Искусство в IT-технологиях...

Исаев Александр Аркадьевич. Феномен цвета в контексте бытия человека: опыт философского анализа, 2007

Основы естественнонаучной парадигмы познания цвета были заложены в теории цвета Исаака Ньютона (1642-1727), которому принадлежит первая (из современных), наиболее известная, формулировка понятия «цвет» в рамках естественнонаучной парадигмы, данная им более 300 лет назад в его «Оптике».

Вот примеры первых строк из глав, посвященных цвету, в весьма авторитетных учебниках: «Природа цвета впервые была объяснена Исааком Ньютоном» [117, с. 92]; «В основе современных теорий цветового зрения лежит наблюдение Исаака Ньютона, что белый солнечный свет, проходя через призму, расщепляется на спектр цветов» [117, с.
190]; «Лишь Исаак Ньютон положил конец донаучному периоду в истории развития учения о цвете и создал фундамент для этого учения, основанный на законах естествознания» [162, с. 10].
Сегодня естественнонаучная парадигма познания цвета представлена в исследованиях по физике (физической оптике), физиологии и психофизиологии цветового зрения, биологии (эволюция цветового анализатора), колометрии.
Главной особенностью естественнонаучной парадигмы познания цвета становится изменение в методологических предпосылках познания цвета: происходит переход от умозрительно-спекулятивного метода построения теоретических учений о цвете, к использованию экспериментальных методов
34
исследования природы света и цвета и применению математических (количественных) методов обработки полученных эмпирических данных. В качестве «программного» идеала естественнонаучной парадигмы познания цвета можно привести отрывок из произведения одного из идейных вдохновителей экспериментального метода в естествознании Ф.
Бэкона «Новая Атлантида» (1627), в котором он подробно описывает научно-технический центр утопического государства Бенсалем в виде так называемого «Дома Соломона» (своего рода прообраза современных научных сообществ, типа академии наук): «Есть у нас дома света, где производятся опыты со всякого рода светом и излучением и со всевозможными цветами, и где из тел бесцветных и прозрачных мы извлекаем различные цвета (не в виде радуги, как мы это видим в драгоценных камнях и призмах), но по отдельности.
... Здесь же производим мы опыты с окрашиванием света, со всевозможными обманами зрения в отношении формы, величины, движения и цвета, со всякого рода теневыми изображениями» [22, с. 245].
предыдущий следующий
= К содержанию =


Основы естественнонаучной парадигмы познания цвета были заложены в теории цвета Исаака Ньютона (1642-1727), которому принадлежит первая (из современных), наиболее известная, формулировка понятия «цвет» в рамках естественнонаучной парадигмы, данная им более 300 лет назад в его «Оптике». - релевантная информация:

  1. Аксиологической установкой естественнонаучной парадигмы познания цвета является прагматизм.
    основы оптики, Ньютон доказывает, что цвета принадлежат не окрашенным телам, а лучам света, что они не являются модификациями последнего, а суть его изначальные свойства..." [73, с. 185]. Цвет, таким образом, благодаря Ньютону, рассматривается не как часть видимого мира, а как элементарная составляющая света: по Ньютону, свет состоит из лучей различных цветов. Сам Ньютон предложил теорию света,
  2. Согласно идеалистическим вариантам объяснения «автором» объективных (общезначимых) значений цветов является объективно существующее идеальное начало в мироздании (в предельном виде - Бог);
    основания предполагать, что цветовые значения имеют докультурныс (общечеловеческие, возможно, - биологические) корни» [177, с. 172]. При этом, в соотнесении, во-первых, с его же утверждением о том, что «за Цветом стоит ... доступное человеческому чувству и осмыслению содержание, сродственное (выделено нами. - Я. А.) нашему внутреннему миру» [177, с. 172]; во-вторых, с осуществляемой им при
  3. В начале нашего исследования следует эксплицировать представления о цвете как предмете познания в различных теориях.
    оснований различных воззрений. Соответственно, не имеет особой познавательно-исследовательской ценности и простое перечисление существующих дефиниций цвета по форме «цвет - это ...». Ведь любая дефиниция понятия «цвет», во-первых, возможна лишь в связи с другими категориями и понятиями в рамках данной теории (зачастую, несущей на себе яркий отпечаток ее автора), во-вторых, представляет собой не
  4. В настоящее время в физике стало общепризнанным так называемый корпускулярно-волновой дуализм в теории света1:
    основе этой теории - явления дифракции света в экспериментах Гримальди). Современные теории цвета основываются на волновых свойствах света, рассматривая свет как смесь (спектр) световых волн с разными длинами. Согласно волновой теории света, цвет - это световая ¦у волна с определенной длиной . Так, по определению физика В. Шредингера, Справедливости ради, следует отметить, что Ньютон колебался
  5. Физиологический процесс возникновения ощущения цвета можно кратко представить следующим образом.
    основном или исключительно при помощи палочек, называется сумеречным зрением; оно не позволяет различать хроматические цвета, а лишь оттенки 40 серого. Зрение, в котором участвуют в основном или исключительно колбочки, называется дневным зрением; дневное зрение дает возможность видеть все цвета (колбочки содержат в себе некую жидкость, так называемый «зрительный пурпур»). Колбочки избирательно
  6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    основные парадигмы познания цвета -метафизическую, естественнонаучную и гуманитарную, которые соответствуют процессу становления исторических типов познавательной деятельности - философии, естествознания и гуманитаристики. Используя теоретические воззрения на цвет различных авторов, мы проанализировали специфику и особенности выявленных парадигм познания цвета, эксплицировали их онтологические,
  7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    основания понимания личности / А. С. Арсеньев. - М.: ACADEMIA, 2001. - 592 с. Базыма, Б. А. Психология цвета: теория и практика / Б. А. Базыма. - М.: Речь, 2005.-205 с. Базыма, Б. А. Цвет и психика : монография / Б. А. Базыма. - Харьков : Изд-во ХГАК, 2001.-172 с. Базыма, Б. А. Цветовая символика и психодиагностика / Б. А. Базыма // Вестник Харьковского университета. - Серия «Психология».
  8. Проблема перцепции цвета интересовала и создателей произведений искусства.
    основывает, с точки зрения взаимоотношений цвета и формы, направление своей живописи, а именно супрематизм1. Цвета, из которых Малевич особо выделил красный, белый и черный, выражают особое ощущение сил, энергий, развивающихся в психофизиологических областях человеческого существования. На восприятие цвета вообще, и в произведениях изобразительного искусства, в частности, оказывает свое влияние
  9. 1.6. «Учение о цвете» Гете.
    основные цвета на цветовом круге, о котором будет подробнее сказано ниже. Открытия Ньютона были посвящены физической природе света и цвета, их природным свойствам, имеющим определенное постоянство вне зависимости от нюансов возникающих при их восприятии конкретным человеком. Именно по этому, Гете решительно отвергал эту теорию, Ньютон И. Оптика или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях
  10. СОДЕРЖАНИЕ
    основы феноменологической онтологии цвета 73 Смысл бытия феномена цвета: restitutio in integrum 89 Феномен цвета в искусстве живописи 106 Заключение 119 Список