Искусство в IT-технологиях...

Исаев Александр Аркадьевич. Феномен цвета в контексте бытия человека: опыт философского анализа, 2007

Следующий аспект гуманитарной онтологии цвета - это смысловое наполнение феномена цвета,

в результате чего цвет рассматривается как семантический объект, как «скрытый текст», обладающий собственным «языком». «Цветовое видение, возникающее в глазах и в сознании человека, -пишет искусствовед И.
Иттен, - обладает своим содерлсанием и смыслом» [68, с. 19]. «Сказать "Цвет существует", - говорит П. В. Янынин, - здесь [в психосемантике цвета - И. А.] все равно, что сказать "Цвет сообщает". Это значит, что за Цветом стоит не колебание энергии, а доступное человеческому чувству и осмыслению содержание, сродственное нашему внутреннему миру. Это - итог экспериментов и их психологической интерпретации. Можно сказать и по-другому: цвет имеет смысл, или, более строго с психологической точки зрения, - цвет обладает естественным значением [выделено самим автором - И. А.]... Это значение-смысл-сообщение адресовано целостному человеку помимо его воли и непосредственно, минуя умозрительные предпосылки и рассудочные модели. Цвет онтологичен психологически, но не только как субъективный феномен, а как часть доступного нашему чувственному восприятию сегмента реальности» [177, с. 172]. Н. В. Серов считает, что цветообозначение можно считать «языковым знаком целостной системы "внешняя среда - интеллект", в котором закодирован, с одной стороны, определенный смысл (идеальное) и, с другой, - соответствие обозначаемой краске предмета (материальному» [129, с. 39] и высказывает предположение, что «смысл и значение (т.е. семантика) цвета является основной характеристикой, которая объединяет людей прежде всего по природному принципу цветового взаимодействия» [129, с. 35].
В силу содержательно-смысловой наполненности феномена цвета в методологических основаниях гуманитарной парадигмы лежит метод интерпретации (от лат.
interpretatio -разъяснение, (ис)толкование) - как смыслополагающая (наделение цветовых перцептов значениями) и
53
смыслосчитывающая (установление, разъяснение скрытых значений-смыслов цветовых перцептов) процедуры истолкования «языка цвета» («длительно запечатленных жизнеобнаружсний» (В. Дильтей)) в человеческом сознании. П. В. Яньшин отмечает, что в психосемантике «Наличие у цветов собственных значений подразумевает, что не все в конкретном оттенке доступно зрительному ощущению. В цвете есть нечто, адресованное не только "глазу", но целостному человеку, что может быть закономерно "интерпретировано" на физиологическом, эмоциональном, интеллектуальном и пр. "уровнях" <...>» [177, с. 59]. В психсеманитике «цвет рассматривается не в аспекте закономерностей цветоразличения, как это принято в психофизиологии или колориметрии, а в аспекте доступности его интерпретации, в его соотнесенности с неперцептивными категориями, такими как психофизиологические реакции, эмоции, чувства, идеи, установки, морально-этические категории, т.е.
так, как - он столетиями рассматривался художниками» [177, с. 60]. Н. В. Серов, развивая «хроматическую модель интеллекта», считает, что «компоненты интеллекта [сознание, подсознание, бессознание - И. А.] представляют четкий критерий подразделения и, следовательно, интерпретации цвета в случаях включения значений в один цвет, например, в различных культурах» [129, с. 40].
предыдущий следующий
= К содержанию =


Следующий аспект гуманитарной онтологии цвета - это смысловое наполнение феномена цвета, - релевантная информация:

  1. 3.2.2. Виртуальная реальность компьютерных сетей
    аспекты глобальной сети. Однако онтология 114 Сети интересна не только само; по себе, сколько в плане влияния ризоморфной конструкции Интернета на социальные отношения, выстраиваемые вокруг глобальной сети и в плане влияния на формирование киберкулътуры — специфической формы культуры информационного общества и на личность. Однако это вопрос выходит за рамки данной работы. Помимо ризомы, в
  2. Научная новизна исследования состоит в следующем:
    гуманитарная) и эксплицированы их онтологические, методологические и аксиологические основания; обнаружено, что вышеназванные парадигмы познания цвета могут быть объединены под общим «знаменателем» когнитивистской традиции (метадигмы); выявлены достоинства и недостатки (ограничения) парадигм познания цвета, которые объясняют, с одной стороны, детерминацию процесса выхода на «авансцену» той или
  3. В силу ведущей значимости аксиологических установок гуманитарной парадигмы в познании цвета, трактовка цвета в ней может быть охарактеризована с позиций функционального подхода,
    аспектах: импрессивном (воздействие цвета на человека), экспрессивном (выражение человеком посредством цвета своего внутреннего мира) и символическом (ценностно-смысловая наполненность феномена цвета в культуре)1. К вопросу об истории смены парадигм: если основателем естественнонаучной парадигмы познания цвета является И. Ньютон, то основоположником гуманитарной парадигмы постижения цвета может
  4. 1.12. Цвет в контексте феноменологии восприятия.
    цвета и формы обретают свой подлинный смысл2. При эстетическом восприятии устанавливается некая «эстетическая объективность», для которой характерно присутствие в предмете многочисленных слоев, ускользающих от чувственного восприятия — такова концепция Гартмана . Обыденное восприятие проникает в духовный мир человека сквозь видимые формы в едином процессе чувственного ощущения, получаемого
  5. В последнее десятилетие сложилось новое направление использования товарного знака в маркетинговых коммуникациях
    цвета), фирменный комплект шрифтов, другие фирменные кон- J А.Джером Дзкулер, Боннн Л- Дрюниани, Креативные стратегии в рекламе. СПб., Питер, 2002, с. 249-253. Головлена, Е.Л. Торговая марка; теория и практика управления. М.: Социум, 2002, с. 102. 105 станты. Цвет делает элементы фирменного стиля более привлекательными, лучше запоминающимися, позволяющими оказать сильное эмоциональное
  6. В гуманитарной парадигме, которая направлена на поиск «человеческого» во всех изучаемых ее феноменах, цвет рассматривается в неразрывном единстве с душевно-духовными переживаниями человека,
    гуманитарная парадигма, во-первых, отказывается от изучения физических стимулов цветовых ощущений и обращается к цвету как феномену субъективного восприятия человека, цвету-перцепту, чувственному образу; во-вторых, трактует цвет как феномен, наделенный определенным смыслом, значением для человеческого бытия. Естественнонаучная парадигма останавливалась на физиологических механизмах возникновения
  7. Прежде, чем приступить к попытке разработки основфеноменологической онтологии цвета необходимо сделать некоторые предварительные истолкования по поводу самого термина «феноменологическая онтология».
    следующий анализ. 70 позиций осмысления феномен цвета должен быть рассмотрен, прежде всего, с бытийственпой претензией мысли в рамках онтологического мышления. Во-вторых, употребление понятия «феноменологический» в отношении онтологии подразумевает разработку онтологии феномена цвета в русле феноменологического метода мышления, фундированного в понятии «феномен». Это значит, что мы будем
  8. Постижение смысла бытия феномена цвета определяется настроенностью вопрошающего:
    аспекта настроения вопрошающего является взаимообусловливащими друг друга: в первом возникает проблема понимания чувственно данных цветов как «явления» или как «феномена»; во втором - проблема самопонимания, самоидентификации вопрошающего как «мыслящего» или «существующего, переживающего» существа. Вопрос о смысле бытия феномена цвета, таким образом, коренится в вопросе о фундаментальном
  9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    гуманитарную, которые соответствуют процессу становления исторических типов познавательной деятельности - философии, естествознания и гуманитаристики. Используя теоретические воззрения на цвет различных авторов, мы проанализировали специфику и особенности выявленных парадигм познания цвета, эксплицировали их онтологические, методологические и аксиологические основания, определили их достоинства и
  10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    аспект наименований цвета в современном английском языке / И. Г. Дегтярь // Некоторые проблемы германской филологии. - Пятигорск: ПГУ, 2000. - С. 5-9. Демидов,В. Как мы видим то, что мы видим / В.Демидов. - М. : Знание, 1987.-138 с. Деррида, Ж. Голос и феномен. Sppech and Phenomena: и др. работы по теории знака Гуссерля / Ж. Деррида; пер. с англ. С. Г. Калининой, Н. В. Суслова. - СПб.: Алетейя,