Искусство в IT-технологиях...

Лучкина Светлана Александровна. РR-коммуникации в Интернете (на материале корпоративных ресурсов российского сегмента Сети), 2005

§1. Жанровая и типологическая характеристика контент-проектов в Интернете

В конце XX - начале XXI века в различных сферах социальной жизни происходят трансформации глобального масштаба. Эти сферы связываются в единую систему благодаря деятельности особого рода, основанной на формах коммуникаций, цель которых - создание совместного результата, рассматриваемого как одно из условий жизнедеятельности системы в целом.
Признаки коммуникативной деятельности становятся присущими все большему числу профессий. В этом качестве журналистика и пиарология как сферы организации профессиональных коммуникаций испытывают влияние глубинных социокультурных процессов.
В результате основным объектом исследований становится Текст - энергоинформационное проявление Коллективного Интеллекта, вклад в Коллективный Разум1. И этот вклад осуществляется с помощью естественного языка — своеобразного фильтра, устройства преобразования концептуальных мысленных образов в определенные звуковые и письменные сочетания.
Проблема изучения текста традиционна для изучения всех гуманитарных наук, оперирующих данным понятием . В современной науке под термином «текст» понимают многоаспектный феномен (вербальный, невербальный, письменный, устный), когда само понятие «не замыкается в жестких рамках элементарной схемы, не сводится лишь к аспекту письменной фиксации содержания, оно гораздо многоаспектнее в функциональных проявлениях, самобытнее, ярче в плане своей экзистенциальной выразительности»3.
Под текстом4 вообще понимается «объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которых являются
64
1 Лингвистический энциклопедический словарь.М,, 1990. - С.507.
2 Кубрякова Е.С. Язык и знание: на пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира./РАН .Институт языкознания. - М.: Языки славянской культуры. 2004. - С.507.
3 Барт Р. Семиотика. Поэтика.М.: Издательская группа «Прогресс». 1994. -сС.56.
4 Цит. по Кубрякова Е.С. Язык и знание: на пути получения знаний о языке:Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира ./РАН. Институт языкознания. - М.: Языки славянской культуры. 2004. — С.507.
5 Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.,1981. - С.34.
6 Гальперин ИР. Грамматические категории текста //Изв. АН СССР Сер. ЛиЯ. 1977. №6. - С.7.
связность и цельность»1. Для семиотики и лингвистики текст - это, прежде всего, система последовательно расположенных знаков - иконических, индексальных, символических. Знаковость - один из существенных конституирующих признаков текста, причем для семиотики - это последовательность любых, а для лингвистики лишь вербальных знаков. И все же некоторые исследователи усматривают наиболее общее определение текста именно через семиотический подход2. Как писал Р. Барт, «текст познается, постигается через свое отношение к знаку», он «всецело символичен; произведение понятое, воспринятое и принятое во всей полноте своей символической природы, - это и есть текст»3. Понятно поэтому, что отказ от термина «произведение», которым раньше описывались завершенные сложные речевые образования их последовательных предложений, и замена его на термин «текст» были мотивированы прежде всего попыткой обозначить некий новый объект для целого цикла взаимосвязанных гуманитарных социально прикладных наук, а в силу этого обозначить объект не только с точки зрения литературоведческой. Как заметил А. Долинин, «произведение или текст... есть лишь то, что мы договоримся так называть».4 Традиционно во всех текстологических работах приводится определение известного языковеда Р.И. Гальперина, учение о тексте которого получило наибольшее распространение в нашей науке: «текст - это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с этим типом документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную направленность и прагматическую установку»5. К концептуальным характеристикам текста относятся следующие категории:6

Концептуальные характеристики текста

Концептуальные характеристики текста


1. Категория отдельности, определяемая границами начала и границами конца текста. Текст в любой своей форме имеет границы как физические, так и материальные.
2. Категория информативности. Реализуется в формах содержательно-фактуальной и содержательно-концептуальной информации, а также в структуре и компонентах текста.
3. Категория интеграции. Проявлется в формах подчиненности частей текста его теме и идее.
4. Категория целостности. Предполагает соотнесенность текста с простым или сложным объектом, и являет собой «результат воплощения в тексте авторского замысла (коммуникативного намерения), что в свою очередь есть отражение целеполагагощего характера деятельности вообще».1
5. Категория когезии. Реализуется в различных видах и формах связи. Данная категория выражает линейный характер функционирования языковых единиц.
6. Категория коммуникативности. Предусматривает различные способы ориентации на адресата текста.
В данном исследовании мы рассматриваем текст, прежде всего, как носитель особого рода информации — РR-информации и как структурно организованную по определенным правилам единицу коммуникации, направленную на достижение РR-целей при работе в Интернете.
Обобщенный алгоритм исследования текста можно представить следующим образом:
1 Там же. С.8.
66
нелинейному пространству его структуры. В свете нашего исследования, нацеленного на рассмотрение понятия PR-текста в виртуальном пространстве, этот вывод особенно значим. Согласно последним лингвистическим исследованиям, интертекстуальность свойственна каждому тексту и каждый текст является гипертекстом1. Сами определения интертекстуальности и интертекста указывают на то, что текст неоднороден, нецелостен2. Он функционирует в окружении других текстов, взаимодействует с ними, включает в себя отпечатки более ранних произведений и включается в произведения других авторов по их воле или неосознанно с их стороны. Кроме того, доказывается динамический характер текста: текст - это непрерывно движущаяся, развивающаяся система, направленная на динамическую реализацию замысла автора и на установление динамических отношений между отправителем и адресатом.
Подробно понятие интертекста исследуется в работе H.H. Белозеровой, где дастся несколько определений терминов интертекст и интертекстуальность. «Интертекст как вечно развивающаяся совокупность текстов, существующая ... на виртуальном уровне»3.
Еще раз подчеркнем, что текстуальность и интертекстуальность свойственны любому тексту. В плане интертекста это означает, что отправитель текста как осознанно, так и бессознательно ориентируется на определенные тексты, используя известные ему текстовые модели4.
Интертекст сегодня перерастает в гипертекст как базовый принцип современной культуры. Вспомним, что чем больше текстов читатель осмысливает, тем больше он себя «окультуривает» (термин Богина Г. И.)5 Интертекст поэтому выступает в качестве базового принципа (основы) культуры. Читая текст, рецепиент перерабатывает его, сопоставляя с другими текстами, одновременно присутствующими в его памяти и являющимися отражением действительности. Мысль о том, что изучение единиц культуры возможно на материале их языковой реализации, высказывалась многими авторами (Э. Сепир, Д.С. Лихачев, Ю.С.
1 Дементьева И.Е. Интертекстуальность и участойчивые элементы текста, ТГУ. 2003. - С. 67.
2 Термины «интертекст» и «интертекстуальность» были введены в конце 60-х годов французским лингвистом Дж. Кристевой и получили широкое распространение.
3 Белозерова H.H. Интегративная поэтика, М., 1999. - С.76.
4 См. В. Хайнеман, Реферативный журнал «Языкознание», М., 1999, №1.
s См. Дементьева И.Е. Интертекстуальность и участойчивые элементы текста, ТГУ. 2003.
67
Степанов, Н.Д. Арутюнова и др.)1. Но это касается линейной, статичной формы художественного произведения. Сегодня текст преодолевает линейность и превращается в гипертекст с нелинейной структурой. Текст развивается параллельно культуре. Сравним эпохи развития культуры и текста:2
1) бесписьменная (произведения культуры передается благодаря бардам и др.)
2) письменная культура (произведения передаются через эвристичность восприятия письменных текстов, линейный текст)
3) гипермедиальная культура (её специфика - нелинейность текстов, а также возможность интерактивного подхода к отдельным элементам текста, что означает доступ к каждому узлу семиотически неоднородного культурного пространства, зафиксированного в компьютерной сети.
Итак, концепция гипертекста — преодоление линейности, последовательности текста.
Структура гипертекста - фрагменты знаний, зафиксированных в электронном виде, связанные между собой достаточно случайными отношениями с помощью некоторой технологии.
Приведем пример онлайнового PR-текста, пресс-релиза Интернет-лаборатории КСАН, содержащего сразу несколько пластов PR-информации благодаря наличию внутри текста тематических гиперссылок на соответствующие страницы:
Интернет-лаборатория «Kcaн» завершила работу над презентацией годового отчета Пробнзнесбаика
Интернет-лаборатория «Ксан» (гиперссылка Л?/- npust. автора) создала мультимедийную презентацию годового отчета для Пробизнесбанка (гиперссылка Л52— прим. автора). Банк занимает одну из лидирующих позиций в сфере кредитования средних по размерам компаний Москвы и Московской области. Разделы мультимедийной презентации (гиперссылка№3- прим. автора) можно просматривать как в интерактивном, так и в автоматическом режиме3.
Гиперссылка №1 предлагает читателю совершить переход на главную страницу корпоративного Интернет-представительства лаборатории КСАН - http://ksan.ru/.
Гиперссылка №2 предлагает читателю совершить переход на главную страницу корпоративного Интернет-представительства банка ПРОБИЗНЕСБАНК -http ://www.prbb.ru.
1 Дементьева И.Е, Интертекстуальность и участойчивые элементы текста, ТГУ. 2003. - С.70. : Дементьева И.Е. Интертекстуальность и участойчивые элементы текста, ТГУ. 2003. - С.70. 3 PR-проект по бесплатному размещению PR-информации в Интернете PRESS ROOM, http://pressroom.ro
68
Буторина Е. А поговорить? Интернет как лингвистический феномен// адрес статьи в Интернет http://www.Kraniota.ru.
Гиперссылка №3 предлагает пользователю ознакомиться с более подробной информацией о мультимедийной презентации. Кроме общего описания, целей и задач проекта, пользователь имеет возможность увидеть фрагменты презентации, а также скачать ее с данной страницы. Наличие в РЯ-тексте гиперссылок обуславливает мозаичность структуры Интернет-материала. Мышление, а вместе с ним и текст - это переплетающаяся система идей. Каждый пользователь мыслит по-своему, а поэтому и читать вправе по-своему. Мозаичность структуры предполагает мозаичность мышления, что и отражается в Интернет-текстах.
Сегодня в Интернете работают в основном профессионалы, создающие сетевые издания, составляющие тексты, разрабатывающие контент, выпускающие поисковые системы и словари к ним. Полным ходом идет процесс, названный Р. Фидлером медиаморфозы? что, по аналогии со словом метаморфозы, означает изменения, которые в настоящее время претерпевают СМИ благодаря новым техническим возможностям. Уже сегодня Интернет-технологии позволяют огромному числу людей в письменном виде публично выражать свои мысли. В Интернете границы между жанрами зачастую мягче и подвижнее, чем в реальном мире. Отчасти это объясняется незаконченностью формирования таких жанров, но в целом говорит о том, что в Сети другие законы коммуникации. И если электронное издание стремится максимально использовать предоставляемые Интернетом возможности обратной связи и диалога, то построение текстов в них, очевидно, должно отличаться от монологичных по преимуществу текстов в классических СМИ.
Приведем в качестве примера типичный сетевой гипертекст из онлайновой версии газеты «Известия», фиксирующий в своей структуре фрагменты соответствующей тематике информации, а также позволяющий читателю перейти к данным фрагментам, даже не дочитав его до конца:
Суд над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым можно смело назвать процессом года. Дело слушается уже 7 месяцев {гиперссылка №1- прим. автора) и, по прогнозам адвокатов, продлится до весны. Пока идет процесс над Ходорковским, от компании «ЮКОС» не осталось практически ничего. Недавно
69
государственная компания «Роснефть» купила через никому не известную фирму "Байкалфинансгруп" (гиперссылка №2— прим. автора) основной актив «ЮКОСа» - «Юганскнефтегаз»1.
Гиперссылка №1 предлагает читателю совершить переход на страницу этого же сайта, где размещен материал под названием «Год в тишине», опубликованный ранее и посвященный годовщине ареста М. Хордорковского2.
Гиперссылка №2 представляет собой текст, составленный из комментариев на тему «Кто купил «Юганскнефтегаз»3. Необходимо отметить, что данной уникальной возможностью обладают только читатели Интернет-версии издания - печатный номер, где опубликована эта же статья не содержит ссылок на материалы прошлых выпусков.
Интернет неизбежно превращается из огромного хранилища случайных текстов самых различных жанров и специфик в полноценное информационно-исследовательское пространство. Здесь уже сейчас живет множество текстов, входящих в научный и читательский оборот. Как отмечает ряд наблюдателей, в гуманитарном секторе Интернета начинается период вертикального и горизонтального структурирования4. Изначально разрозненные и не претендовавшие ни на что, кроме рейтинга посещаемости, ресурсы начинают позиционировать себя в тематических и жанровых подразделах Сети. По-видимому, насыщенность информационного пространства достигла тех пределов, когда естественным порядком начинается движение от изоляции и самостийности к установлению границ и заполнению ставших заметными ниш. По вертикали мы наблюдаем тенденцию к размежеванию на две категории: небольшие специализированные сайты (их обычно поддерживают спонсоры и грантовые фонды) и мощные научно-популярные проекты («порталы»), последние нередко с государственным финансированием. Все больше и больше это разделение начинает напоминать стратификацию традиционной (бумажной) журнальной периодики, которая состоит из широкого спектра малотиражных узкоспециальных изданий и нескольких популярных массовых журналов вроде «Науки и жизни» или «Знания-
1 Каллиома Л. «Суд по делу Ходорковского»/Официальный сайт газеты «Известия», адрес в Интернете http ://www.izvestia.ru.
2 «Год в тишине»/Официальный сайт газеты «Известия», адрес в Интернете http://www.izvestia.ru.
3 «Кто купил ЮГАНСКНЕФТЕГАЗ»/ «/Официальный сайт газеты «Известия», адрес в Интернете http://www,izvestia.ru.
4 Кукушкина О.В., Смирнов A.A., Соколов A.A., Текстология и «гипертекстология» Сети, редакционный обзор портала http://www, tejctologv.ru
силы», которые занимаются адаптированными перепечатками наиболее занимательных публикаций1. В горизонтальной плоскости среди специализированных ресурсов происходит заполнение «пустых клеток» -появляются сайты так или иначе пытающиеся освещать все частные разделы гуманитарного знания. Здесь структурирование идет значительно активнее, -родственные издания обмениваются ссылками и баннерами, располагаются рядом в рубриках тематических каталогов, появление новых страниц рецензируется. Понемногу складывается информационная среда, которая начинает выполнять (дублировать) функцию бумажной научной периодики и (частично) книгоиздания.
По большей части научное сообщество пока не является основным адресатом электронных публикаций, в лучшем случае этим адресатом являются читатели молодого поколения. Поэтому абсолютное большинство онлайновых репринтов, к сожалению, не имеет по тем или иным причинам эдиционной (полно)ценности. В частности, именно поэтому не имеют нормальной издательской перспективы и такие известные Интернет-проекты, как библиотека Максима Мошкова или «Общий текст».
Количество контент-проектов, в том числе и научных, постепенно начинает переходить в качество. Нагляднее всего, это происходит через увеличение персональных (домашних) страниц известных ученых и преподавателей, политологов, сциологов и т.д., которые постепенно перерастают в виртуальные семинары и мастерские2. Конечно, все это пока сборники репринтов и перепечаток, частично, лингвистических компьютерных программ, но это уже авторизованная (если хотите, - цивилизованная) издательская практика. В некоторых случаях электронная публикация уже оказывается успешнее книжной3. Также не остаются
Многие старые и новые толстые журналы завели свои страницы в Сети. Некоторые из них представляют собой полную электронную копию бумажного издания, некоторые аннотируют свои материалы, некоторые только рекламируют раздел «содержание» и условия приобретения. Все эти проекты интересны и безусловно полезны, но не оказывают влияния на развитие и организацию сетевой информационной среды, являясь не более чем проекцией бумажного книгоиздания, явлением для Сети все же инородным и поневоле изолированным
2 В качестве примера можно привести портал Текстология-Ру, где публикуются персональные страницы ученых-языковедов.
Помимо данного журнала, можно назвать, например, персональную страницу А.К. Жолковского http: //www, usc.edu/dept/las/sll/alik. htm. Патрика Серио
http://unil.ch/slav/ling/recherche/biblio/SERIQTper5o.html. сайт С. Старостина http://sterlmg,ripet,ru или виртуальную мастерскую под руководством СЮ. Неклюдова http://www.iuthenia.ru/folk]ore . 1 На эту тему можно привести широко известный пример из беллетристического сектора Сети, касающийся переводов на русский язык популярных сказок Дж. Роулинг. Качество переводов, опубликованных издательством «Росмэн», читателей не удовлетворило. Большей популярностью пользуются
71
без внимания и другие издательские преимущества е-публикаций, недоступные гуттенберговскому книгоизданию, в первую очередь - иной способ тиражирования и копирования. В принципе, при соблюдении известных технических правил, связанных с поддержанием электронного ресурса, для Сети - как общественной библиотеки и книжного магазина — вполне достаточно всего одной копии публикуемого текста1. Кроме того, электронный способ хранения и предъявления текста позволяет одновременно публиковать произвольное количество его вариантов, как авторских, так и «редакторских». Иными словами, все имеющиеся варианты текста могут быть опубликованы на одной электронной странице одновременно, и читатель сможет сам выбрать, какой их них ему необходим для прочтения; все варианты могут быть представлены как один многослойный текст, где различающиеся фрагменты тем или иным способом выделены. Дело читателя -пролистать и выбрать. Дело текстолога - подготовить и сверить издания (варианты), но один единственный (!) раз. По-видимому, нам предстоит наблюдать длительный процесс параллельного развития бумажного книгоиздания и электронной информационной среды. Никоим образом не удастся избежать их взаимодействия и, в частности, придется серьезно рассматривать вопрос о влиянии электронных публикаций на бумажные, то есть предусматривать в них «совместимость» с бумажными. Можно предположить, что с развитием сетевой публикуемости начнутся изменения в читательском менталитете, которые будут связанны с повышением самоценности текста, частично утраченной в процессе превращения текста в книгу. По сути, электронное представление текста парадоксальным образом возвращает нас к дописьменной стадии текстопорождения, не теряя при этом всех возможностей тиражирования, как рукописного, так и полиграфического2. Как в дописьменной культуре, электронный текст перестает быть материальным объектом (предметом в обложке), при этом он остается доступен для прочтения максимально возможному количеству читателей.
некоммерческие переводы Маши Спивак, размещенные на сайте «Независимое интернет-издательство Гарри Поттер» http://www.tarrypotter.ni. В день с этого сайта копируют больше тысячи экземпляров переводов, то есть речь идет не только о серьезной конкуренции печатному изданию, а о явном предпочтении.
1 Параллельное размещение текста и всех его переводов - мечта любого грамотного читателя и действенное средство проверки качества перевода. В бумажном книгоиздании (за исключением изданий переводной поэзии) это практически исключено,
1 Кукушкина О.В., Смирнов A.A., Соколов A.A., Текстология и «гипертекстология» Сети, редакционный обзор портала http://www.textoIogy.ru
72
Исчезает материальный посредник, имеющий косвенное отношение к имманентным свойствам текста, но играющий, тем не менее, немаловажную роль при его прочтении и оценке. С ориентацией на эту тенденцию во многом связано тяготение электронных публикаций к анонимности и псевдонимности, особенно на форумах и чатах, когда текст поневоле прочитывается без оглядки на отсутствующие внешние признаки и читателю приходится ориентироваться исключительно на внутритекстовую (имеющуюся в нем) информацию. Кроме того, с повышением плотности информационного поля стоит ожидать изменений в жанровой структуре текстовых множеств. Должна повыситься доля не «первичных», а, если можно так сказать, «переработанных» текстов - рефератов (их уже сегодня в Сети множество), комментариев, компиляций, даже стилизаций, то есть разного рода проекций и отображений ценных «первичных» текстов, ориентированных на различные уровни и способы восприятия.
Итак, предпримем попытку типологизировать тексты, встречающиеся в Интернет-пространстве. Специфика киберпространства состоит в том, что абсолютное множество сетевых проектов представляют собой и контент-проекты в том числе, ибо любой ресурс коммуницирует с читателем исключительно посредством текстовой и графической информации. И если это информационно-аналитическое издание, и Интернет-магазин, и корпоративный портал. В предыдущих разделах данного исследования мы рассматривали типы Интернет-проектов, представленных в российском сегменте сети. Сейчас же обратим внимание на жанры текстового содержания этих проектов по цели воздействия на читателя. В целях проведения жанровой классификации текстов в Интернете была разработана система жанровых характеристик текстов.
М.Н. Кожина определяет жанр как «разновидность литературного произведения, характеризующегося по сферам общения различными особенностями назначения, направленностью содержания, образованием форм и построения текста в композиционносюжетном плане, размером и некоторыми другими признаками»1. А.Н. Кожин, О.А. Крылова и В.В. Одинцов определили жанр как «выделяемый в рамках того или иного функционального стиля вид речевого произведения, характеризующийся единством конструктивного
1 Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1977. - С.91.
73
принципа, своеобразием композиционной организации материала и используемых стилистических структур».1 В.Н. Вакуров дает многомерную характеристику: «Жанр - это всегда установка как на определенный тип, способ изложения, характер и масштаб обобщений, вид подхода, отношения к действительности, так и к экстралингвистической принадлежности речевого произведения».2 Таким образом, мы понимаем жанр как устойчивый тип текста, для которого характерен определенный тип содержания, способ его представления и языкового оформления. Определяющую роль играет способ интерпретации содержания автором.3 Так, одна и та же новостная информация может быть представлена как краткое информационное сообщение в жанре заметки, как сообщение с более подробной проработкой деталей в жанре корреспонденции, может быть проанализирована автором и включена в более широкий событийный контекст в жанре комментария, подвергнута обсуждению в беседе с каким-либо лицом или лицами в жанре интервью и т. д.
Изучение множества Интернет-проектов по теме и проведенный анализ сетевых текстов позволили выявить круг основных жапрообразующих факторов.
I. Факторы, связанные с типом отражаемой внеязыковой действительности (предмет сообщения)4.
1. Характер объекта, отображаемого в тексте.
2. Актуальность или неактуальность сообщаемой информации.
3. Социальная значимость или незначимость сообщаемой информации.
4. Наблюдаемость или ненаблюдаемость отображенных в тексте событий автором сообщения.
II. Факторы, связанные с выбором коммуникативной цели сообщения.
1. Информирование как ведущая цель сообщения.
2. Побуждение как ведущая цель сообщения.
3. Желание разъяснить (эксплицировать) информацию в тексте.
4. Ориентация на изобразительность в тексте,
III. Факторы, связанные с выбором композиционно-стилевой формы текста.
1 Кожин А.Н., Крылова O.A., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. М., 1982. - С.59
1 Вакуров В.Н., Кохтев H.H., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. Уч. пособие для студентов вузов,
обучающихся по специальности «Журналистика». М,: 1978. - С.7
3 Официальный сайт филологического факультета МГУ им, М.В. Ломоносова, http://www.ph?ol.msu,ru,
4 Официальный сайт филологического факультета МГУ им, М.В. Ломоносова, http://www.philol.msu.ru.
74
1 Официальный сайт филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, http://www,philol.msu.ro. 1 Официальный сайт ИА «Росбизнесконсалтинг», рубрика «Главные новости дня», http://top.rbc.ni/
1. Выбор формы персонификации информации.
2. Выбор способа изложения.
а) сообщение
б) повествование
в) рассуждение
г) описание
д) предписание
е) перечень.
3. Выбор субъектной формы текста (тип «образа автора»).
4. Выбор способа (открытый или скрытый) выражения оценки в тексте. Оценочная информация может отсутствовать в тексте (деловые, информационные жанры), может быть открыто представлена в тексте, может составлять его основное содержание.
5.
Наличие или отсутствие стандарта в форме изложения.
Для каждого жанра характерен свой образ автора, т. е. степень проявления авторского «я», степень субъективации изложения за счет эмоционального или логико-аналитического компонента. На языковом уровне проявление авторского «я» выражается, например, в присутствии в тексте личных местоимений и глагольных форм 1 и 2 лица, модальных компонентов, эмоционально-оценочной лексики и т. д.1 Степень выраженности авторского «я» минимальна в информационном жанре заметки, в частности, агентской ленте новостей, в которой авторство не указывается, и максимальна в таких жанрах, как обзор, очерк, эссе, рецензия.
Пример №1: заметка в онлайновой ленте новостей НА «Росбизнесконсалтинг» Конгресс США подтвердил победу Дж.Буша на выборах 2004г.
Конгресс США утвердил итоги презндеЕГГСКИХ выборов 20О4г., победителем которых стал Джордж Буш. Это произошло после того, как Сенат и Палата представителей США на раздельных заседаниях отклонили опротестование результатов выборов, на котором настаивали ряд депутатов-демократов, по сообщению АР. После рассмотрения протеста демократов в Сенате и Палате представителей Конгресса США обе палаты па совместном заседании утвердили результаты выборов2.
Пример №2: профессиональная рецензия на новейшую технологию сканирования мозга потребителя в маркетинговых целях, опубликованная на
75
специализированном портале для менеджеров по рекламе, PR, маркетингу и развитию бизнеса E-Xecutive.Ru. Сканирование мозга - орудие маркетолога
Интересно, если вы увидите сексапильную девушку, облокотившуюся на серебристую поверхность спортивного автомобиля, заставит ли это вас купить его? Можете не отвечать. Теперь маркетологи могут заставить ваш мозг говорить за вас. Эффективная технология сканирования мозга, известная как Магниторезонансная Визуализация Функционирования головного мозга (Functional Magnetic Resonance Imaging, fMRI), наконец входит в набор практических орудий, которые маркетологи используют для изучения эмоций и мотивов потребителей. Примерно 2,5 миллионов установок для fMRI-сканировання в медицинских учреждениях уже сейчас определяют прилив и отлив крови от мозговых центров удовольствия, мышления, памяти <,,.>'.
Однако поскольку для сетевого пространства характерна тенденция к усилению личного начала, стремление автора выразить свое отношение к сообщаемому становится обычным и в таких стандартных жанрах, как заметка. При этом, как показали наблюдения, речь может идти не о разрушении жанра заметки, а о его видоизменении в связи с «инакостыо» медианосителя. Приведем пример типичного онлайнового новостного материала, характеризуемого жанром «заметка»:
В офисах начинается тотальная слежка
Судя по всему, скоро прогнозы о Большом брате воплотятся в жизнь в полной мере. Как показывают исследования, все больше компаний устанавливают в офисах софт для сквозного мониторинга почты и IM. Камеры безопасности и call-центры с возможностью записи и сохранения всех телефонных разговоров — эти чудеса цивилизации уже давно стали привычными атрибутами современного офиса. Но сейчас работодатели идут еще дальше и предпринимают беспрецедентные меры для организации тотальной слежки за сотрудниками <...>*
Система жанров текстовых ресурсов Интернета имеет полевую организацию. Ее ядро формируют собственно давно известные и опробированные газетные жанры, это обусловлено тем, что сетевое пространство представляет собой некий модифицированный аналог медиа-среды, коммуникативной области. Периферию составляют жанры, возникающие при взаимодействии сферы журналистской публицистики с другими сферами речевой практики - деловой, научной, художественной, разговорной. Ближе к ядру находятся художественно-публицистические жанры, научно-публицистические жанры (научно-публицистическая статья), рекламные материалы, дальше — жанры, типичные для других сфер общения и не являющиеся специфически газетными, хотя и помещаемые и на газетную полосу, и на сайт в Интернете. Это тексты официальных документов, художественные произведения, игры, тесты и др. Их можно рассматривать как «цитаты» из других родов словесности, включение
Гостев А. «Сканирование тмозга - орудие маркетолога»/Официальный сайт проекта E-xecutive.ni http .7/ w w w. е -х ecut i v е. т/
г Официальный сайт информационного портала ВЕБПЛАНЕТА, рубрика «Новости», http://webplanet.Tu
76
которых в Интернет-контекст обусловлено потребностью данной среды снабжать читателя официальной и развлекательной информацией.
Проведенный автором анализ текстов в Интернете показал, что научно-публицистические жанры слабо представлены на страницах сайтов, ориентированных на массового читателя. Однако состояние науки, ее проблемы, перспективы развития становятся предметом исследования в публикациях, которые появляются в отраслевых изданиях, например, таких как Текстология-Ру, Лингвистика-Ру и т.д. Однако стремление научного сообщества представить результаты научного знания в электронном виде, структурировать и обработать данную информацию в соответствии с предоставляемыми технологическими возможностями, данное стремление находит свое отражение в той деятельности, которая ведется ВУЗами, библиотеками, индивидуально учеными и исследователями, о чем мы уже говорили на предыдущих страницах данного исследования. Однако на данный момент приходится констатировать, что взаимодействие газетной публицистики с научной сферой происходит не на уровне образования новых жанровых типов и разновидностей, а на уровне использования методов научного анализа исследуемых проблем,1 прежде всего в аналитических публикациях (использование статистических данных, данных социологических опросов, научных гипотез и т.д.; выбор объективной формы изложения и аргументированный анализ, которые сближают, в частности, газетную проблемную статью со статьей научной)2.
Что касается текстов разговорного характера в Интернете, то в исследованном материале они представлены главным образом в жанрах форумов, чатов, авторских записок на персональных страницах и т.д. Этот жанр встречается сегодня на многих сайтах, в том числе и на ресурсах, основной целью которых отнюдь не является предоставить пользователям площадку для общения, а, напротив, извлечение прибыли посредством продажи товаров и услуг компании. Однако организация форумов, конференций и чатов служит проверенным эффективным инструментом привлечения посетителей на тот или иной ресурс. В качестве примера можно привести форум проекта «Свободный доступ к сайтам»,
1 Официальный сайт филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, http: //w w w.phil о 1, ms ц .ru .
2 Лоскутов Н. «Об Интернет-образе языка», научно-популярный Интернет-журнал Мембрана, http://vvww,menibrana .ru
77
1 Форум проекта «Свободный доступ к сайтам», Ь,Пр:/ЯЬгит,openwww.ru
http://www.openwww.ru. где пользователи могут высказать свое мнение на тему электронной коммерции в России, покупок в Интернет-магазинах, непосредственного самого проекта, на форуме которого они находятся: «Проект ОрепWWW- это начало моего бесконечно занятого телефона, бессонных ночей, проблем со здоровьем, это начало моей совершенно иной жизни ©. ОрепWWW открыл мне этот суровый мир... ОрепWWW Парадокс... С Днем Рождения, любимый ОрепWWW»1
Выбор определенной степени обобщения жанровых признаков обусловил наличие у некоторых жанров ряда конкретных разновидностей. Так, например, в зависимости от тематики выделяются разновидности статьи (обобщающая, или общеисследовательская, проблемная, или практико-аналитическая, литературно-критическая, полемическая), очерка (портретный, путевой, проблемный, исторический), обозрения (политическое, литературное, спортивное, техническое). Разновидности заметки (агентская, корреспондентская) зависят от типа авторства, Разновидности интервью (беседа, круглый стол, форум, пресс-конференция, онлайновая конференция) связаны с различными формами организации диалога. В то же время анкета и опрос, хотя и связаны с интервью, представлены как самостоятельные жанры, поскольку их диалогичность имеет скрытый характер, личность интервьюера не выявлена.
Следует отмстить, что часть материалов представляют собой отрывки произведений или полнотекстовые электронные версии произведений или подборку (цитат, комментариев и т.д.).
предыдущий следующий
= К содержанию =


§1. Жанровая и типологическая характеристика контент-проектов в Интернете - релевантная информация:

  1. Объектом исследования является совокупность информационных агентств в сети Интернет.
    жанрового, отчасти типологического и иных аспектов. Однако автору данного диссертационного исследования не удалось выявить работы, специально посвященные анализу информационных агентств в Интернете. На наш взгляд, исследование информационных онлайн-агентств чрезвычайно актуально и представляет собой логическое продолжение работы по научному анализу средств массовой информации в сети Интернет. В
  2. ВВЕДЕНИЕ
    жанровой типологии PR-текстов в Интернете. Кроме того, при разработке глав основной части использовались общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения и экстраполяции. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: Учеб.пособие. - М.: Дело, 2003.-С.306-311. 13 Достоверность исследования обеспечивается привлечением к системному анализу практических разработок и
  3. §2. Типология Интернет-проектов в российском сегменте Сети
    жанров, рассмотренных в предыдущем разделе данной работы. Обратимся к определению понятия «web-сайт». Следует отметить, что юридически принятого определения не существует. На сайте Московского центра Интернет-образования находим следующее определение: Web-сайт — совокупность web-cтpaниц с повторяющимся дизайном, объединенных по смыслу и навигационно, и физически находящихся на одном сервере1.
  4. Жанровые типы
    жанровых характеристик привело к объединению конкретных жанров в 11 жанровых типов. Они следующие: 1) Собственно информационные жанры, содержанием которых является информация, представленная в максимально объективной форме, лишенной авторской индивидуальности. Примерами сайтов, работающих в данном жанре могут служить ресурсы информационных агентств, отдельные разделы Интернет-газет и рубрики
  5. 2.4.4. Web-сайт
    характеристиками Web-сайта являются его содержимое и структура. Кроме того, Web-сайт характеризуется доменным именем (доменными именами) (см. 1.2.5), а также условиями хостинга и доступа, без которых невозможно управление Web-сайтом. 2.4.4.1. Содержимое Web-сайта Содержимое (контент) Web-сайта - это блоки информации (текст, графика, таблицы и т. п.), которые отображаются на Web-страницах сайта.
  6. Основные выводы.
    жанровое разнообразие, наличие комментариев и передовиц; основной жанр - новость, отсутствие комментариев и передовиц как жанра; большое количество несобственно текстовых элементов (графиков, диаграмм, таблиц). наличие особенностей Интернета: интерактивность, услуги, мультимедиа. 133 Заключение Эцио Мауро, став редактором газеты, поставил перед собой цель -сделать «Репубблику» единой новостной
  7. Организация собственных премий и конкурсов
    характеристик является использование принципов демократии и соучастия пользователей в дальнейшем развитии ресурсов. Тим О'Рейлли в статье «Что такое Веб 2.0» говорит, что усиление технологий Web 2.0. произошло за счет коллективного разума. Наконец, в-седьмых, социально-сетевая составляющая, выражающаяся в создании т.н. «социальных сетей» - взаимосвязанных сайтов, позволяющих пользователям легко
  8. Оформление тематических и развлекательных ресурсов в последние годы смещается в сторону все большего использования flash-технологи.
    типологическими признаками. Признак периодичность определяет повторяемость изданий. Используя классификацию Л.Э. Мильчина, информационное агентство в Сети относится к обновляемому электронному изданию, «выходящему через определенные или неопределенные промежутки времени в виде нумерованных или датированных выпусков, имеющих одинаковое заглавие и частично повторяющееся содержание. Каждый следующий
  9. Остановимся подробнее на ежегодном рейтинге информационных агентств компании «Медиалогия».
    типологические признаки являются характерными чертами, свойствами типов как моделей. Также в нашем случае представляется целесообразным деление информационных онлайн-агентств по некоторым дополнительным специальным признакам, наиболее емко отражающим особенности их функционирования. Классификация информационных агентств по форме функциоп ирования Но форме функционирования или характеру появления
  10. 2.3. Типологическая характеристика ведущих российских информационных интернет-агентств
    типологической характеристики информационных агентств сети Интернет является признак специализации деятельности. Рассмотрим те агентства, которые, на наш взгляд, обладают наиболее характерным набором типологических признаков. РИА «Новости» [www.rian.ru| - один из наиболее авторитетных источников оперативной информации в России и за рубежом. Является интернет-версией традиционного информагентства