Искусство в IT-технологиях...

history
Карева Наталья Анатольевна. Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства, 2005

Диссертация кандидата философских наук.

СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ
Жизнь человека - постоянный процесс восприятия окружающей среды.
Объектом данного исследования является
Целью исследования является изучить основные концепции зрительного восприятия и восприятия цвета,
Актуальность исследования
Научная новизна исследования
Проблемы восприятия произведения искусства
Проблема восприятия искусства в XIX веке
Согласно концепции Бергсона восприятие цвета рассматривается как чистое интуитивное восприятие,
Проблема перцепции цвета интересовала и создателей произведений искусства.
На сегодняшний день наиболее продуктивными являютсяследующие теории цветового зрения:
Согласно хроматической теории Н.Серова,
При исследовании восприятия цвета может оказаться полезным анализ формирования цветообозначений и цветовой семантики,
Основная часть диссертации состоит из трех глав.
Глава первая. ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА.
§ 1 Обзор основных философских концепций.
Термин «восприятие» предполагает несколько значений.
1.1 Античность. Чувственное восприятие как явление, гармоничное законам природы.
Еще в древности человек пытался выяснить, какое место он занимает в окружающем мире,
Согласно Демокриту существуют только «нечто», то есть атомы, и «ничто»,
Согласно Пифагору, человеческая душа откликается на гармонические вибрации, родственные внеземным.
Согласно Платону, существует два вида сущего - зримое и незримое.
Согласно Аристотелю, искусство — это процесс созидания, формирования предметов, это движение, вызванное душой и рукой художника, равнозначное движению всей природы2.
Плиний в своем трактате «Об искусстве»1 предпринял попытку написать историю живописи, где он не только рассказывает о различных художниках, но и дает анализ особенностей их живописи.
У Плотина, начало, дающее красоту, мы ощущаем с первого взгляда, наша душа схватывает его, и, распознав, принимает в себя и настраивается с ним на один лад3.
1.2. Свет и цвет как духовные сущности в эпоху Средневековья.
В эпоху раннего христианства попытка сделать божественный образ приятным взору преследовалась как недостойная в период иконоборства VIII-IX в.
Согласно Фоме Аквинскому, непосредственно воспринять Бога с помощью зрения невозможно.
1.3. Возрождение. Цвет в изобразительных искусствах отражает интеллектуальное и духовное наполнение художника.
Положительное значение символизма в изображении выразилось в том, что образ, цвет и другие его элементы стали насыщаться, в первую очередь, глубоким духовным содержанием, а зрительное восприятие приобрело определяющее значение.
1.4. Чувственное восприятие в концепциях XVII века.
Поскольку целью искусства Возрождения являлось превзойти в красоте саму природу,
Гоббс создал свою концепцию ощущения.
Согласно Декарту , эстетический опыт берет начало из ощущения. Ощущение вызывает возбуждение нервов.
Исходя из концепции Шефтсбери , ощущение — это всеобъемлющая функция, представляющая собой магическую связь, которая создает условия для вибрации настроенной души в унисон божественной гармонии.
Юм , изучая рассудочную деятельность человека, формирует концепцию, согласно которой восприятие — это «все, что может быть представлено умом, пользуемся ли мы нашими органами чувств, или воодушевляемся страстью, или проявляем нашу мысль и рефлексию»3.
«Теория зрения или зрительного языка» Беркли основывается на том, что специфические объекты любого ощущения воспринимаются не только одним чувством, но могут быть плодом воображения со стороны других чувств.
Зрение, согласно Дюбо, является тем чувством, которому душа доверяет больше всего в силу прирожденного инстинкта, постоянноБеркли Дж. Сочинения. - с. 143.Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. — Ленинград: Художественная литература, 1940. - 619 с. См.тамже: с. 132.4См. там же: аксиома LIII с.88. подтверждающегося опытом .
На различии творений природы и человека основывается концепция Дидро об искусстве3.
Наиболее тщательно разработанной концепцией в XVIII веке, касающейся чувственного восприятия, можно считать исследование Томаса Рида5.
В середине XVIII века проблемы восприятия активно заинтересовывают немецких мыслителей2.
1.5. Восприятие цвета и система Канта.
В фундаментальном исследовании познавательных способностей человека, которое Кант изложил в свои трех «Критиках», эстетические вопросы излагаются в третьей части: «Критике способности суждения»1.
1.6. «Учение о цвете» Гете.
1.7 Восприятие цвета в немецкой эстетике XIX века.
Роль искусства, как активного участника исторических, политических событий приобретает значение для мыслителей эпохи, последовавшей за событиями Великой французской революции 1789 года.
Согласно Гегелю, с точки зрения эстетики можно рассматривать только красоту, созданную руками человека5.
Согласно Шопенгауэру, порядок, который мы приписываем миру явлений, существует лишь в нашем представлении, тогда как в реальности за явлениями стоит воля, иррациональная сила, динамическая энергия, действующая без цели, а не абсолютный дух.
1.8. Влияние социального фактора на восприятие предметов искусства.
1.9. Место изобразительных искусств в концепции Ницше.
1.10 Различные концепции восприятия цвета конца XIX — начала XX века.
1.11 Роль интуиции при восприятии цвета в произведениях изобразительного искусства.
1.12. Цвет в контексте феноменологии восприятия.
1.13. Психологический подход к проблеме восприятия.
1.14. Новейшие теории эстетического восприятия.
1.15. Язык цвета в произведении изобразительного искусства как средство коммуникации.
§ 2. Восприятие цвета создателями произведений искусства.
2.1 Цвет в различных видах искусства.
Большое внимание цвету уделяли представители символизма, литературного направления, родившегося в конце XIX века.
Гете иллюстрирует этот принцип на цветовом круге, на котором диаметрально расположенными цветами являются те, которые «вызывают друг друга в глазу»2.
Кандинский, теория цветов которого будет подробно изложена ниже, соотносил каждый цвет со звуком определенного музыкального инструмента1.
Ньютон распределил семь основных цветов, на которые разложился дневной свет, пройдя через призму, по окружности, разделенной в соответствии с музыкальными интервалами4.
2.2. Теории цвета у живописцев.
2.2.1 «Динамическая теория цветов» В. Кандинского .
2.2.2. Исследование А. Матиссом цвета и его взаимодействий.
2.2.3. Цвет в теории супрематизма К.Малевича.
§3. Цветовая символика различных культур.
Рассмотрение восприятия художественного произведения вообще, и цвета в нем в частности , не может обойтись без знакомства с данными истории и культуры.
В Древнем Египте1 в красный цвет окрашивали изображения богов и мужчин, черный символизировал бессмертие души.
В античности из трех цветов - белого, черного и красного - первый,
Религии активно используют цветовую символику. Священным цветом ислама является зеленый.
В христианстве красный цвет символизирует огонь Святого Духа, ад и мученичество.
В геральдике также была принята особая цветовая символика.
Цветовая символика современного общества складывается из символики разных культур, создавая новые цветовые символы и заимствуя старые из мирового культурного прошлого.
Доминирующее положение в системе цветовых значений имеет западная культура, а точнее — европейская и американская.
Заключение к первой главе.
Часть вторая. ВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ И ПСИХОЛОГИИ.
§ 1. Естественнонаучный подход.
1.1. Теория цвета Ньютона.
1.2. Исследования Ломоносова относительно природы цвета.
1.2. Краткий обзор физической теории света и цвета .
1.5 Трихроматическая и оппонентная теории восприятия цвета.
§ 2. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА.
Одним из первых, кто обнаружил специфическое психологическое воздействие цвета на человека, был Гете.
2.1. Восприятие цвета в гештальттеории.
2.2. Хроматическая теория Серова и восприятие цвета.
2.3. Исследования в области формирования цветообозначения и цветовой семантики.
2.4. Общность физиологической реакции на цвет и цветовых предпочтений среди больших культурных групп.
Заключение ко второй главе.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Представленное экспериментальное исследование проводилось с целью подтверждения предположения, выдвинутого в заключении ко второй главе о том, что выявленные в теоретической части настоящего исследования, три аспекта восприятия цвета в произведениях изобразительного искусства — физиологический, психологический и абстрактный, могут иметь связь с хроматической теорией Серова, применяемой к анализу цветовых предпочтений.
1.1. Описание эксперимента №1
1.2 Обсуждение результатов опроса №1.
2.1 Описание эксперимента №2.
2.2 Обсуждение результатов опроса №2.
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Цвет в рекламе: