Искусство в IT-технологиях...

Исаев Александр Аркадьевич. Феномен цвета в контексте бытия человека: опыт философского анализа, 2007

Прежде, чем приступить к попытке разработки основфеноменологической онтологии цвета необходимо сделать некоторые предварительные истолкования по поводу самого термина «феноменологическая онтология».

Во-первых, древнегреческий корень on, который переводится как «сушее» и/или «бытие»1 указывает на бытийственный контекст нашего анализа, конституируемый вопросом «что есть цвет?» в рамках так называемой «онтологической парадигмы» в философии.
На наш взгляд, философскую рефлексию можно определить, прежде всего, как искусство вопрошания с точки зрения всеобщего. Как отмечал Э. Кассирер, философское умозрение начинается с понятия бытия. Когда оно конституируется как таковое, когда вопреки многообразию и разнообразию существующего пробуждается осознание единства сущего, впервые возникает специфически философская направленность миросозерцания [71, с.11]. С. Л. Франк читал, что, «всякая философия - хочет ли она того или нет - по существу не может быть ничем иным, как онтологией» [153, с. 429]. Н. Гартман отмечал: «Теоретическое мышление, не являющееся в своей основе онтологическим, ни в какой форме не существует и невозможно. По-видимому, в том состоит сущность мышления, что оно может мыслить лишь «нечто», а не «ничто»... Однако «нечто» всегда выступает с бытийствешюй претензией и порождает вопрос о бытии» [30, с. 85]. Поэтому с философских
Употребление здесь составного союза и/или носит временный характер, т.к. именно на онтологическом различении «сущего» и «бытия» будет построен наш последующий анализ.
70
позиций осмысления феномен цвета должен быть рассмотрен, прежде всего, с бытийственпой претензией мысли в рамках онтологического мышления.
Во-вторых, употребление понятия «феноменологический» в отношении онтологии подразумевает разработку онтологии феномена цвета в русле феноменологического метода мышления, фундированного в понятии «феномен». Это значит, что мы будем тематизировать феномен цвета исключительно в аспекте его данности, явленности в сознательном (духовном) бытии человека. Именно поэтому, термин «феномен» применительно к цвету носит в нашем исследовании отнюдь не случайную роль (так сказать, для «красного словца»). Этимологически «феномен» происходит от греческого phainomenon - «являющее себя». Вместе с тем, в философских размышлениях различных авторов термин «феномен» употребляется и трактуется по разному. Так, многие авторы традиционно переводят «феномен» в кантианском смысле как «явление», в отличие от «вещи-в-себе». Согласно Гуссерлю, феномен - это непосредственная данность первичного опыта, явление сознания [47]. По Хайдеггеру, феномен - это «само-по-себе-себя-показывающее», «род встречи» [158]. Очевидно, что эти трактовки не совпадают: если по Канту феномен есть способ явления чего-то (иного, «вещи-в-себе») [70], у Гуссерля феномен в формально всеобщем смысле означает способ ("Wie") данности, то у Хайдеггера -способ бытия. Одна из попутных задач данной работы состоит как раз в том, чтобы на материале тематизации феноменальности цвета показать связи и отличия между различными понятиями феномена, используя многозначность этого термина. Предварительно стоит отметить, что философы, в общем-то, сходятся на том, что феномен представляет «вещь» (в широком понимании) в ее «как». Таким образом, мы будем тематизировать цвет исключительно в качестве феномена, т.е. в модусе как его показывания в сознании. Феноменологическая тематизация цвета означает, что цвет берется не в качестве объективно-реального «бытия в себе», но так, как он дан или как он
71
показывает себя в своем бытии. Ориентируя исследование на феномен цвета, мы намерено избегаем поспешных поисков «понятия» цвет. С одной стороны, это предпосылало бы нашему исследованию определенные рамки, которые, возможно, ему несоразмерны.
С другой стороны, как говорил Э. Гуссерль, «мы безусловно не хотим удовлетвориться "просто словами"... Мы хотим вернуться к "самим вещам"» [47, с. 28].
В-третьих, онтологическое мышление, являясь философским типом мышления, предполагает, по словам Ортега-и-Гассета, «дар превращать вещи в проблемы, открывать скрытую в них онтологическую трагедию» [109, с. 69]. Проблематичность философского мышления указывает на необходимость рефлексии исходного вопроса нашего исследования «что есть цвет?» Это значит, что разработка онтологии феномена цвета изначально не предполагает H-mine ответа в виде какого-либо определения (дефиниции) самого феномена цвета. Это не означает, что мы вообще не стремимся к определенности в наших размышлениях, как это может показаться некоторым, поспешившим обвинить нас в отсутствии стремления к четкости мышления (по типу: «как можно размышлять о том, что чего не знаешь, т.е. об неопределенном (не дефинитивном)?»). Вместе с тем сопровождать феномен цвета его дефиницией было бы полной противоположностью нашему намерению. Полный смысл термина может быть понят только в процессе нашего анализа и только в той мере, в какой мы достигли более адекватного знания данности, обозначаемой термином «цвет». При введении важного термина его объяснение должно даваться только при том условии, что оно будет дополнено в дальнейшем по мере углубления анализа. Как отмечает Д. фон Гильдебранд: «Тот, кто упрямо отказывается принимать то, что сразу же не объясняется исчерпывающим образом с помощью формальной дефиниции, делает невозможным любой полноценный контакт с действительностью и любое философское исследование. Такая позиция
Букв,: с порога; решительно, с самого начала (лат.).
72
может быть основана только на радикальном непонимании действительности и философии; ибо это означает отождествление философского исследования с поиском нужных сведений в энциклопедии» [40, с.
17]. Таким образом, конституирующий вопрос нашего исследования «что есть цвет?» мы, прежде всего, делаем проблемой, сам вопрос ставим под вопрос, делаем его предметом для рефлексии.
В целом же, мыслительная работа по разработке основ онтологии феномена цвета ориентирована на постижение его фундаментальности: феномен цвета рассматривается нами с точки зрения отношений и порядка фундирования. Речь о фундаментальности феномена цвета подразумевает наше стремление вернуться к его первичному опыту, к его простейшей феноменальности, являющейся почвой для всех прочих, более сложных, его феноменологических вариаций. Движение к фундаментальности феномена цвета - это движение вспять от словесных оболочек, идеализации, моделей, конструктов, «априори», словом, от любых «отстоящих сущностей» (Э. Гуссерль), «отвлеченного знания» (С.Л. Франк) о цвете. Ибо мы хотим, прежде всего, достичь самого фундаментального опыта цвета, его «самое само» (А. Ф. Лосев), а не его идеи-понятия (как «знания о...»). «Феноменологическая максима, - говорил М. Хайдеггер, - гласит: "к самим вещам" и направлена против конструирования и беспочвенного вопрошания в сфере традиционных - утративших связь со своими основаниями -понятий» [158, с. 21]. В противоположность трансцендентальной стратегии, ведущей поиск «по ту сторону» данного, фактического, мы направлены, прежде всего, на фактически ближайшее.
предыдущий следующий
= К содержанию =


Прежде, чем приступить к попытке разработки основфеноменологической онтологии цвета необходимо сделать некоторые предварительные истолкования по поводу самого термина «феноменологическая онтология». - релевантная информация:

  1. структура для анализа позиционирования
    прежде всего, нужно учитывать особенности восприятия целевой аудитории. При этом оформление должно соответствовать содержанию Web-страницы. По нашему мнению, все Web-страницы одного сервера должны быть оформлены в едином стиле. Это создаст дополнительное представление о фирме и ее товарах. Если попытаться представить концепцию сайта фирмы в общем виде, то стандартный набор пунктов, которые
  2. Рассмотрим подробнее эти структурные элементы.
    прежде всего «искомым» в вопрошании о цвете является «сущее» цвета, а именно «сущее как сущее», «в себе сущее» или «действительно сущее» (Н. Гартман) цвета. Для терминологической прозрачности нашего онтологического анализа следует обратиться к методологическому принципу «онтологического различения», проводимого в работах М. Хайдеггера [158, 188] и Н. Гартмана [30], как различия «онтического» и
  3. ГЛАВА 1. Проблема смыслового восприятия текстовой информации
    прежде всего определяется суммой и качеством усвоенных индивидом знаний, релевантных этому материалу. С другой стороны, объем понимания и его качество определяются мерой умения субъекта выделить в объекте понимания главные, существенные, определяющие признаки, свойства и тому подобное, сопоставить их с нужными, релевантными предварительными знаниями и эффективно провести соответствующие
  4. Статья Y проекта Конвенции об электронном заключении контрактов
    чему круг международных конвенций ограничен именно пятью международными договорами, ь то время как число конвенций, регламентирующих различные аспекты международной коммерческой деятельности и не рассчитанных на применение электронных сообщений в международной торговле, никак не меньше тридцати?30 Еще один вариант адаптации международно-правого регулирования к электронной коммерции предполагает
  5. 2.1. Состояние электронной коммерции и динамика ее развития
    прежде всего потому, что их можно рассматривать как средство доступа к содержанию и услугам Интернет. К июлю 2001 года насчитывалось 19,8 миллионов вебсайтов в мире, причем 97% из них посещалось пользователями из стран ОЭСР и только 3% пользователями из других стран. Россия и Китай — единственные две страны, не являющиеся членами ОЭСР, которые имеют наибольшее число вебсайтов: 0,31% и 0,3% от
  6. 1.4. Государственное и межправительственное нормативно - правовое регулирование дистанционного банковского обслуживания.
    прежде всего методической базы Интернет- банкинга сначала для кредитных организаций, а затем - для службы банковского регулирования и надзора [101, С.24]. Такая последовательность не случайна. Несмотря на то, что технология Интернет-банкинга уже получила практическое внедрение во многих банках, общепринятой методики обеспечения надежности, легитимности и безопасности банковского обслуживания
  7. 3.1. Разработка и обоснование подхода к расчету экономической эффективности Интернет - услуг
    прежде всего, сопоставление суммарного чистого дохода с полными издержками. Таким образом, коммерческая организация может определить максимально возможный общий уровень доходности вложенного капитала на усовершенствование своей деятельности за счет внедрения информационных технологий. С другой стороны, для банка более значимым будет расчет чистого дохода с учетом того, что часть последнего будет
  8. 2.3.2. Исследование рынка при помощи Интернета
    прежде чем подписываться на данный вид услуг. Используя Интернет, компания также может самостоятельно проводить исследование рынка, включая: • изучение фирм-конкурентов, поставщиков и потенциальных клиентов, в том числе имеющих выход в Интернет; уровня их подключения (direct, dial-up, е- mail), характера и направления деятельности, профиля их WWW-серверов, поддержки ими Интернет в целом,
  9. 2.3. Поиск стратегических возможностей Интернет-компании на основе ключевых факторов стоимости компании
    прежде существовали независимо друг от друга, появления новых видов бизнеса. Убедительный тому пример - слияние компьютерных и телекоммуникационных технологий. Таблица 14 Виды стратегий наращивания стоимости Интернет-компании, направленных на изменение границ отрасли {foto28} 62 Примером успешной разработки и реализации стратегии, связанной с изменением отрасли является
  10. Классификация систем интернет-Банкинга по уровню предоставляемых услуг
    преждения руководства о любой неавторизованной попытке получить доступ к внутренним компьютерным системам и сетям банка. Транзакционный уровень Этот уровень "интернет-банкинга» является маркетинговым, т.к. позволяет клиентам выполнять финансовые операции в интернете. Поскольку, как правило, между сервером и внутренней сетью банка есть связь, эта архитектура является наиболее рискованной и