Содержание пункта источника
|
Исаев Александр Аркадьевич. Феномен цвета в контексте бытия человека: опыт философского анализа, 2007 |
Интерпретация импрессивного значения цветов в гуманитарной парадигме, в целом происходит в двух взаимосвязанных контекстах: физиологическом (телесном) и психологическом (эмоционально-душевном). |
В психофизиологическом контексте значение цвета интерпретируется в «терминах» физиологических реакций организма человека на цветовое воздействие; здесь происходит выявление закономерных связей между восприятием цвета и неосознаваемой физиологической реакцией нервной системы организма. «Вопрос о цветах, - пишут современные исследователи В, Ю. Ирхин и М. И. Кацнельсон, - далеко выходит за пределы естественнонаучной тематики. Даже физиологическое действие цветов гораздо сложнее тривиальных физических предсказаний, основанных на вычислении длины волны и энергии световых квантов. Желто-оранжевые цвета кажутся теплыми, а фиолетово-синие - холодными; зеленый цвет успокаивает, а красный возбуждает» [66, с. 364], Экспериментально было установлено, что воздействие различными цветами на человека приводит к закономерным изменениям пульса, дыхания, скорости реакции, мускульной силы, субъективной оценки времени [72]. В психологическом (эмоционально-душевном) контексте исследуется «аффективная ценность» или «коннотативная значимость» цвета, закономерности воздействия различных цветов на эмоциональное состояние человека, которые фиксируются различными терминами: «аффективная ценность цвета», «коннотативная значимость цвета», «эстетическая ценность цвета». Человек различает цвета не только на основании их оттенков. Цвета бывают «яркими» или «темными», «плотными» или «блеклыми». В зависимости от этих характеристик цвета могут «нравиться» либо «не нравиться»: еще Платон отводил цветам и краскам почетное место в учении о несмешанном, беспримесном источнике наслаждения [116, с. 51]. Феномен
58 эмоционального предпочтения цветов относится к одному из центральных в области цветовой психосемантики. Факт эмоционального отношения людей к цветам настолько очевиден, что не нуждается в доказательствах, и столь же загадочен. |
|
|
|
|
= К содержанию =
|
|
|
|
|
Интерпретация импрессивного значения цветов в гуманитарной парадигме, в целом происходит в двух взаимосвязанных контекстах: физиологическом (телесном) и психологическом (эмоционально-душевном). - релевантная информация: |
- Согласно идеалистическим вариантам объяснения «автором» объективных (общезначимых) значений цветов является объективно существующее идеальное начало в мироздании (в предельном виде - Бог);
интерпретации. В качестве примера интеллектуальной нечестности можно указать написанную «наукообразным» (т.е. «заумным», пестрящим сложной спецтерминологией и статистическо-математическими «расчетами») языком «научную теорию и методологию хроматизма» Н. В. Серова [129], в которой автор для поднятия авторитетной объективности своих выводов упоминает некоторую «базу данных (порядка 10 000 единиц
- 3.2.2. Виртуальная реальность компьютерных сетей
интерпретации М.М.Бахтиным, понимаемый как «сама жизнь, но оформленная особым игровым образом» [122]. Как и карнавал, описанный М.М.Бахтиным, чат - это отрицание реальной жизни, реальных статусов, общепринятых норм общения, да и, в определенной мере, просто реальных людей. Заметим, что для М.М.Бахтина одной из составляющих карнавального мироощущения было возвращение человека к себе, к своей
- В культурологии предметом специального исследования становятся символические формы, наделенные цветом, который несет определенную смысловую нагрузку, поскольку чтобы проникнуть в другую культуру, понять ее, надо научиться правильно интерпретировать значения, заложенные в символических формах и цветовых гаммах.
интерпретации, который был сформулирован еще в древности софистом Протагором в известном тезисе гносеологического релятивизма «как кому кажется, так оно и есть», а в современной трактовке зафиксирован в саркастическом афоризме «там, где встречается два ученых-гуманитария - возникает три "точки зрения"». 64 Проблема актуального отсутствия единства в гуманитарных теориях о цвете движется в
- РR как система коммуникаций
интерпретации сообщения; 4) обеспечение запоминания сообщения в целях его последующего использования2. Более сложный процесс инструктирования предусматривает пятую стадию: стимулирование активного обучения и получение практических навыков. А важнейший для РR-практика процесс убеждения идет еще дальше активного обучения и предполагает наличие шестой стадии - восприятия изменения3, то есть
- 2.2.3. Цвет в теории супрематизма К.Малевича.
значение. Он считает, что новые остовы чистой живописи конструируются на требованиях краски. Цвет выходит из живописной с*меси в самостоятельную единицу и является индивидуумом коллективной системы и индивидуальной независимости. С этой точки зрения живопись понимается художником как проявление чувств к цвету и выражение, через его конструирование, своего контакта с цветным явлением. Исследуя
- В начале нашего исследования следует эксплицировать представления о цвете как предмете познания в различных теориях.
значения. В самом общем виде под «парадигмой» (греч. paradeigma - пример, образец) можно понимать совокупность предпосылок, определяющих процесс познания и его результат (знание), признанных в качестве эталонов сообществом исследователей на данном историческом этапе. Задавая определенное «видение» предмета исследования, парадигма очерчивает круг проблем, имеющих смысл и решение; все, что не
- Следующий аспект гуманитарной онтологии цвета - это смысловое наполнение феномена цвета,
интерпретации. Можно сказать и по-другому: цвет имеет смысл, или, более строго с психологической точки зрения, - цвет обладает естественным значением [выделено самим автором - И. А.]... Это значение-смысл-сообщение адресовано целостному человеку помимо его воли и непосредственно, минуя умозрительные предпосылки и рассудочные модели. Цвет онтологичен психологически, но не только как субъективный
- В силу ведущей значимости аксиологических установок гуманитарной парадигмы в познании цвета, трактовка цвета в ней может быть охарактеризована с позиций функционального подхода,
импрессивном (воздействие цвета на человека), экспрессивном (выражение человеком посредством цвета своего внутреннего мира) и символическом (ценностно-смысловая наполненность феномена цвета в культуре)1. К вопросу об истории смены парадигм: если основателем естественнонаучной парадигмы познания цвета является И. Ньютон, то основоположником гуманитарной парадигмы постижения цвета может быть назван
- Вопрос о существовании у цветов значений и смыслов наиболее ярко обнаруживается в символической функции цвета.
импрессивные и символические свойства цвета [69; 189]. Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С момента своего возникновения цветовой символизм самым тесным образом был связан с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут магических, сакральных, божественных сил, а в определенных случаях и
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
значений-смыслов и т.п.). В противовес этому в феноменологически-нонкогнитивистской настроенности вопрошающего смысл бытия феномена цвета есть непосредственно самообнаруживающаяся в переживании данность первичного зрительного опыта, «само-по-себе-себя-показывающее» бытие, целостно схваченный в интуитивном созерцании поток зрительных переживаний; феномен цвета не предполагает позади себя
|
|
|