употребляем понятие «киберкультура», то поступаем не совсем корректно. На самом деле единой
  8. 1.15. Язык цвета в произведении изобразительного искусства как средство коммуникации.
    физиологически обусловленной. Информация, которую содержит цвет для данного зрителя, обусловленная культурными традициями, находит свое более явное отражение в цветовой символике различных культур, которая будет проанализирована ниже (см. гл.1, §3 «Цветовая символика различных культур»). Так же для зрителя информативность цвета будет зависеть от его физиологических, и в большей степени, от
  9. Заключение к первой главе.
    физиологическое ощущение W' - позиция, характерная для многих мыслителей XVII века, а также для Дарвина, Валери и других. Также, при рассмотрении процесса зрительного восприятия исходя из концепций психологов, начинает выступать эмоциональный аспект. При этом, применительно к сфере искусства, в концепциях зрительного восприятия вообще и восприятия цвета, в частности, возникает множество
  10. 2.2 Обсуждение результатов опроса №2.
    общность цветовых предпочтений как при восприятии цвета на изображениях, имитирующих произведение искусства, так и при восприятии самого произведения искусства. Этот же цвет имел глубокое и всеобъемлющее значения в цветовой символике различных культур и является наиболее популярным в западных странах (50% населения предпочитают синий цвет), на что указывалось в §3 «Цветовая символика различных