Искусство в IT-технологиях...

Исаев Александр Аркадьевич. Феномен цвета в контексте бытия человека: опыт философского анализа, 2007

Исторически первой парадигмой познания цвета явилась метафизическая парадигма,

становление которой связано с возникновением философии в VI-V вв. до н.э. Философия как рациональное, теоретически оформленное мировоззрение, основанное на абстрактно-логическом мышлении, возникает в результате преодоления религиозно-мифологического мировоззрения, основанного на бездоказательной вере, наглядно-образном и символическом мышлении.
Положив в свой фундамент разум (ratio), логику (logos), философское познание в категориально-понятийной форме начинает исследовать различные феномены бытия, в том числе и цвет, руководствуясь базовыми установками универсализма (претензией на выработку универсального знания) и субстанциализма (поиском предельного основания, позволяющего сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему). В своих истоках философское познание есть метафизика, в том, первоначальном смысле этого термина, который ведет свое происхождение от Аристотеля1.
Сам термин «метафизика» впервые ввел систематизатор произведений Аристотеля Андроник Родосский (I в. до н. э.), назвавший так группу трактатов о «бытии самом по себе», то, что сам Аристотель называл «первой философией» или «теологией» (учением о первых началах и причинах всего сущего, т.е., по Аристотелю, о Боге) в отличие от «второй философии, или «физики» (учением о природе). Понимание метафизики как учения «о первоосновах» приводит в рамках классической философской традиции (вплоть
17
В своих онтологических предпосылках метафизическая парадигма познания цвета стремится выйти за пределы, как восприятия цвета, так и вообще его «посюстороннего» существования, и определить некоторые сверхчувственные (надэмпирическис, трансцендентные) первоосновы и первопринципы бытия цвета, т.е. получить такое знание о цвете, которое выходит за пределы, всякого чувственного опыта в поисках начального звена, объясняющего причинно-следственную связь существования цвета. По определению А. Шопенгауэра, метафизика - это «мнимое знание, которое выходит за пределы возможного опыта, т.е. за пределы природы или данного явления предметов, выходит для того, чтобы дать то или другое объяснение относительно того, чем обусловливается этот мир или эта природа в том или другом смысле; или, говоря просто, объяснение того, что прячется за природой и дает ей возможность жизни и существования» [169, с. 134]. Метафизический принцип понимания цвета требует для выявления его сущности «вписать» цвет в построенную мыслью универсально-единую систему всего сущего, в которой определены. Метафизическое понятие (концепт), согласно критической позиции Ж. Дерриды, определяется путем «текстуальной проработки», в которую оно вписывается через «трансцендентально означаемое фундирование идеями единого, общности и универсализма» [54, с. 57]. В этом смысле метафизическая онтология цвета есть априорное (доопытное) теоретико-спекулятивное знание, которое, по
до XVIII века) как к практически изоморфному отождествлению метафизики и философии как таковой, так и к тенденции метафорического использования термина «метафизика» в значении «общая теория», «общее учение».
В Новое время термин «метафизика» получил «современное» звучание: вместо, онтологического смысла метафизики как первой философии, появляется методологический смысл термина «метафизика» как метода познания, тяготеющего к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира, в противоположность диалектике. В нашем исследовании, мы будем использовать термин «метафизика» в его первом, древнегреческом значении (от греч. meti ta physika -то, что за физическим) в смысле «первофилософии» как основной философской науки, которая делает темой изучения существующее как таковое, подвергает исследованию элементы и основные условия всего существующего вообще и описывает значительные, важные области и закономерности действительного, т.е. она является наукой, которая спрашивает о сущности и смысле вещей во всей смене явлений и выражений ищет постоянное и связь.
18
определению И. Канта, «направлено на такой предмет или такое понятие о предмете, к которым нельзя прийти ни в каком опыте» [70, с. 363]. Основная задача метафизической онтологии цвета - это достичь путем описания загадочных глубин бытия толкования феномена цвета в целостности и единстве взаимосвязи всего сущего.
Поэтому в методологических допущениях метафизической парадигмы познания цвета лежит убеждение в силе дедуктивного умозрительно-спекулятивного метода познания - попытка исключительно дедуктивно-мысленным путем получить знание о сущности цвета исходя из умозрительного усмотрения некоторых абстрактных принципов бытия без обращения к чувственным, экспериментально-опытным средствам познания. По словам Шиллера, метафизика есть такая философия, которая «не сознаваясь в своей зависимости от опыта, пытается своими средствами расширить знание и предписывать мирозданию законы» [37, с.
88]. Метафизическая парадигма познания феномена цвета ориентирована на спекулятивно-умозрительное усмотрение неких принципов, скрытых за данным феноменом цвета. Спекулятивно-метафизические учения, по определению Н. Гартмана, основываются на дедуктивном образе действий, претендуют на моделирование бытийственного каркаса мира, исходя из нескольких заранее усматриваемых принципов. Эти искомые принципы «не без оговорок даны вместе с феноменами: в такой же мере они скрыты последними, спрятаны за ними, и нужны особые меры, чтобы их оттуда извлечь» [30, с. 134]. Абстрактные первопринципы существования феномена цвета могут быть найдены лишь в том случае, если феномен цвета рассматривается как данное, вторичное и зависимое - как то, «что «подчиняется» неким принципам и их в себе содержит, но никоим образом не демонстрирует их взору повседневности и науке, увлеченной частными проблемами» [30, с. 134].
предыдущий следующий
= К содержанию =


Исторически первой парадигмой познания цвета явилась метафизическая парадигма, - релевантная информация:

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    исторических типов познавательной деятельности - философии, естествознания и гуманитаристики. Используя теоретические воззрения на цвет различных авторов, мы проанализировали специфику и особенности выявленных парадигм познания цвета, эксплицировали их онтологические, методологические и аксиологические основания, определили их достоинства и недостатки (ограничения), которые позволяют объяснить, с
  2. Метафизические мотивы понимания цвета можно обнаружить у некоторых современных исследователей. Так, известный искусствовед И. Иттен пишет:
    исторической парадигмы познания цвета - естественнонаучной. Методологическая ориентация на умозрительно-спекулятивный метод познания сущности «цвета вообще» и аксиологическая установка на поиск абстрактной «истины ради истины», обусловливали пренебрежительное отношение к эмпирическим исследованиям конкретного многообразия цветов, закономерных механизмов их возникновения. Показательно, в этом
  3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    исторической психологии российского сознания. Ежегодник Российского психологического общества. - СамГПУ, 1999. - Т. 3. - С. 200-217. Babey-Brooke, A.M., Amber, R.B. Color Therapy / A. M. Babey-Brooke, R. B. Amber. - N.Y.: Santa Barbara Press, 1979. - 120 p. Berlin В., Kay P. Basic color terms: their universality and evolution / B. Berlin, P. Kay. -Berkeley, 1969. - 237 p. Birren, F. Color
  4. СОДЕРЖАНИЕ
    парадигмальная реконструкция 14 Метафизическая парадигма познания цвета 16 Естественнонаучная парадигма познания цвета 33 Гуманитарная парадигма познания цвета 50 Глава 2. Основы феноменологической онтологии цвета 69 2.1. Методологические основы феноменологической онтологии цвета 73 Смысл бытия феномена цвета: restitutio in integrum 89 Феномен цвета в искусстве живописи 106 Заключение 119 Список
  5. Научная новизна исследования состоит в следующем:
    парадигмы познания цвета (метафизическая, естественнонаучная и гуманитарная) и эксплицированы их онтологические, методологические и аксиологические основания; обнаружено, что вышеназванные парадигмы познания цвета могут быть объединены под общим «знаменателем» когнитивистской традиции (метадигмы); выявлены достоинства и недостатки (ограничения) парадигм познания цвета, которые объясняют, с одной
  6. Практическая значимость исследования состоит в том,
    парадигмы познания цвета (метафизическая, естественнонаучная, гуманитарная) могут быть объединены в рамках общей - когнитивистской познавательной традиции (метадигмы), в которой искажается смысл бытия феномена цвета, поскольку самоданность цвета в непосредственном опыте переживания трактуется как субъективное «явление» (субъективное ощущение), т.е. лишается онтического смысла и 13
  7. В начале нашего исследования следует эксплицировать представления о цвете как предмете познания в различных теориях.
    историческом этапе. Задавая определенное «видение» предмета исследования, парадигма очерчивает круг проблем, имеющих смысл и решение; все, что не попадает в этот круг, не заслуживает рассмотрения с точки зрения сторонников данной парадигмы; одновременно парадигма устанавливает допустимые методы решения этих проблем, образцы решения исследовательских задач. Понятие «парадигма» тесно связано с
  8. 1.1. Метафизическая парадигма познания цвета
    парадигма познания
  9. Метафизически-умопостигаемый способ познания предполагает существование некоего универсального субъекта познания, обладающего «незаинтересованным», так называемым «чистым» (Фуко М.)
    парадигмы познания цвета содержатся в установке бескорыстного поиска «истины ради истины», умозрительно-эстетического наслаждения познавательным процессом построения целостно-гармоничной универсальной картины всего сущего, в которую post factum можно вписать феномен цвета. Познание феномена цвета в рамках метафизической парадигмы мы можем обнаружить в умозрительно-спекулятивных теориях восточных
  10. Размышляя о сущности цвета, Аристотель определяет цвет через соотношение понятий света и прозрачности.
    парадигма познания цвета достигает в трудах религиозных мыслителей Средневековья в рамках так называемой «метафизики света» - совокупности учений о внеземном происхождении света и о его значении для