Искусство в IT-технологиях...

Кирик Татьяна Анатольевна. Виртуальная реальность: сущность, критерии, типология, 2004

Актуальность темы исследования.

Стремительно распространившаяся в последние шесть-восемь лет практика использования таких выражений, как. «виртуальная реальность», «виртуальный офис», «виртуальная сеть», «виртуальные технологии», «виртуальный банк», «виртуальная конференция», «виртуальная экономика», «виртуальное сообщество», «виртуальное общение» и т.п., стала обыденной.
Термины, производные от слова «виртуальный», активно вводятся в оборот разного рода аналитиками современного общества - от философов и культурологов до политиков и журналистов. Причем каждый вкладывает в базовое понятие «виртуальная реальность» свой собственный смысл — от экономики до реальности мультимедийных игр или состояния души~
Мы полагаем, что распространение новой терминологии, с одной стороны, свидетельствует о стремлении отразить зримое возрастание роли компьютерных технологий в повседневной жизни людей, с другой - отражает тенденцию расширительного, метафорического использования понятия «виртуальная реальность». С его помощью в настоящее время обозначаются как новые, так и давно известные экономические, политические, культурные и психологические феномены, не связанные непосредственно с компьютерными технологиями, но обнаруживающие некоторое сходство с явлениями, появившимися именно благодаря компьютерным технологиям.
Мы полагаем, что стремление осмыслить специфику виртуальной реальности привело к тому, что свойства, наиболее заметные у виртуальной реальности в ее понимании в контексте информационных технологий, стали соотноситься с другими видами реальностей и обнаружилось, что они в полном объеме или частично там также присутствуют. Точнее говоря, эти свойства, были переоткрыты, потому что они так или иначе были описаны давно. Одним из следствий такого «переоткрытия» стал широко обсуждаемый в настоящее
3
время тезис о том, что все реальности виртуальны (О.Е.Баксанский, С.А.Борчиков, Д.В.Иванов, ИХЛСорсунцев и др.).
Кроме того, интерес к проблеме виртуальной реальности стал связываться с возрождением в современной культуре и философии идей о множественности и конструируемое™ реальностей, в которых живет человек, и смещением акцента исследований реальности с вещности, материальности на наблюдаемость, мыслимость, а также с проблемой снятия классической оппозиции реальное-идеальное (А.М. Анисов, В.А.Кутырев, В.А.Майер, Д.В.Пивоваров, ВМ.Розин и др.).
С другой стороны, компьютерная виртуальная реальность, хотя и является весьма популярной темой философских, культурологических, других научных исследований, требует не только выяснения, «хорошо это или плохо», но и тщательного онтологического анализа и типологизации.
Таким образом, философское исследование специфики виртуальной реальности обусловлено необходимостью, с одной стороны, определения грани между виртуальной реальностью и феноменами, онтологически сходными с ней, с другой - выяснения сущностных характеристик виртуальной реальности, особенностей ее онтологии, генезиса, взаимодействия с человеком.
Степень разработанность проблемы.
Категориальное или близкое к категориальному использование терминов virtus, «виртуальное» в различных значениях отмечено нами в работах Фомы Аквинского, Августина Блаженного, Джованни Бонавентуры, Николая Кузанского, М.Лютера и Ф.Меланхтона, Гуги Сен-Викторского, Луция Аннея Сенеки, Иоанна Дунса Скота, Марка Туллия Цицерона и других представителей римского стоицизма и схоластической философии, древнеиндийского философа Патанджали, у А.Арто, А.Бергсона, Ж.Бодрийяра, Г.В.Ф.Гегеля, И.Канта, Г.-В.Лейбница, А.Н.Леонтьева, М.Монтеня, ДЗ.Пивоварова, а также у представителей естественных наук Ф.Р.Гантмахера, Р.Фейнмана. Изначально в контексте информационных
4
технологий понятие «виртуальная реальность» используется в работах В.С.Бабенко, МБ.Игнатьева, М.Крюгера, В.М.Розина, Ф.Хэмита, М.Хайма, Е.А.Шаповалова и других современных исследователей. Эти работы стали основанием для исследования историко-философского аспекта использования понятий «виртуальное», «виртуальная реальность».
Наиболее общие, фундаментальные онтологические предпосылки, послужившие основой для исследования виртуальной реальности и феноменов, онтологически сходных с ней, имеются в работах Аристотеля, Платона, Августина Блаженного, Дж.Беркли, МЗартофского, Л.Витгенштейна, Х.-ХГадамера, ХВ.ФХегеля, ЭХуссерля, Р.Декарта, Ж.Делеза и ФХваттари, ККанта, Ф.Ницше, Х.Ортеги-и-Гассета, К.Поппера, ОХозенштока-Хюсси, Ф.Шиллера, З.Фрейда, М.Фуко, А.Арто, П.Бергера и ХЛукмана, М.М.Бахтина, М.Волошина, Л.С.Выготского, НХудмена, М.Кастельса, А.Кестлера, Р.Кайо, К.Лоренца, Р.Рорти, Э.Тоффлера, Й.Хейзинги, О.Финка и др.
Мы посчитали целесообразным выделить три основные подхода к пониманию виртуальных реальностей: первый, предельно широкий, в рамках которого под виртуальной реальностью понимается вся реальность, поскольку субъект взаимодействует не столько с объективным миром, сколько с представлениями о нем, представлен в работах О.Е.Баксанского, СА.Борчикова, Ф.ИХиренка, Д.В.Иванова, М.Кастельса, ИХ.Корсунцева, Ф.Г.Майленовой и др. Ко второму подходу, отражающему понимание виртуальных реальностей в контексте современных информационных технологий, можно отнести работы В.СБабенко, П.И.Браславского, С.Дацюка, В.ДХмелина, СЖижека, М.Б.Игнатьева, Е.Ковалевской, М.Крюгера, Дж.Ланье, СЛема, ХГ.Лешкевич, В.Мазина и О.Туркиной, К.Макмиллан, А.А.Родионова, В.М.Розина, Т.Д.Стерледевой, ВХарасенко, М.Хайма, Ф.Хэмита, Е.А.Шаповалова, Д.И.Шапиро, М.Эшптейна и др.
Третий подход, в котором понятие виртуальной реальности применяется к реальности когнитивных и социальных моделей, абстрактных понятий и категорий, художественному вымыслу и образам фантазии, а также снам, мечтам, измененным состояниям
5
сознания, прослеживается в работах О.С.Анисимова, О.Н.Астафьевой, И.В,Бестужева-Лады, В.М.Коллонотай, О.Б.Майера, Н.Б.Маньковской, О.Р.Маслова и Е.Е.Прониной, А.И.Неклессы, Н.А.Носова, Н.В .Овчинникова, Ю.М.Осипова, В.СПоликарпова и В.А.Поликарповой, В.С.Свечникова и др.
Вне данной типологии лежат исследования ГЛМенчикова, МЛО.Опенкова, С.И.Орехова, С.СХоружего, в которых виртуальная реальность не соотносится с определенным характером своего проявления и определенным носителем, а рассматривается как особая реальность, которая возникает при участии сознания ив таком виде оказывается данной психике человека. В этих работах авторы так или иначе учитывают все три основные подхода к пониманию виртуальных реальностей.
Исследование отдельных онтологических и связанных с ними антропологических и психологических особенностей компьютерной виртуальной реальности проводится в работах Н.Н.Алексеенко, О.Н. Астафьевой, В.С.Бабенко, Дж.П.Барлоу, Б.Беккера (B.Becker), И-В.Бурлакова, А.Е.Войскунского, В.В.Гудимова, СДацюка, В.Д.Емелина, А.Е.Жичкиной и Е.ПБелинской, М.Иванова, М.Б.Игнатьева, Е.Ковалевской, И.Кондратьева,. СЛКоняева, М.Крюгера, ГЛКузнецова, ММ.Кузнецова, И.Купер, Т.Г.Лешкевич, В.Мазина и О.Туркиной, Г.П.Менчикова, ИА.Негодаева, В.Нестерова, МЮ.Опенкова, С.И.Орехова, Д.АЛоспелова, А.А.Родионова, В.М.Розина, Дж.Семпси, О.Б.Скородумовой,
В.Ф.Спиридонова, Т.Д.Стерледевой, В.Тарасенко, Ч.Тарта, С.СХоружего, МХайма, Ф.Хэмита, В.П.Цветова, Д.И.Шапиро, Е.А.Шаповалова, У.Эко и др.
В работах А.М.Анисова, Е.И.Анненковой, О.Н.Астафьевой, П.И.Браславского, И.А.Бесковой, Ю.Бородая, В.Бычкова и Л.Бычковой, А.А.Еникеева, МБ.Игнатьева, К.Кастанеды, А.И.Липкина, В.В.Малявина, Н.Б.Маньковской, Л.А.Микешиной и М.Ю.Опенкова, Г.П.Мильштейна и Л.И.Спивака, Н.А.Носова, Н.В.Овчинникова, А.И.Пигалева, М.Я.Полякова, М.А.Пронина, ГЛочепцова, Б.Ребера и Ф.Роша, В.М.Розина, Т.Б.Романовской, В.И.Самохваловой,, Д.И.Спивака, А.С.Спиваковской, А.С.Тимощука,
6
Р.Фейнмана, В.Эрхарда, Н.С.Юлиной, Ю.ТЛценко и др.
исследуются отдельные особенности либо совокупность особенностей феноменов, относимых в рамках третьего подхода к виртуальной реальности (измененных состояний сознания, в том числе «психологических виртуальных реальностей», эзотерических, сновиденческих, игровых и эстетических реальностей, когнитивных артефактов различной природы) вне зависимости от того, относят ли эти феномены к виртуальной реальности сами исследователи.
Однако современное состояние исследования феномена виртуальной реальности не дает четкого и полного онтологического описания этого феномена и его сущностных особенностей, а также типологии виртуальных реальностей.
Состояние исследования феномена виртуальной реальности и актуальность проблемы исследования позволили поставить проблему, определить цель и задачи диссертационной работы.
Проблема исследования заключается в определении грани между виртуальной реальностью и феноменами, онтологически сходными с ней и в построении онтологии виртуальной реальности. Эта проблема может быть зафиксирована в следующих вопросах: каковы сущностные характеристики виртуальной реальности? В чем состоят критерии, позволяющие различать виртуальную реальность и феномены, онтологически сходные с ней? Каковы особенности генезиса виртуальной реальности и ее взаимодействия с человеком?
Цель диссертационной работы — выявление онтологической специфики виртуальной реальности и феноменов, сходных с ней.
Для достижения данной цели потребовалось разрешение ряда задач: - исследовать историко-философский аспект вхождения понятий «виртуальное», «виртуальная реальность» в современную культуру;
7
— определить онтологические основания виртуальной реальности;
— рассмотреть феномены, к которым в настоящее время широко применяется понятие «виртуальная реальность», и определить правомерность такого применения;
- рассмотреть компьютерную виртуальную реальность, определить ее онтологические особенности и типологию.
следующий
= К содержанию =


Актуальность темы исследования. - релевантная информация:

  1. 1. Общая характеристика работы
    актуальной. Степень научной разработанности проблемы исследования. Значительный вклад в развитие российской школы маркетинга внесли: Г. Абрамишвили, М. Гарф, П. Завьялов, Б. Соловьев, Д. Костюхин, Ф. Левшин, Л. Котин, А. Панкрухин, Е. Голубков, Д. Александрова, И. Герчикова, Р. Ноздрева, Г. Азоев, Е. Голубков, О. Андреева, О. Третьяк, Т. Парамонова, А. Годин и другие. Отдельные вопросы рекламной
  2. Актуальность темы исследования.
    исследования цвет совсем не прост и представляет собой уникальный и неисчерпаемо-многогранный феномен, единственный в своем роде. Цвет - источник многих парадоксов мышления, он ставил и еще долго будет ставить в тупик своих исследователей, пытающихся уложить его в «прокрустово ложе» какой-либо одной теории. Цвет - это не только комбинация электромагнитных волн фиксированного диапазона частот и не
  3. Актуальность темы исследования.
    актуальность выбранной
  4. Актуальность темы исследования.
    Последние десятилетия XX в. и начавшийся XXI в. названы эрой научно-технической революции, потому что научно-технический прогресс затрагивает буквально все сферы деятельности человека. Не является исключением и гражданское право. Информационные технологии приобретают все большее значение для достижения коммерческих (и некоммерческих) целей. В последние годы широкое распространение получают
  5. Структура диссертации.
    актуальность темы исследования, осуществлена общая постановка вопроса, который предполагается решить, а также определена совокупность конкретных задач, подлежащих изучению. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты электронной коммерции, уточняются основные понятия и определения, приводится структура и классификация электронной коммерции, делаются некоторые теоретические обобщения о
  6. ВВЕДЕНИЕ
    актуальность темы исследования, анализируется степень разработанности проблемы осуществления РR-коммуникациий в Интернете, определяется методологическая и эмпирическая база исследования, дается характеристика новизны исследования и его практической значимости. Цель первой главы основной части «Специфика РR-коммуникаций в Интернете» состоит в том, чтобы выявить специфицику коммуникационного
  7. Актуальность проблемы
    актуальной является проблема оценки эффективности рекламной деятельности в сети Интернет: насколько результативно было рекламное воздействие, окупились ли затраты, какие форматы рекламы оказали решающее влияние, правильно ли был распределен рекламный бюджет, как повысить эффективность рекламных мероприятий.Известный специалист по управлению и маркетингу Ф.Котлер писал [26, с.602]: "Правильное
  8. Актуальность темы.
    актуальность темы определяется необходимостью выявления основных факторов, характеризующих успешное применение интернет-рекламы, и разработки на их основе методики оценки и повышения экономической эффективности рекламных кампаний в сети Интернет с применением математических моделей рекламных процессов в разрезе восприятия рекламных сообщений посетителями интернет-сайтов. Одно из направлений
  9. Степень разработанности проблемы.
    актуальной
  10. Актуальность темы
    актуальной.