Искусство в IT-технологиях...

Исаев Александр Аркадьевич. Феномен цвета в контексте бытия человека: опыт философского анализа, 2007

Метафизические мотивы понимания цвета можно обнаружить у некоторых современных исследователей. Так, известный искусствовед И. Иттен пишет:

«Цвета, являются изначальными понятиями, детьми первородного бесцветного света и его противоположности - бесцветной тьмы. Как пламя порождает свет, так свет порождает цвет. Цвет - это дитя света, и свет - его мать.
Свет, как первый шаг в создании мира, открывает нам через цвет его живую душу... Слово и его звук, форма и ее цвет - это носители трансцендентной сущности, только еще смутно нами прозреваемой. Так же как звук придает сказанному слову сияние, так и цвет придает форме особую одухотворенность. Первоначальная сущность цвета представляет собой сказочное звучание, музыку, рожденную светом» [68, с. 10]. «Черный с его глубокой темнотой необходим, чтобы полихромное сияние света могло определиться в своих границах. Светлая же лучистость белого - чтобы цвет мог обрести материальную силу. Между черным и белым пульсирует живой мир хроматических явлений. Пока цвет связан с предметным миром, мы можем воспринимать его и изучать его закономерности. И все же сущность цвета остается скрытой от нашего понимания и может быть осознана только интуитивным путем» [68, с. 94].
32
Нельзя не сказать о достоинстве метафизической парадигмы познания цвета, которое заключается в том, что феномен цвета обретает свое атрибутивное место в системе всего сущего как одна из необходимых составляющих единой, гармоничной картины мироздания. Вместе с тем, метафизическая парадигма имела и существенный недостаток, который предопределил возникновение следующей исторической парадигмы познания цвета - естественнонаучной. Методологическая ориентация на умозрительно-спекулятивный метод познания сущности «цвета вообще» и аксиологическая установка на поиск абстрактной «истины ради истины», обусловливали пренебрежительное отношение к эмпирическим исследованиям конкретного многообразия цветов, закономерных механизмов их возникновения.
Показательно, в этом отношении, агностическое мнение Платона, который, прослеживая возникновение всех цветов из смешения трех основных (белизны, черноты и красноты), говорил, что неразумно будет поступать тот человек, который попытался бы понять количественные пропорции смешения этих основных цветов в многообразно-конкретных цветах: «... тот, кто попытался бы строго проверить все это на деле, доказал бы, что не разумеет различия между человеческой и божественной природой, ведь если у бога достанет и знания, и мощи, дабы смесить множество в единство и сызнова разрешить единство во множество, то нет и никогда не будет такого человека, которому обе эти задачи оказались бы по силам» [115, с.
120].
Если бы Платон дожил до Нового времени, то обнаружил бы, что новый тип исследователя - естествоиспытатель (в первую очередь, мы имеем в виду И. Ньютона) - оказался именно тем «невозможно-неразумным человеком», который посягнул на прерогативу Бога (хотя, следует отметить, что сам И. Ньютон верил в существование Бога) и вознамерился узнать законы, механизмы образования конкретных цветов, разложив единство (луч света) на множество (цвета, полученные с помощью призмы).
предыдущий следующий
= К содержанию =


Метафизические мотивы понимания цвета можно обнаружить у некоторых современных исследователей. Так, известный искусствовед И. Иттен пишет: - релевантная информация:

  1. 3.2.2. Виртуальная реальность компьютерных сетей
    мотивам популярных книг в стиле Fantasy (одним из наиболее известных образцов которой являются книги Дж.Толкиена, Р.Желязны). Соответственно, многие специфические особенности и проблемы ролевых игр могут быть перенесены на MUDbi. Мы отнесли MUDbi и их разновидности к первой группе, учитывая именно предзаданность ролей, правил коммуникации, преходящих, возникающих и меняющихся внутриигровых целей,
  2. Актуальность темы исследования.
    понимание цвета является достаточно глубоким для целостного осмысления этого удивительного феномена. Еще Аристотель, анализируя научное (а, в его понимании, по сути, философское) познание, усматривал его источник в «изумлении», т.е. в том, что что-либо представляется нам незнакомым, странным, непонятным [4, с. 85]. «Initium philosophiae est admiratio» , - гласит крылатая древняя мудрость.
  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    метафизическую, естественнонаучную и гуманитарную, которые соответствуют процессу становления исторических типов познавательной деятельности - философии, естествознания и гуманитаристики. Используя теоретические воззрения на цвет различных авторов, мы проанализировали специфику и особенности выявленных парадигм познания цвета, эксплицировали их онтологические, методологические и аксиологические
  4. Актуальность темы исследования.
    понимании в контексте информационных технологий, стали соотноситься с другими видами реальностей и обнаружилось, что они в полном объеме или частично там также присутствуют. Точнее говоря, эти свойства, были переоткрыты, потому что они так или иначе были описаны давно. Одним из следствий такого «переоткрытия» стал широко обсуждаемый в настоящее 3 время тезис о том, что все реальности виртуальны
  5. 1.1.1. Этимология понятия «виртуальный» и многообразие его использования в философии и науке
    метафизически обосновать свободу Бога в сотворении нашего мира [ 102]. К.Поппер выдвинул мысль о том, что наш мир состоит не из эмпирически наблюдаемых фактов и не рационально постигаемых законов, а из особых потенциальных состояний, которые он называет «наклонностями» или «предрасположенностями» (propensities) [218]. Проблема возможных миров рассматривается и в модальной логике, в работах
  6. 2.1. РЕАЛЬНОСТИ, ПОРОЖДАЕМЫЕ ТОЛЬКО ПСИХИКОЙ СУБЪЕКТА
    мотив вытесняется из сознания, а сформированная им программа деятельности уходит на другой «горизонт» психики, где и реализуется в новых условиях... именно этот процесс — построение событий, обеспечивающих реализацию блокированных желаний, - и образует материальную основу сновидений» [161, 75]. Процессуальность реальности сновидения позволяет отнести ее к «бытию-действию», чистой области
  7. 1.2. Краткий обзор физической теории света и цвета .
    цвета, исходя из зрительных оценок. Здесь же выявлена неодинаковая чувствительность глаза к разному цвету. Кривая чувствительности глаза, названная кривой относительной спектральной световой эффективности К^ (рис.5) имеет максимум при X, = 555 нм. Это означает, что глаз лучше всего видит зеленый цвет. К,. Рис.5. Вид графика кривой относительной спектральной световой эффективности К^. 131
  8. Выше мы уже упоминали о тесте МЛюшера, сейчас мы обратимся к его использованию для установления эмоциональных особенностей вос-приятия цвета.
    цвета из восьми основных, которые были предложены психологом. На базе этого выбора можно судить о пснхотипе тестируемого. Особенность составления теста в том, что Люшер двигался путем чисто эмпирическим - отправной точкой его системы была лишь интуитивная осознаваемая концепция взаимосвязи настроений человека с определенными цветами. Родились эти представления в результате внимательного изучения
  9. Метафизически-умопостигаемый способ познания предполагает существование некоего универсального субъекта познания, обладающего «незаинтересованным», так называемым «чистым» (Фуко М.)
    метафизического способа рассмотрения цвета выступает отдавание себя со стороны познающего субъекта действительному (бытию), что составляет предпосылку всякого исследования метафизической истины как «непосредственном осознании абстрактных положений, a priori проявляющемся в аподиктических и недоступных никакому опровержению тезисах» [169, с. 121]. В силу этого,
  10. Прежде всего, феноменология восприятия цвета не укладывается в рамки физико-физиологической модели:
    метафизическими силами... Цвет, действительно, должен переживаться не только зрительно, но психологически и символически» [68, с.