Искусство в IT-технологиях...

Исаев Александр Аркадьевич. Феномен цвета в контексте бытия человека: опыт философского анализа, 2007

Физиологические учения о природе цвета (нейрофизиология, психофизика, психофизиология, колориметрия, естественнонаучная психология ощущений) делают предметом познания не вопрос «откуда берутся цвета» (вопрос о причине), а вопрос «как человек различает цвета?» (вопрос о механизмах цветового зрения),


Трактовка цвета как зрительного ощущения основана на материалистической теории отражения, согласно которой ощущение — это отражение объективного мира, единственный источник познания окружающей действительности.
«Ощущение, - писал основоположник теории отражения В. И. Ленин, - есть действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания» [81, с. 317]. «Лучи света, - писал также В. И. Ленин, - попадая на сетчатку, производят ощущение цвета. Значит, вне нас, независимо от нас и от нашего сознания существует движение материи, скажем, волны эфира определенной длины и определенной быстроты, которые, действуя на сетчатку, производят в человеке ощущение того или иного цвета» [81, с. 321]. Материалистически-естественнонаучное определение природы цветового зрения указывает на необходимость рассматривать ощущение цвета как явление, обусловленное, с одной стороны, воздействием на наш зрительный орган объективно, вне нас существующей материи, с другой — способностью сетчатки нашего глаза реагировать на это воздействие, вызывать цветовые ощущения.
Согласно современным естественнонаучным представлениям а, то, что мы видим как цвет, представляет собой «комбинированное воздействие: 1)
39
спектрального распределения светового потока из дающего энергию источника света; 2) физических и / или химических свойств всех материалов, пропускающих или отражающих световой поток (по меньшей мере часть светового потока, переориентированную в сторону глаза); 3) физиологической реакции глаза на световой поток, включающей в себя нервные импульсы, передаваемые в ту часть коры головного мозга, которая отвечает за зрение; 4) переработки нашим мозгом этих сигналов в сочетании с сигналами из соседних областей поля зрения, нашими воспоминаниями о сходных ситуациях, имевших место в прошлом опыте» [138, с.7].
предыдущий следующий
= К содержанию =


Физиологические учения о природе цвета (нейрофизиология, психофизика, психофизиология, колориметрия, естественнонаучная психология ощущений) делают предметом познания не вопрос «откуда берутся цвета» (вопрос о причине), а вопрос «как человек различает цвета?» (вопрос о механизмах цветового зрения), - релевантная информация:

  1. В философской традиции цвет становился предметом рефлексии в связи с общими мировоззренческими размышлениями онтологического, гносеологического и эстетического характера.
    физиологические и эмоциональные состояния (Э. Т. Дорофеева, Л. Трофимов, П. В. Яныпин, В. Ф. Петренко, В. Е. Руденко и др.), психодиагностические возможности цветовых тестов (Л. Собчик, М. Люшер, А. Эткинд и др.). В искусствоведении изучаются закономерности цветового строя, модели цветовых сочетаний в изобразительном искусстве: цветовая гармония, колорит, цветовые контрасты (Ж. Агостон, М.
  2. 1.6. «Учение о цвете» Гете.
    физиологические цвета, которые принадлежат глазу и основаны на его действии и противодействии; физические цвета, которые обнаружены в бесцветных средах или с Гете И.В. Избранные сочинения по естествознанию. - М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 553 с. 2 См. там же: с.263. См. там же: с.269. См. там же: с.270. 53 помощью них; и химические цвета, как свойственные самим предметам. Физиологические цвета
  3. Основы естественнонаучной парадигмы познания цвета были заложены в теории цвета Исаака Ньютона (1642-1727), которому принадлежит первая (из современных), наиболее известная, формулировка понятия «цвет» в рамках естественнонаучной парадигмы, данная им более 300 лет назад в его «Оптике».
    учения о цвете и создал фундамент для этого учения, основанный на законах естествознания» [162, с. 10]. Сегодня естественнонаучная парадигма познания цвета представлена в исследованиях по физике (физической оптике), физиологии и психофизиологии цветового зрения, биологии (эволюция цветового анализатора), колометрии. Главной особенностью естественнонаучной парадигмы познания цвета становится
  4. В настоящее время в физике стало общепризнанным так называемый корпускулярно-волновой дуализм в теории света1:
    физиологическими определениями: цвет - это одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как сознательное зрительное ощущение. Одним из первых, такое понимание цвета высказал сам Ньютон, который отмечал, что световые лучи сами по себе не являются цветными: «В них нет ничего, кроме определенной способности и предрасположения вызывать у нас ощущение того или иного цвета» (цит. по: 55,
  5. Физиологический процесс возникновения ощущения цвета можно кратко представить следующим образом.
    физиологические (достаточные) условия - переработка этого потока зрительным анализатором и головным мозгом. Поскольку цвет, в строгом смысле слова, непосредственно возникает только в сознании человека (в природе цветов не существует - есть ли различные длины световых волн), то можно говорить о двух различных трактовок цвета как естественнонаучного предмета познания: 1) психофизическом или
  6. Прежде всего, феноменология восприятия цвета не укладывается в рамки физико-физиологической модели:
    физиологическая концепция практически бесполезна даже для колориметрии, основанной на положениях классической психофизики. Так, рассматривая возникающие в мозгу образы, П. Колере пишет: «Фактически та же самая [цветовая - И. А.] "картина" может возникнуть при полном отсутствии светового раздражения, как, например, в сновидениях и грезах (перцептивный опыт во время сна, по-видимому, столь же
  7. Следующий аспект гуманитарной онтологии цвета - это смысловое наполнение феномена цвета,
    физиологическом, эмоциональном, интеллектуальном и пр. "уровнях" » [177, с. 59]. В психсеманитике «цвет рассматривается не в аспекте закономерностей цветоразличения, как это принято в психофизиологии или колориметрии, а в аспекте доступности его интерпретации, в его соотнесенности с неперцептивными категориями, такими как психофизиологические реакции, эмоции, чувства, идеи, установки,
  8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    физиологической оптики. - 1946. - № 6. -43-50. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление : собр. соч. в 5 т. / А. Шопенгауэр; пер, с нем. Ю. И. Айхенвальда. -. М. : Московский Клуб, 1992.-Т. 1,-673 с. Шпет, Г. Явление и смысл: Феноменология как осн. наука и ее проблемы / Г. Шпет. - Томск: Изд-во ТомГУ, 1996. - 453 с. Шредингер, Э, Лекции по физике / Э. Шредингер. - Ижевск : НИЦ «Регулярная и
  9. СОДЕРЖАНИЕ.
    физиологической реакции на цвет и цветовых предпочтений людей в крупных культурных группах. 149 Заключение ко второй главе 154 IV. Экспериментальная часть. 156 Описание эксперимента № 1. 157 Обсуждение результатов эксперимента №1. 162 Описание эксперимента №2. 170 Обсуждение результатов эксперимента №2. 172 .Выводы 175 V. Заключение. 176 Библиография
  10. Проблемы восприятия произведения искусства
    физиологического состояния зрителя7. Исходя из «Критики" способности суждения» Канта, процесс восприятия цвета может быть представлен двумя способами : как Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах. — М.: Мысль, 1971. - т.1,590 с, т.2,582 с. 2 Гоббс Т. Левиафан. - М.: Мысль, 2001. -478с. Descartes. (Euvres philosophiques. - Paris : Classiques GARNIER, 1997. - 856p. Локк Дж. Сочинения в 3-х томах. — М.: