Искусство в IT-технологиях...

Исаев Александр Аркадьевич. Феномен цвета в контексте бытия человека: опыт философского анализа, 2007

С позиций естественнонаучной парадигмы способность человека к ощущению цветов есть результат эволюции материального мира.

Эволюционно способность к восприятию цвета развилась для целей идентификации предметов вместе со способностями к восприятию других их свойств (размеров, твёрдости, теплоты и др.) и перемещений в пространстве, помогая обнаруживать и опознавать в жизненно важных ситуациях отдельные предметы по их окраске при всевозможных изменениях освещения и состояния окружающей их среды.
Эта необходимость распознавания объектов явилась главной причиной того, что их цвета определяются в основном их окраской, и при привычных для человека условиях наблюдения за счёт вносимой наблюдателем бессознательно поправки на освещение лишь в малой степени зависят от освещения. Развитие способности к ощущению цветов эволюционно обеспечивалось формированием специальной системы цветового зрения, состоящей из трёх типов цветочувствительных фоторецепторов в центральном участке сетчатки глаза (колбочек) с максимумами спектральной чувствительности в трех разных спектральных участках: красном, зелёном и синем, а также четвёртого типа рецепторов (палочек), не обладающих преимущественной чувствительностью к какому-либо одному спектральному цвету, расположенных по периферии сетчатки и играющих главную роль в создании ахроматических зрительных образов.
Согласно исследовательским данным [77; 83; 101; 117], цветовое зрение встречается на весьма ранних ступенях эволюционной лестницы: им обладают уже насекомые (пчелы, бабочки). Вместе с тем выяснено, что
43
диапазон чувствительности насекомых сдвинут в ультрафиолетовую область (в ущерб красной), что означает, что нам недоступны видимые нами цвета [101; 117]. В настоящее время считается [7; 117], что среди позвоночных наличие цветового зрения встречается у всех костных рыб, некоторых амфибий (тропические лягушки) и пресмыкающихся (черепах, ящериц). Хорошим цветовым зрением обладают многие дневные птицы (ночные -совы, например, не видят красной части спектра [101]. Для этих живых существ цветовое зрение играет важную роль при размножении (привлечение), поиске пищи и сохранении жизни (маскировка, мимикрия). Любопытно, что такую же роль цвет играет и для растений, сотрудничающих с насекомыми и птицами.
Среди млекопитающих собаки обладают слабым цветным зрением, а кошки, скорее всего, им не обладают вовсе. Грызуны (кролики, мыши), а также копытные не различают цвета. Слабое цветное зрение обнаружено у белок. В целом, считается, что им не обладают животные, ведущие ночной образ жизни, но оно отсутствует или почти отсутствует и у современных дневных животных (коров, лошадей, собак, свиней, овец и т.д.).
Человекообразные обезьяны обладают цветовым зрением подобно человеку. У низших приматов (полуобезьян, лимуроидов) цветового зрения нет, поскольку это ночные животные. У хвостатых обезьян обнаружено цветовое зрение типа протонопии: различают только синий и желтый, серый вместо голубого, красные оттенки отсутствуют [77].
Из сказанного следует, что цветовое зрение - очень древняя способность, появилось ранее завоевания жизнью суши, и уже тогда имело сигнальную функцию.
Отсутствие его у большинства млекопитающих объясняется его последующей утратой: на протяжении эволюции наземных теплокровных количество видов, обладающих цветовым зрением, постоянно сокращалось в связи с ночным образом жизни. Частичная утрата цветового зрения в связи с ночным образом жизни (совы, хвостатые обезьяны и др.) вызывает
44
протонопиго: неразличение цветов красного края спектра. «Подобно другим свойствам, утраченным наследственным веществом, цветочувствительные клетки не восстанавливаются, таков один из непреложных законов эволюции» [83, с. 108].
Следовательно, факт наличия цветового зрения у человека и близких ему видов свидетельствует о том, что ни один из биологических предков современного человека не вел достаточно длительно ночной образ жизни. Итак, можно предположить, что, пока цветовое зрение у других теплокровных деградировало, у наших предков оно эволюционировало. С. В. Кравков в свое время присоединился к гипотезе Шенка и Л.Франклина: эволюционируя, человеческое цветовое зрение проходило через стадию "двухцветового зрения" типа протонопии, где все многообразие цветов сводилось к желтым и синим [77].
Согласно этой гипотезе, усовершенствование цветового зрительного аппарата состояло в том, что глаз стал более чувствительным к крайним красным лучам, и «желто-ощущающий» аппарат, первоначально чувствительный ко всей длинноволновой части спектра, расщепился на два самостоятельных аппарата: «красно-ощущающий» и «зелено-ощущающий».
Если принять как факт, что цветовое зрение мы унаследовали от низших позвоночных (рыб), что доказывается анатомическим, физиологическим, химическим и структурным сходством строения сетчатки, то эволюцию цветового зрения следует изучать не на приматах, а начиная с рыб. Тогда рассуждения об эволюции цветового зрения от протонопии до тритонопии [77] нельзя признать обоснованной. Ведь уже у карпа имеются все три типа колбочек и даже детекторов оппонентного типа, хотя и находятся эти детекторные клетки еще в самой сетчатке, а не в латеральном коленчатом теле, как у приматов и человека [117]. Хотя карп обладает повышенной чувствительностью в красно-оранжевой, а не зелено-желтой области спектра, диапазоны частот реагирования рецепторов карпа и человека почти не
45
различаются по ширине. Следовательно, протоиоиия это результат инволюции, а не этап развития.
предыдущий следующий
= К содержанию =


С позиций естественнонаучной парадигмы способность человека к ощущению цветов есть результат эволюции материального мира. - релевантная информация:

  1. В настоящее время в физике стало общепризнанным так называемый корпускулярно-волновой дуализм в теории света1:
    позиций физики, существует объективно, т.е. независимо от сознания человека, и есть ни что иное как электромагнитная волна определенной длины. Такая физическая трактовка цвета, взятая сама по себе, оказывается парадоксальной: получается, что цвет - это не только то, что мы видим, но и то, что мы не видим, не различаем визуально, т.е. цвет может быть в принципе «невидимым». Поэтому в
  2. Прежде всего, феноменология восприятия цвета не укладывается в рамки физико-физиологической модели:
    естественнонаучной парадигме при познании феномена цвета мысль исследователя движется в рамках исходной онтологической схемы «материальный мир - организм человека», в которой «материальный мир» сводится до объекта познания, а человек до субъекта познания, отражающего воздействия объективного мира. При этом бытие человека низводится до уровня «организмного» его существования как представителя
  3. Действительно, с позиций ЕНП цвет оказывается... бесполезным для бытия человека, неким случайным эпифеноменом биологической эволюции вида homo sapiens.
    позиции биологического подхода в естественнонаучной парадигме, цветоразличепиг -рудиментарная функция, т.е. такая, которая в современных условиях никогда бы у человека не развилась, и со временем должна атрофироваться. Хотя никто из ученых-естествоиспытателей, скорее всего, не отважится на это заявление, оно прямо следует из приведенных цитат. Подобный вывод хорошо сочетается с установкой
  4. 2.1. РЕАЛЬНОСТИ, ПОРОЖДАЕМЫЕ ТОЛЬКО ПСИХИКОЙ СУБЪЕКТА
    позиции объективного наблюдателя) как обусловливающие значительное отклонение в самосознании личности или в протекании психологических процессов от определенной структуры, характерной для данного индивида при нормальном состоянии активного бодрствования.. Такое значительное отклонение ¦ может быть представлено большей, чем привычная, обращенностью к внутренним ощущениям или психологическим
  5. 3.2.1. Виртуальная реальность погружения (иммерсивная виртуальная реальность)
    позиции. По мнению ДЛоспелова [148], сильная виртуальная реальность меняет все три типа законов, задающих реальность — законы физического мира, законы восприятия, законы интерпретации воспринятого. Соответственно, слабая виртуальная реальность может быть отстранена, отрефлексирована, рассмотрена как внеположенная. Однако обратим внимание, что все же, на наш взгляд, деление на сильные и слабые
  6. 1.3.Рекламный текст: проблема восприятия и динамика смыслопорождения
    позиционно-сюжетной и пространственно-временной организации, обусловленной коммуникативно-творческой стратегией автора, а также определённым жанровым своеобразием. Е.С.Кубрякова отмечает, что "все, кто занимались проблемами дискурса или текста, вынуждены были признать, что неотъемлемой чертой такого понимания оказывается сама необходимость выводного знания, то есть извлечение сверхтекстовой или
  7. Проблемы восприятия произведения искусства
    позицию, и наслаждение возникает от обретаемой в результате этого процесса целостности. Исходя из «Эстетики» Гегеля, задачей искусства является выражение всеобъемлющих истин духа, и в процессе зрительного восприятия произведений искусства происходит единение чувственного, представляющего объект в форме, с чистой мыслью, и обретение единства с абсолютом . Шопенгауэр в книге «Мир как воля и как
  8. 1.12. Цвет в контексте феноменологии восприятия.
    способно, так что ощущение — это буквально род причастия»2. Таким образом, феномен истинного восприятия выступает как некий знак природы, в отношении которого суждение играет вторичную роль3.Восприятие цвета подчиняется тем же принципам. Красный цвет воспринимается не только как теплый, фактурный, ограниченный поверхностью и зависящий от игры светотени, он выступает и как реальная совокупность
  9. 1.15. Язык цвета в произведении изобразительного искусства как средство коммуникации.
    позиций, и в этой области происходит переплетение объективного и субъективного, при котором впечатление от цвета становится неразрывно связанным с чистыми абстракциями ума, с эмоциональным ответом зрителя, с рецепторным раздражением его органов чувств. Что касается восприятия цвета в произведениях изобразительного искусства, то при эстетическом восприятии цвета происходит доминирование
  10. 1.5 Трихроматическая и оппонентная теории восприятия цвета.
    позиций: светлый — темный, красный — зеленый, синий - желтый. Эта теория хорошо объясняет эффект цветовой адаптации. Трихроматическая и оппонентная сочетаются в теории зон, по которой на сетчатке существуют зоны, в которых рецепторы функционируют разным способом. В одной зоне рецепторы дают сигнал нервной клетке об одном, красном, зеленом или синем цвете, тогда как в другой зоне сигналы