Искусство в IT-технологиях...

Исаев Александр Аркадьевич. Феномен цвета в контексте бытия человека: опыт философского анализа, 2007

Физиологический процесс возникновения ощущения цвета можно кратко представить следующим образом.

Согласно традиционному естественнонаучному подходу, свет представляет собой сложную смесь предпосылок для восприятия цветных лучей. Пока свет от источника или отражающей поверхности не достиг рецепторов цветового зрения сетчатки (колбочки), считается, что цвета нет.
В области видимого света длины волн находятся в пределах от 360 до 780 нм. Излучения с длинами волн от 380 до 470 нм имеют фиолетовый и синий цвет, от 480 до 500 нм - сине-зелёный, от 510 до 560 нм - зелёный, от 570 до 590 нм - жёлто-оранжевый, от 600 до 760 нм - красный.
В процессе зрительного восприятия участвуют: глаз, зрительный нерв и зрительный центр головного мозга. Подобно фотокамере, глаз отображает предметы. В сетчатой оболочке, или сетчатке глаза, находятся мельчайшие окончания волокон зрительного нерва, светочувствительные зрительные клетки, палочки и колбочки, расположенные очень близко друг от друга (в общей сложности в сетчатой оболочке находится около 130 млн. палочек и 7 млн. колбочек); колбочки расположены главным образом в центре, а палочки по периферии сетчатой оболочки. Зрение, которое осуществляется в основном или исключительно при помощи палочек, называется сумеречным зрением; оно не позволяет различать хроматические цвета, а лишь оттенки
40
серого. Зрение, в котором участвуют в основном или исключительно колбочки, называется дневным зрением; дневное зрение дает возможность видеть все цвета (колбочки содержат в себе некую жидкость, так называемый «зрительный пурпур»). Колбочки избирательно чувствительны к синей, зеленой и желто-красной частям спектра. Кроме этого существует "палочковая" система рецепторов, совместно с колбочками реагирующая на освещенность и обеспечивающая сумеречное зрение. По выходе из глаза пучки нервных волокон формируются в зрительный нерв, по которому световые раздражения передаются в зрительный центр головного мозга
Процесс возникновения цветовых ощущений принято разделять на несколько уровней. На уровне рецепторов сетчатки механизм цветоразличения хорошо описывается в известной "трехкомпонентной теории" Юнга-Гельмгольца. Последняя объясняет необходимость и достаточность триады основных цветов (красного, зеленого и синего) для получения цветов видимого спектра путем аддитивного смешения [117, 1978]. На этом основана технология получения цвета в кинескопе. Трихроматическая теория оказалась полезной в качестве основы для различных процессов воспроизведения цвета и была развита с помощью законов Гроссмана в метод колориметрии МКО (СШ - в английской транскрипции).
От «первичных детекторов» сетчатки возбуждение передается далее на группу «градуальных нейронов», составляющих второй детекторный уровень [64; 65; 136]. В настоящее время считается, что существует три вида детекторов этого уровня: красно-зеленый, сине-желтый и черно-белый (яркостной) [117], хотя существует обоснованное мнение, что их должно быть не менее четырех [65; 136].
Это связано с выявлением в структуре процесса цветоразличения не только анализатора яркости, но и так называемого «униполярного темнового механизма», т.е. анализатора «белизны», что соответствует ощущению насыщенности цветового тона. Как
41
бы то ни было, на этом уровне характер обработки цветового раздражения хорошо укладывается в «теорию оппонентпости» Эвальда Геринга. Эта теория основывается на существовании уже не трех, а четырех основных цветов: красного, зеленого, желтого и синего, остающихся неизменными по цветовому тону при различных стимульных условиях и субъективно выделяемых большинством людей в качестве главных элементов цветовой гаммы. На основании первой части теории Геринга была разработана современная натуральная цветовая система (NCS) [143].
Дальнейшая обработка информации в цветовом анализаторе предполагает процесс сличения раздражителя с «узкополосным эталоном» (см. обзор: [53]), позволяющий идентифицировать мелкие цветовые поля на фоне крупных. Существует также гипотеза о дублировании всего множества селективных детекторов цвета нейронами образной памяти [135].
Пройдя весь сложный путь от глаза до зон цветового анализатора в коре, электромагнитные колебания бесцветного света «превращаются» в то, что мы воспринимаем как цвет.
Этот путь в настоящее время может быть представлен как последовательная «сортировка» количественных данных (частот спектра) на некие все более дробные «качества» в форме специфических реакций полей детекторов или ансамблей нейронов.
Таким образом, в естественнонаучной парадигме выделяются два рода оснований (условий) существования цвета: физические (необходимые) условия цвета - электромагнитный поток световых излучений с различными длинами волн; физиологические (достаточные) условия - переработка этого потока зрительным анализатором и головным мозгом. Поскольку цвет, в строгом смысле слова, непосредственно возникает только в сознании человека (в природе цветов не существует - есть ли различные длины световых волн), то можно говорить о двух различных трактовок цвета как естественнонаучного предмета познания: 1) психофизическом или колометрическом цвете, который включает в себя цветоощущение и
42
объективное измерение его характеристик с помощью приборов; 2) психофизиологическом цвете, который связан с цветовосприятием, или, строго говоря, с "отработкой" того психофизического цвета в форме цветового образа, который возникает вслед за глазом в мозгу при восприятии цветного объекта.
предыдущий следующий
= К содержанию =


Физиологический процесс возникновения ощущения цвета можно кратко представить следующим образом. - релевантная информация:

  1. 1.1.1. Этимология понятия «виртуальный» и многообразие его использования в философии и науке
    физиологических мозговых констелляций, которые способны реализовать (курсив наш - Т.К.) субъективный образ объекта» [105,71]. 14 А.Арто также применял слово virtuels, например: «...театр относится к искусствам потенциальным (virtuels), которые видят свою цель в природе собственного реального бытия» [11, 138]. Более того, задолго до Джайрона Ланье (Jaron Lanier), которому принадлежит заслуга в
  2. Актуальность темы исследования.
    физиологических реакций типа учащения пульса и обычно довольствуются банальными дизайнерскими рекомендациями. Некоторые общепринятые цветовые понятия существуют только в силу договоренности и привычки; фиксированных эталонов так называемых «основных» цветов, своеобразных камертонов не существует. Слова, обозначающие цвета, являются обобщающими. Поэтому, отделять в спектре «голубой» от «синего»
  3. 2.4 Восприятие текстовой информации веб-сайта
    процесс мышления идет сразу на нескольких «фронтах», идеи развиваются и отбрасываются одновременно на разных уровнях и с разных позиций, а также зависят одна от другой, взаимно обогащают друг друга, то существует необходимость во внешней фиксации таких переплетающихся линий мыслительного процесса. В отличие от докомпьютерного гипертекста, гипертекст глобальной сети (текстово - информационная
  4. 2.5. Характеристика Web - сайта коммерческого банка как нового вида обслуживания в системе Интернет - банкинга
    процесс тестирования. Оно состоит из двух этапов: тестирование на работоспособность и тестирование на удобство пользования интерфейсом. На этапе тестирования на работоспособность проверяют, как функционирует Web-сайт, используя те же условия, при которых с ним будет работать пользователь. Готовый Web-сайт необходимо опубликовать на Web-cepBepe, чтобы он был доступен через Интернет. Основное
  5. 3.2. Продвижение пиар - проектов: опыт, проблемы, перспективы
    процесс. Информационные технологии позволяют вызвать из банка данных компьютера любые лекции. Уже создаются адаптированные компьютерные программы, когда можно дома читать лекцию и самому себе задавать вопросы, проверять знания по соответствующим тестам. Многие университеты мира с помощью Интернета предлагают студентам блоки информации, то есть часть дисциплин из одного вуза, часть из другого, а
  6. §1. Основные инструменты РR в Интернете
    процессы, осуществляемые в рамках данных проектов, можно классифицировать по нескольким видам. Однако прежде дадим определение понятия «бизнес-процессы» так, как встречаем его в одном из последних учебных пособий по электронной коммерции: «Бизнес-процессы - отдельные конечные процессы, связанные с воздействием субъекта на объект и взаимодействием субъектов между собой, в совокупности образующие
  7. структура для анализа позиционирования
    процессе взаимодействия с Web-страницей, с нашей точки зрения, может быть представлен в виде следующей схемы (рис. 18). На каждом из этапов цикла взаимодействия потребителя с Web-страницей, потребитель может уклониться от взаимодействия со следующим элементом цикла и покинуть Web-сервер. Поэтому, для того, чтобы потребитель полностью прошел весь цикл взаимодействия, с нашей точки зрения, следует
  8. Жизнь человека - постоянный процесс восприятия окружающей среды.
    физиологический, психологический и социо-культурный аспекты, в которых находят свое отражение как общечеловеческие, так и индивидуальные особенности воспринимающего субъекта. В разные эпохи, в зависимости от предшествующего художественного опыта и от принятых в данное время типов художественных кодов, формируется определенная эстетическая позиция общества. Однако не следует забывать о том, что
  9. 1.6. «Учение о цвете» Гете.
    физиологические цвета, которые принадлежат глазу и основаны на его действии и противодействии; физические цвета, которые обнаружены в бесцветных средах или с Гете И.В. Избранные сочинения по естествознанию. - М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 553 с. 2 См. там же: с.263. См. там же: с.269. См. там же: с.270. 53 помощью них; и химические цвета, как свойственные самим предметам. Физиологические цвета
  10. 1.11 Роль интуиции при восприятии цвета в произведениях изобразительного искусства.
    процесс происходит при восприятии цвета, когда человек заменяет качественные ощущения количественными. По мере приближения светового источника, фиолетовый цвет принимает сиреневый оттенок, зеленый переходит в бледно-желтый, а красный в ярко-желтый. Когда источник света удаляется, происходят обратные изменения: ярко-синий цвет превращается в фиолетовый, желтый — в зеленый, а красный, зеленый и