Искусство в IT-технологиях...

Исаев Александр Аркадьевич. Феномен цвета в контексте бытия человека: опыт философского анализа, 2007

Феномен и логос будучи внутренне связанными позволяют внять тому, что является истинным само по себе.

Метод же такого «внятия» - прямого показывания и доказывания - есть то, что именовано титулом
100
феноменология. Вели прочитать это слово по-гречески, то тогда оно будет означать: «Дать увидеть то, что себя кажет, из него самого так, как оно себя от самого себя кажет» [158, с.
34]. Выше уже было сказано, что феноменология это та наука, посредством которой можно расформализовать формальное понятие феномена. Термин «расформализовать» означает: показать как метод относится к своему предмету. Иными словами, расформализовать, значит ответить на вопрос: что познается (схватывается) в предмете в случае применения такого метода. Здесь возможны два ответа: сущее и бытие (сущего). Сущее познается наукой, бытие - до-научным способом, т.е. философией (онтологией). В случае науки мы имеем дело с вульгарным понятием феномена. Теперь если то, что приводится к данности в модусе себя-в-себе-самом-показывания, являет собой сущее какой-либо области, в таком случае формальное понятие феномена расформализовалось в вульгарное понятие феномена. Как тривиальное, вульгарное понятие феномена отсылает к нетривиальному понятию феномена. Важно усвоить, что вульгарное понятие феномена подразумевает не сущее, как оно показывает себя в do-научном к нему подходе, а «сущее в качестве тематического предмета научного, и притом позитивно-научного исследования» [158, с. 24].
Таким образом, мы можем определить, что в когнитивистской трактовке под «феноменом цвета» понимается данное в зрительно-чувственном опыте «явление» («земные» цвета, цветовые ощущения, зрительные восприятия цветов-перцептов) некоторой подразумеваемой «сущности» цвета (метафизический, «божественный» свет, электромагнитные волны разной длины, естественные смыслы-значения цветов и т.п.), недоступной чувствам и раскрываемую только в ходе особо организованного познания (умозрительного, экспериментального, интерпретационного). Эта «являющаяся сущность» цвета лишь является, т.е. показывается вопрошающему, но в своей явленности не-каэ/сет себя - вот-
101
бытие (естьность) и так-бытие (чтойность) «являющейся сущности» цвета остаются за границами, по ту сторону «явления» цвета, т.е. непосредственного переживания. Поэтому в когнитивной настроенности «явленная сущность» цвета может быть познана не непосредственно, а лишь опосредовано - путем построения отвлеченного от самой явленности, данности цвета в непосредственном переживании мыслительного содержания понятия о цвете (абстрактного, теоретического знания о цвете). Таким образом, «явление» цвета обретает смысл лишь субъективного знака объективно существующей «являющейся сущности», т.е. «явление» цвета не обладает собственным смыслом бытия, оно лишь знак, указывающий на «являющуюся», но не-кажущую себя в явлении сущность цвета.
Таким образом, бытие чувственно «данного» феномена цвета в когнитивистском смысле «явления» лишается онтического статуса истинно сущего, а приобретает онтологический статус вторичного, производного от умопостигаемой сущности «явление», способное лишь в искаженном смысле отображать истинную сущность цвета.
Если когнитивистская настроенность вопрошающего устремляет его к познанию «являющейся сущности» цвета, то нонкогнитивистская настроенность фундирует его в «феноменологической сущности» цвета. Феномен цвета в нонкогнитивистско-феноменологической смысле - это непосредственно самообнаруживающаяся в переживании данность первичного зрительного опыта, «само-по-себе-себя-показывающее» бытие, целостно схваченный в интуитивном созерцании поток зрительных переживаний; феномен цвета не предполагает позади себя существование некой «сущности» цвета, «цвета самого по себе»: в нем раскрывается самоданность цвета, единство существования (вот-бытия) и сущности (так-бытия) цвета. В нонкогнитистском смысле феномен цвета есть не знак чего-то, а символ - он указывает в себе самом на «иное» в смысле сокрытого в себе самом, т.е. в нем, в отличие от знака, означающее и означаемое слиты в
102
одно целое.
Явление цвета как знак - это отсылание к чему-то другому, к сущности цвета, феномен цвета как символ - это род встречи с самой сущностью цвета в непосредственном переживании сущего цвета. В оптической встрече феномен цвета характеризуется самоочевидностью бытия цвета. «Если я говорю, - пишет С. Л. Франк, - «синева есть», то здесь в суждении утверждается простое, первичное понятие синевы. Попытка вложить в это суждение более сложное содержание, например, усматривать в нем мысль «в мире существует синева» или синева встречается среди зрительных ощущений» несостоятельна, ибо для возможности таких суждений я должен уже иметь синеву, и эту простую «данность» синевы я выражаю суждением «синева» есть, которое, следовательно, логически первично по сравнению со всеми высказываниями о синеве. Нельзя считать такое суждение «бессмысленным» на то основании, что его отрицание невозможно. Отрицание невозможно здесь в силу самоочевидности увтерждения, самоочевидность же есть прямая противоположность бессмысленности» [153, с. 55]. Какой символ или другое средство, человеческое или божественное, может представлять цвет или звук, кроме самого этого цвета или звука? Очевидно, никакое.
предыдущий следующий
= К содержанию =


Феномен и логос будучи внутренне связанными позволяют внять тому, что является истинным само по себе. - релевантная информация:

  1. 3.2.2. Виртуальная реальность компьютерных сетей
    феномен реальностей погружения наиболее доступен в виде вовлекающей реальности компьютерных игр. В.Тарасенко [177] выделяет три направления гуманитарного описания сети Интернет. Первое он обозначает термином «Интернет как медиа», т.е. как коммуникативная среда, воздействующая на человеческую ментальность. Второе направление можно рассматривать как частный случай первого и обозначить «Интернет как
  2. 1.1.1. Этимология понятия «виртуальный» и многообразие его использования в философии и науке
    феномена виртуальной реальности (А.СГоринский, КА.Носов, М.Ю.Опенков, С.И.Орехов, М.Хайм и др.) этимологию термина «виртуальный» возводят к римскому стоицизму и схоластической философии. СИ.Орехов [136], анализируя использования термина virtus, показывает, что этот термин встречается уже в работах Марка Туллия Цицерона. В 11 частности, в книге «О природе богов» можно найти virtus в значении
  3. Что же такое феномен? Во-первых, в отличие от явления, которое отсыпает к чему-то, феномен - это особый род встречи с чем-то.
    феномен". Явление и видимость сами различным образом фундированы в феномене. Запутывающая многосложность "феноменов", именуемых титулами феномен, видимость, явление, голое явление, поддается распутыванию только если с самого начала осмыслено понятие феномена: себя-само-по-себе-кажущее» [158, с. 31]. Во-вторых, как следует из приведенной цитаты, феномен - это «себя-само-по-себе-кажущее». И,
  4. 1.3. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙРЕАЛЬНОСТИ
    феномен виртуального университета» [208, 244-245]. Такой подход позволяет связать понимание virtus как потенции, возможности, от которого мы ранее отошли, и виртуальное в нашем понимании. Сам М.Эпштейн отмечает, что именно «новые электронные средства позволяют потенциальности эффективно работать в ее собственном модальном режиме» [208, 244], т.е. актуализироваться. (/ Следующую особенность
  5. 2.1. РЕАЛЬНОСТИ, ПОРОЖДАЕМЫЕ ТОЛЬКО ПСИХИКОЙ СУБЪЕКТА
    феномен ощущения предельных возможностей человека» [45]. Разные культуры с присущими им психотехниками по-своему порождают различные виды «психической виртуальной реальности», как правило, 53 привлекательные для человека. В качестве иллюстрации можно привести состояние самопроизвольной деятельности, возникающее при измененном состоянии воли, когда все идет само собой без всяких забот (мыслей)
  6. 3.1. ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ИГРЫ
    феномена игры у животных и людей (К.Гросс, Г.Спенсер и др.) сводят ее к укреплению и развитию наследственных форм поведения посредством упражнений, которые носят игровой характер. В таком контексте игра у животных и игра у людей принципиально не отличаются друг от друга, поскольку сам человек считается всего лишь усложнением животного. 76 С точки зрения современной этологии и этологической
  7. ГЛАВА 1. Проблема смыслового восприятия текстовой информации
    феномены, включая и понимание, могут быть изучены и поняты лишь как субъективное отражение объектов познания. Сами же объекты познания, естественно, моїут иметь различную природу, быть как внешними по отношению к познающей личности, так и внутренними (например, анализ собственных переживаний, вызванных каким-либо событием). Процесс понимания для человека - это выполнение определенной
  8. 1.1 Основные характеристики текста при смысловом восприятии
    феномен, в котором объединяются и взаимодействуют внешние (формальные) и внутренние (содержательные, смысловые) признаки, проявляющиеся в основных характеристиках текста. Таблица 1 - Сравнение параметров основных характеристик текста при его восприятии Связность Целостность Формальная характеристика, связанная с внешней структурой Содержательная характеристика, ориентированная на смысл
  9. 2.2. РЕАЛЬНОСТИ, ПОРОВДАЕМЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ СУБЪЕКТА С ВНЕШНИМИ ДЛЯ НЕГО ФАКТОРАМИ
    феноменом, онтологически сходным с ней, почти-, прото-виртуальной реальностью, но не ею самой. В различных исследованиях, не акцентирующих внимание на понятии интерактивности, искусство с переменным успехом рассматривается как набор методов для создания различных виртуальных миров ([6], [12]). «Когда художник рисует картину, он создает виртуальный мир с помощью холста, кистей и красок на основе
  10. 3.2.1. Виртуальная реальность погружения (иммерсивная виртуальная реальность)
    феномен полной потери условности может быть в какой-то мере обусловлен именно патологией (отклонением от среднестатистических показателей) психических функций человека и является предметом психиатрии. Джайрон Ланье замечает, что иногда виртуальная реальность работает лучше, чем она должна работать, потому что мозг хочет, чтобы реальность выглядела хорошо. Он указывает на интересное явление, ярко