Искусство в IT-технологиях...

Гульшина Анастасия Евгеньевна. Лингвостилистические особенности текста веб-сайта: проблема смыслового восприятия: на материале презентационных текстов веб-сайта, 2006

1.3 Заглавие как опорный элемент текста

Серьезное внимание, уделяемое вопросам восприятия и понимания текста, предполагает также рассмотрение основных элементов текста в плане их участия в этих процессах. К таким опорным элементам понимания текста мы, в частности, относим заголовок и ключевые слова.
Заголовок художественного произведения, научно-технического текста, газетный заголовок стали предметом лингвистического, психолингвистического и литературоведческого исследований (см., например, [Бойко, 1993; Бойцова, 1992; Кудасова, 1993; Мальченко, 1993; Медриш, 1994; Протохристова, 1993,Толомасова, 1981J).
Наиболее распространенным взглядом на заголовок является следующий: заголовок концентрирует основную идею, тему произведения, является ключом к его пониманию (см., например, [Тураева, 1986]).
Интерпретируемая различными авторами [Бабайлова, 1988; Юганов, 1989 и др.], эта мысль восходит прежде всего к «Психологии искусства» Л.С.Выготского /1968/, который вслед за Христсансеном определяет название как доминант}- текста, его построения, композиции. Л.С.Выготский доказывает на примере рассказа И.Л.Бунина «Легкое дыхание», что доминанта, выраженная заголовком, воплощается и проясняется в тексте произведения. Приводимый Л.С.Выготским пример раскрывает еще некоторые стороны названия, а именно: разрешение авторского замысла, его намерений, их воплощение в сюжете, а также воздействие на читателя таким образом, что доминанта «легкое дыхание» превалирует в конечном счете в читательском восприятии над трагической историей, описанной в рассказе. Отрицая организационную роль заголовка в тексте, О.Ю. Латухина /1992/ подчеркивает роль названия как структурного стержня во вторичном, читательском тексте, т.е. в восприятии и воспроизведении первичного, авторского текста.
З.Я.Тураева /1986/ полагает, что пониманию произведения способствует лишь полностью семантизированный текстом заголовок. Для актуализации заглавных слов необходим «макрокомпонент всего произведения» [Евса, 1985], который и дает возможность реализоваться всем потенциям заглавия. Поэтапный характер актуализации позволяет конкретизировать значение заглавных слов и привнести новый смысл в содержание произведения. Определяя название как «компрессированное, нераскрытое содержание текста», [Гальперин 1981: 133] сравнивает его метафорически с закрученной пружиной, раскрывающей свои возможности в процессе развертывания.
В рамках рассмотрения важнейших элементов текста с точки зрения их значимости в концепции произведения и способности привлекать читателя ряд исследователей [Банникова, 1993; Кожина, 1986: Муренко, 1985; Тураева, 1986] разрабатывает выдвинутое И.В.Лрнольд /1978/ положение о «сильной позиции» заглавия, эпиграфа, начала и конца текста по отношению к корпусу текста, его темы, образов и идей. Теоретической основой такого подхода является стилистика декодирования, которая «рассматривает текст не только и не столько как передатчик замысла его создателя, сколько прежде всего как источник информации для читателя, как возбудитель его мыслей и чувств» [Арнольд, 1993: 23]. При этом глубина понимания произведения зависит от наполненности собственного тезауруса читателя.
Представляя название как кодированную идею текста, И.Г.Кощевая /1982/ подчеркивает особую силу его ретроспективного воздействия на читателя, когда после ознакомления с содержанием текста происходит соотнесение прочитанного с названием.
Оно позволяет осознать первоначальную перспективу, на которую нацеливается читательское понимание, и переосмыслить текст в соответствии с закодированной в нем идеей.
Т.А.Чекенева рассматривает заголовок как двустороннюю сущность, с одной стороны, предопределяющую содержание произведения, с другой же, выступающую как результат осмысления содержания. Но эта двойственность сводится тем не менее к большой обобщающей силе названия, его способности концентрировать основную информацию, связывать воедино все центральные места произведения. «Интегрирующие потенции названия придают художественному тексту характер определенности и завершенности. Концептуальное ядро, отражаясь в названии, формируется в сознании читателя постепенно, отражая поэтапный путь познания; предвкушение - разгадывание -обогащение своего тезауруса» [Чекенева, 1985: 130]. Обобщающая сила названия притягивает и направляет внимание читателя, организует мыслительные процессы, направленные на понимание текста. Сознание вначале не пытается охватить все сложные перипетии произведения, детали сюжета, распознать замысел автора; оно начинает воспринимать более общее и довольно четко выраженную в заголовке идею (речь здесь не идет о том, угадана она верно или нет, а о самой вероятности построения гипотез, о начале мыслительной работы в указанном направлении).
И.Г.Кошевая /1982/ обращает внимание на максимальную силу психосоциолингвнстического обобщения, присущую названию как кодовой единице речи. В этом плане (по силе психосоциолингвистического обобщения) заголовок равен тексту, хотя сам несет обобщение в кодово-зашифрованном виде, текст же - во всей полноте изложения. По мысли И.Р.Гальперина /1981/, заглавие может быть так глубоко закодировано, что его декодирование возможно лишь по прочтении всего произведения, иногда для этого требуется и дополнительная литературная или историческая информация. С этим нельзя не согласиться, но нами заголовок рассматривается не сам по себе, а как феномен в рамках процессов восприятия и понимания целого текста.
Таким образом, все приведенные точки зрения на феномен заголовка сводятся к следующему: заголовок в высшей степени обобщает, концентрирует основное содержание текста, выражает его суть, является своеобразным кодом, дешифровка которого выявляет авторские интепции в отношений собственно заголовка и текста целиком, а также открывает возможности «осмысленной» работы читателя с произведением. Поиск ответа на вопрос: «Как, посредством чего это происходит?» заставил нас прежде всего обратиться к функциям заголовка, выделяемым различными авторами на разнообразных основаниях.
предыдущий следующий
= К содержанию =


1.3 Заглавие как опорный элемент текста - релевантная информация:

  1. 3.5 Ход эксперимента (Этап 2)
    заглавие для прочитанною текста. Вот как реципиенты справились с этим заданием: Рисунок 11 - Диаграмма ответов на вопрос о заглавии к тексту Как показываем диаграмма, реципиенты, которые читали текст вебсайта, справились с данным заданием лучше: - больше человек смогло справиться в целом, то есть дать своё заглавие; - никто не озаглавил текст как «реклама»; - меньший процент реципиентов
  2. ГЛАВА 1. Проблема смыслового восприятия текстовой информации
    как «сложная перцептивно - мыслительная мнемическая деятельность». Она рассматривает смысловое восприятие как единый процесс взаимодействия восприятия и понимания, как «процесс приема (рецепции) и осмысления, результирующего в понимании (или непонимании) этого речевого сообщения», где осмысление - это «процесс раскрытия и установления связей и отношений, в свою очередь, имеет результативную
  3. 1.4 Набор ключевых слов как образ содержания текста
    как «слово или словосочетание из текста...которое несет в данном тексте существенную смысловую нагрузку с точки зрения информационного поиска» [ГОСТ 7.27-80: 7], и расцениваем его равносильным понятию «смысловой вехи» и «опорного пункта». Роль «смысловых вех» (опорных пунктов, ключевых слов) в процессе понимания развернутого текста рассматривается в работах Е.И. Пассова и В.Ф. Сатиновой [Пассова,
  4. 2.3 Особенности процесса чтения текста веб-страницы с экрана монитора
    как смещение электронного текста вызывает сбой чтения намного чаще простого/однократного переворота страницы. Соответственно, движения глаза усложняются при чтении электронного текста, утомляемость возрастает, что не может не сказаться на качестве воспринимаемой информации. • Нечеткость шрифта. Используемые в компьютерном обиходе шрифты разнообразны, и далеко не все отличаются идеальной
  5. 2.6 Выводы по Главе 2
    как лингвовизуального феномена в целом характерна опосредованная связь иконического и вербального компонента. Икоиический знак несет функцию дополнения, но не на содержательном, а на стилистическом уровне. Вербальный компонент веб-сайта живет в иконическом. Икоиический знак - неотъемлемый фон вербального. Ключевые слова веб-сайга - это не просто опорные элементы текста, они создаются для поиска
  6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    заглавными буквами. Мы полагаем, что презентационный текст веб-сайта не тождественен рекламному тексту, что в последствии подтверждено результатами нашего эксперимента. Реципиенты, читавшие презентационные тексты с экрана монитора, не соотнесли данный вид текста с рекламой, тогда как реципиенты, читавшие этот же презентационный текст с бумажного носителя, отнесли его к жанру рекламы. Для
  7. 2. Информационные блоки о бизнесе компании, ее товарах и услугах.
    как мы уже говорили, являются существующие и потенциальные инвесторы, существующие и потенциальные сотрудники, государственные органы, общественные организации, политические партии и, самое главное, непосредственные потребители товаров и услуг предприятия. Именно поэтому в данной работе, в рамках рассмотрения рыночно ориентированной 1 См. Интернет-представительство
  8. При определении рекламного бюджета необходимо учитывать большое число разнообразных факторов…
    как: собственные финансовые возможности компании, этап жизненного цикла товара, доля рынка, уровень конкуренции и рекламная политика конкурентов, средства рекламы, частота рекламы, сезонные факторы, общая экономическая ситуация в стране и др.Важным понятием в рекламе является рекламное сообщение, его также иногда называют рекламным обращением [26, с. 589] или рекламным посланием [43]. Выбор и
  9. структура для анализа позиционирования
    как фирма определит позицию своей Web-страницы, она может приступить к разработке и реализации ее концепции. Грамотное представление информации при разработке и реализации концепции Web-страницы, с нашей точки зрения, является основой для успешного и длительного жизненного цикла Web-страницы, поэтому информация, представленная на Web-странице, должна удовлетворять следующим критериям:
  10. 4. Разработка дизайна Вэб-страницы.
    как он чаще всего производит грубое впечатление). Тогда как шрифт обычного размера при умелой подаче кажется насыщенным информацией и располагает к вдумчивому прочтению.Следует добавить к вышеизложенным рекомендациям то, что многие применяют такие приемы, как подчеркивание и перечеркивание. Этого лучше не делать, так как подобные текстовые эффекты могут ассоциироваться у пользователей с