Искусство в IT-технологиях...

Исаев Александр Аркадьевич. Феномен цвета в контексте бытия человека: опыт философского анализа, 2007

В Пифагорейском тетрактисе - верховном символе универсальных сил и процессов - содержатся теории греков относительно музыки и цвета.

Первые три точки представляют тройной Белый Свет, который является Божественным Главой, содержащим потенциально как свет, так и цвет. Остающиеся семь точек представляют цвета спектра и ноты музыкальной шкалы.
Цвета и тона являются активными творческими силами, которые, исходя из Первой Причины, устанавливают вселенную. Эти семь разделены на две группы - три и четыре точки, соотношения которых показаны в тетрактисе. Высшая группа из трех точек становится духовной природой, сотворенной вселенной; низшая группа из четырех точек проявляет себя как иррациональная сфера, или низший мир.
21
В объективно-идеалистической философии Платона, предельным основанием существования цвета выступает высшая идея умопостигаемого мира - идея Блага (Бога), которая «в области видимого порождает свет и его владыку (Солнце)» [113, с. 517]. Цвета, по Платону, возникают вследствие движения «истинного», т.е. идеального, умопостигаемого света в мире чувственно воспринимаемых вещей; цвета суть не что иное как «тени» умопостигаемого, невидимого света, его слабые копии и подобия. «Цвет, -дает определение Платон устами Сократа, - это истечение (света) от очертаний (вещей), соразмерное зрению и воспринимаемое им» [114, с. 85]; «цвет - это пламя, струящееся от каждого отдельного тела и состоящее из частиц, соразмерных способности нашего зрения ощущать» [115, с. 119]. Зрение и свет, по Платону, являются «солнцеобразными» [ИЗ, с. 508], свет драгоценен, т.к. он является началом, посредством которого «связуются друг с другом зрительное ощущение и возможность зрительно восприниматься» [113, с.
509]. Цвета, по Платону, возникают вследствие столкновения, встречи «двух огней» - потока частиц света и потока частиц «зрительного луча»: «... один с молниеносной силой бьет из глаз, а другой входит в глаза и там угасает от влаги, из их смешения рождаются всевозможнейшие цвета; это называют переливами, а тому, чем вызвано такое состояние, дали имена блестящего и сверкающего» [115, с. 120]. Причину многообразия цветов Платон видит в соотношении размеров частиц сталкивающихся «огней»: там, где частицы светового потока больше частиц зрительного луча возникает «черное» (то, что сужает зрительный луч), там где первые меньше вторых -«белое» (то, что расширяет зрительный луч), там где они равны по величине возникает «прозрачное» (невидимый компонент света), Здесь же, Платон, противоречиво дополняя самого себя, говорит о третьем «роде огня, который стоит посередине между двумя вышеназванными; он достигает глазной влаги и смешивается с ней, но не сияет.
Мерцание этого огня сквозь растворившую его жидкость дает кровавый цвет, который мы нарекли красным» [115,
22
с. 114]. Происхождение всех остальных цветов описывает как смешение трех основных: белого, черного и красного [115, с. 114-115].
предыдущий следующий
= К содержанию =


В Пифагорейском тетрактисе - верховном символе универсальных сил и процессов - содержатся теории греков относительно музыки и цвета. - релевантная информация:

  1. ГЛАВА 1. Проблема смыслового восприятия текстовой информации
    символических смыслов лексических, семантических явлений: основан на выявлении смысловых вех по принципу анализа, сравнения, группировки семантических единиц текста. Это уровень смыслового понимания текста. 3-й уровень - понимание характеров и настроений персонажей: понимание авторского отношения к ним и авторского мировоззрения в целом. Признавая, что смысловое восприятие речевого сообщения
  2. 1.15. Язык цвета в произведении изобразительного искусства как средство коммуникации.
    символов, правила их сочетания, взаимоодназначное соответствие каждого символа одному означаемому, то есть образу вещи, рождающемуся в уме и соотносящимся с другими такими же образами. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? — с.224. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. — Татлин: Эсти Раамат, 1973. — 122 с. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. — М.: ТОО ТК
  3. 2.2.3. Цвет в теории супрематизма К.Малевича.
    символ этого перехода живописи от эмоций к чистому познанию у Малевича выступает белый холст, на котором синий цвет неба побежден супрематической системой, «прорван», и вошел в белое как истинное, реальное представление бесконечности. 109 Как видно, Малевич тесно связывает живопись с философией, и делает это, используя потенциал цвета: « Супрематизм в одной своей стадии имеет чисто философское
  4. 2.4. Общность физиологической реакции на цвет и цветовых предпочтений среди больших культурных групп.
    символике, на дорожном знаке, в терапевтических целях, в рекламе, или как выразительное средство в произведениях изобразительного искусства, - он оказывает влияние на работу всего организма человека. Цвет воздействует на органы чувств, сознание и психику, и при восприятии предметов изобразительного искусства не теряет это воздействие, о чем свидетельствуют теории цвета живописцев. Художник, как и
  5. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
    символ, знак «якорная» техника // Знамя. 1973.№10.-с.15-23. Аристова, В.В. История искусства: Икона. М.: Россмен, 2002. -96 с. Арнхеим, Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1997, с.28-30. Асов, А.И. Златая цепь. Мифы и легенды древних славян. М.: Наука и религия, 1998, с. 202-209. Асов, А.И. Славянская астрология. М.: Таир-Пресс, 2001* -584 с. ] 2 Архангельская, М.Д. Бизнес - этикет или игра
  6. 3.1. ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ИГРЫ
    символическое значение (Й.Хейзинга, В.Бычков, Л.Бычкова, А.И.Пигалев), развертывается ради удовольствия в особых пространстве и времени в форме либо состязания, либо представления (ролевого исполнения) различных ситуаций в соответствии с добровольно принятыми, но неукоснительно соблюдаемыми правилами и противопоставляется утилитарно-практической активности в качестве сферы серьезности. Мы
  7. 4. Разработка дизайна Вэб-страницы.
    символов текста, что дает возможность создавать интересные композиции для заголовков, подписей к рисункам. Однако не стоит изменять цвета ссылок, поскольку пользователь может решить, что уже посещал их раньше и не нашел ничего интересного.Важно грамотно использовать шрифты при построении вэб-страницы. При выборе шрифта необходимо принимать во внимание следующие рекомендации:22Нужно постараться
  8. Методика оценки и повышения эффективности рекламных кампаний на базе модели реакции посетителей
    универсальны и подходят для любых рекламных кампаний.Интернет-реклама содержит в себе ряд коренных отличий от традиционной: рекламное воздействие, в основном, строго персонализировано. То есть один показ рекламы наблюдает только один посетитель или же строго определенное количество посетителей (в случае рекламы с использованием E-mail- рассылок). Аудиторию интернет-рекламы гораздо проще
  9. Выводы по второй главе
    универсальным приемом и не всегда дает прирост эффективности, поэтому для каждого типа рекламных кампаний требуется свой подход.Описан прием повышения эффективности рекламных сообщений для рекламных кампаний, направленных на массовое воздействие, не имеющих тематической, географической и прочих фокусировок. Повышение эффективности происходит за счет увеличения параметра
  10. Проблема перцепции цвета интересовала и создателей произведений искусства.
    символику цвета, являются пьеса М.Метерлинка «Синяя птица» и стихотворение Рембо «Гласные». Кандинский В. О духовном в искусстве. - М.: Архимед, 1992. — 109 с. Матисс А. Заметки живописца. — СПб.: Азбука, 2001. - 640 с. 11 К. Малевич в своих манифестах, декларациях и статьях обосновывает, с точки зрения взаимоотношений цвета и формы, направление своей живописи, а именно супрематизм1. Цвета, из