Искусство в IT-технологиях...

Исаев Александр Аркадьевич. Феномен цвета в контексте бытия человека: опыт философского анализа, 2007

В когнитивистской традиции под концептом «феномен цвета» на самом деле понимается не сам «феномен» цвета в аутентичном смысле, а «явление» цвета.

«Явление» - это не «феномен». В чем же состоит разница этих концептов?
В когнитивистской традиции, восходящей к платоновскому учению о феноменальном и истинном бытии, под «феноменом» понимают данное в чувственном опыте явление вещи («положения вещей», которое подразумевает стоящую за ними сущность, недоступную чувствам и раскрываемую только в ходе некоторого особого познания или же и вовсе непознаваемую.
Феномен в этом смысле есть явление принципиально относительное, изменчивое, порой даже субъективно-релятивное, способное лишь в той или иной степени отобразить истинное, сущностное бытие. В Новое время (у Дж. Беркли, Дж. Локка и Д. Юма) появляется психологическое понятие феномена-явления: он начинает мыслиться как данность сознанию во внешнем или внутреннем опыте ощущения, «идеи», перцепции. Свое завершение это понимание феномена-явления находит в философии И. Канта, который рассматривает феномен как предмет возможного опыта и эмпирического познания, явление вещи в доступных нам формах чувственного созерцания (пространства и времени); феномену-явлению противопоставляется непознаваемый, трансцендентальный ноумен,
Вводимый здесь термин «метадигма», перекликаясь в этимологическом отношении с термином «метафизика», дословно означает «то, что идет после парадигмы», а, если быть точнее, «то, что стоит над парадигмами», т.е.
указывает на некоторое объединяющее в философско-методологическом смысле начало парадигм познания цвета, выделенных в нашем исследовании ранее. В полном варианте этому термину следовало бы звучать «метапарадигма». Но мы предпочитаем употреблять сокращенный вариант термина -«метадигма», поскольку, на наш взгляд, во-первых, он звучит более эстетически и просто (а красота и простота, как известно, одни из критериев истинности теоретических выкладок), во-вторых, нам приходилось его встречать в трудах некоторых ученых-гуманитариев.
Выбор терминологии, как известно, дело автора. Синонимичными по смыслу термину «метадигма» в различных непарадигмальных контекстах могут выступать «традиция», «концепция», «течение».
94
т.е. «вещь-в-себе», что фиксирует понимание феномена-явления вещи в качестве противостоящего самой сущности вещи.
предыдущий следующий
= К содержанию =


В когнитивистской традиции под концептом «феномен цвета» на самом деле понимается не сам «феномен» цвета в аутентичном смысле, а «явление» цвета. - релевантная информация:

  1. Начало полагания смыслового единства цвета необходимо искать в бытии самого вопрошающего:
    когнитивистскую и нонкогнитивистскую. Когнитивистская настроенность вопрошающего означает самополагание себя как мыслящего субъекта познания в системе отношений «субъект познания - объект познания», т.е. предполагает первичность познающего мышления как для самоотождественности вопрошающего, так и для тождественности предмета вопрошания («декартовский» вариант: «ego cogito, ergo, sum», т.е. я есть
  2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    когнитивистско-феноменологической традиции философствования мы установили, что в альтернативной - когнитивистской - настроенности вопрошающего под «феноменом цвета» понимается данное в зрительно-чувственном опыте «явление» некоторой подразумеваемой, умопостигаемой «сущности» цвета, недоступной чувствам и раскрываемую только в ходе особо организованного познания, т.е. «явление» цвета не обладает
  3. 3.1. ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ИГРЫ
    традицией социокультурных стереотипов. Особенно ярко это проявлено в карнавале. Бахтин замечает, что «во время карнавала можно жить только по его законам (курсив наш — Т.К.), то есть по законам карнавальной свободы» [19, 12]. Законы же карнавальной свободы предполагали отмену на время карнавала всех иерархических отношений. И если официальный праздник освящал неравенство, то в противоположность:
  4. 3.2.2. Виртуальная реальность компьютерных сетей
    традиционных способов коммуникации. Видимо, объяснить это можно тем, что сеть Интернет на сегодняшний день наиболее доступна и для массового пользования, и для изучения, так же как феномен реальностей погружения наиболее доступен в виде вовлекающей реальности компьютерных игр. В.Тарасенко [177] выделяет три направления гуманитарного описания сети Интернет. Первое он обозначает термином «Интернет
  5. Научная новизна исследования состоит в следующем:
    когнитивистской традиции (метадигмы); выявлены достоинства и недостатки (ограничения) парадигм познания цвета, которые объясняют, с одной стороны, детерминацию процесса выхода на «авансцену» той или иной парадигмы в истории познания цвета, а с другой - сосуществование этих парадигм в настоящее время; 12 - разработаны методологические основы феноменологической онтологии цвета в русле
  6. Исторически первой парадигмой познания цвета явилась метафизическая парадигма,
    традиции (вплоть 17 В своих онтологических предпосылках метафизическая парадигма познания цвета стремится выйти за пределы, как восприятия цвета, так и вообще его «посюстороннего» существования, и определить некоторые сверхчувственные (надэмпирическис, трансцендентные) первоосновы и первопринципы бытия цвета, т.е. получить такое знание о цвете, которое выходит за пределы, всякого чувственного
  7. Феномен и логос будучи внутренне связанными позволяют внять тому, что является истинным само по себе.
    когнитивистской трактовке под «феноменом цвета» понимается данное в зрительно-чувственном опыте «явление» («земные» цвета, цветовые ощущения, зрительные восприятия цветов-перцептов) некоторой подразумеваемой «сущности» цвета (метафизический, «божественный» свет, электромагнитные волны разной длины, естественные смыслы-значения цветов и т.п.), недоступной чувствам и раскрываемую только в ходе
  8. 1.3. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙРЕАЛЬНОСТИ
    традиции, реципированной позднее средневековой V философией и логикой, а также и позднейшей метафизикой, сущность есть сущее, характеризующееся самосущим, самодовлеющим бытием, бытием самим по себе (per se), в самом себе (in se), а не в чем-либо другом (носителе, субстрате, подлежащем), в отличие от бытия случайного, привходящего, акцидентального. Виртуальная реальность, с точки зрения этого
  9. 2.1. РЕАЛЬНОСТИ, ПОРОЖДАЕМЫЕ ТОЛЬКО ПСИХИКОЙ СУБЪЕКТА
    традиционные религиозно-мистические переживания и техники достижения измененных состояний сознания. В наше время к 57 эзотерическим учениям в равной мере относят и сектантские ответвления известных религиозных учений (суфизм, исихазм, даосская йога и т.п.), и учения, возникшие вообще вне лона традиционных конфессий, например, учения К.Кастанеды, Р.Штейнера, Д.Андреева, Г.Гурджиева и др. Анализ
  10. В начале нашего исследования следует эксплицировать представления о цвете как предмете познания в различных теориях.
    традиции. В силу многозначности термина «парадигма», представляется необходимым дать его «рабочее» определение для нашего исследования. Под «парадигмой познания цвета» мы будем понимать совокупность исходных онтологических (что познается), методологических (как познается), аксиологических (для чего познается) предпосылок (допущений, принципов, «презумпций»), определяющих процесс познания цвета и