Искусство в IT-технологиях...

Исаев Александр Аркадьевич. Феномен цвета в контексте бытия человека: опыт философского анализа, 2007

Следует отметить, что любая классификация, типологизация есть в определенном смысле огрубление и упрощение реальности.

Не стоит представлять дело таким образом (как это делается многими исследователями), что творчество всех художников-живописцев можно «вписать» в предлагаемую классификацию простым отнесением их к тому или иному подходу.
Творчество каждого художника уникально, неповторимо и самоценно.
Цветовой когнитивизм. Когнитивизм в искусстве (от лат. cognition -познание), в целом, можно определить как метапарадигмальную установку1 в художественной практике и теоретических концепциях, согласно которой утверждается, что искусство является источником познания и основная ценность искусства - познавательная. «Можно сказать, - пишет Г. Гордон, -что картины, стихотворения, пьесы и т.д. не сообщают нам информацию в легкой и приятной форме, а способствуют нашему познанию... Когнитивная теория искусства... объясняет сущность или значение большинства произведений искусства, чье содержание не просто красиво или доставляет удовольствие, но в определенном смысле способствуют нашему познанию мира» [44, с. 61-61; 65]. Важнейшим проявлением когнитивизма в живописи
Г. Гордон характеризуя когнитивизм в искусстве, по сути, воспроизводит определение понятия «парадигма», введенное Т. Куном, когда пишет, что «главное достоинство
КОПШТИВИЗМа заключается В ТОМ, ЧТО ОН обосновывает ряд способов, с помощью которых можно определенным образом думать и говорить об искусстве» [44, с. 69].
108
является то, что художник-когнитивист строит и истолковывает собственную художественно-творческую деятельность большей частью как деятельность познавательную (и обучающую) как поиск (и декларирование) истины; т.е.
художественные проблемы ставятся и решаются им по тем же образцам и теми же методами, что проблемы познания.
Соответственно этому цветовой когнитивизм (далее - просто цветокогнитивизм, ЦК) представляет собой ценностную позицию, в которой утверждается преимущественно познавательная ценность использования цвета в творчестве живописца. Цветовое творчество художника, в этом случае, так или иначе детерминировано внешним объектом - цветовыми свойствами отображаемого на основе физиологического воздействия объекта изображения, поскольку художник посредством различных изобразительных средств, в том числе и цвета, стремится наиболее адекватно отобразить объект «так как он есть на самом деле».
Для художника-когнитивиста, создаваемое им живописное произведение, представляется своего рода «знаниями» (в широком смысле этого слова), т.е. «образами» или «моделями» чего-либо внешнего по отношению к сознанию самого художника. Критерием ценности картины художника-когнитивиста является гносеологический концепт истины, который понимается в рамках корреспондентской концепции - как адекватность, соответствие нарисованной картины самой реальности, «означающего» - «означаемому».
предыдущий следующий
= К содержанию =


Следует отметить, что любая классификация, типологизация есть в определенном смысле огрубление и упрощение реальности. - релевантная информация:

  1. 1.1. Информационное общество и его особенности
    следует отметить, что в «истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций» (преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере артикуляции, агрегирования, обработки, презентации, трансляции информации). Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку, обеспечила сохранение,
  2. §2. Типология Интернет-проектов в российском сегменте Сети
    отметить, что юридически принятого определения не существует. На сайте Московского центра Интернет-образования находим следующее определение: Web-сайт — совокупность web-cтpaниц с повторяющимся дизайном, объединенных по смыслу и навигационно, и физически находящихся на одном сервере1. Вся многочисленная совокупность определений в Интернет-пространстве сводится к следующим признакам
  3. 1.1 Основные характеристики текста при смысловом восприятии
    следует, что предложение текста, составляя его часть, компонент, вместе с тем потенциально заключает в себе текст в целом [Мурзин, 1982J. Наличие других характеристик текста является лишь более или менее обязательным. Связность текста обеспечивается целым комплексом взаимодействующих и гармонически сочетающихся факторов - логикой изложения, особой организацией языковых средств (фонетических,
  4. 1.1.1. Этимология понятия «виртуальный» и многообразие его использования в философии и науке
    следует признать, что в человеке не присутствует никакой иной субстанциальной формы, помимо только одной субстанциальной души, и что последняя, коль скоро она виртуально содержит в себе душу чувственную и душу вегетативную, равным образом содержит в себе формы низшего порядка и исполняет самостоятельно и одна все те функции, которые в иных вещах исполняются менее совершенными формами» [1,
  5. 3.1. ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ИГРЫ
    отметить уже в античной философии. Так, Платон в «Политике» термином «игра» обозначает все искусства, «направленные исключительно к нашему удовольствию (курсив наш — Т.К.)» — живопись, украшения, музыку (Политик, 233с) [144, 41], т.е. «изящные искусства» в новоевропейской терминологии. В «Законах» Платон называет человека «какой-то выдуманной игрушкой бога», смысл жизни которого заключается в
  6. Лица, заключающие договор в электронной форме пользуются услугами третьего лица - информационного посредника.
    следует из гражданско-правового понятия обязанности, которая 80 рассматривается как «мера должного поведения участников гражданского правоотношения»1. Н.Д. Егоров характеризует субъективную обязанность как меру «необходимого поведения обязанного лица в гражданском правоотношении». Любая обязанность подразумевает наступление ответственности в случае ее неисполнения. Привлечение информационных
  7. 2.4. Визуальный уровень организации рекламного текста
    следует отметить его преобладание в изображении рекламируемых автомобилей. По всей видимости, это объясняется восприятием жизни и смерти как составных частей одного и того же. Думается, что в рекламе автомобилей чёрный цвет символизирует мощь, крепость и силу земли. Красный цвет символизирует обычно энергию и движение вперёд. Он довольно сильно привлекает внимание, указывает на активность
  8. Второй этап является реализацией инкапсулированной в методику модели и представляет собой прогон модели с известными данными. …
    следует забывать, что увеличение эффективности зачастую связано с увеличением бюджета кампании, поэтому может иметь смысл анализировать несколько вариантов проведения РК в условиях ограниченного бюджета (различные типы PC, различные условия размещения, разные варианты изготовления PC и т.д.) и выбрать из них наиболее эффективный. Таким образом, третий этап методики представляет собой анализ
  9. 2.2.3. Цвет в теории супрематизма К.Малевича.
    следует, что нужно рассматривать цвет и форму в сложном контексте общего живописного ощущения. Цвета на картине имеют свой строй отношений, связанный с каким-то образом, творческими ассоциациями художника, однако, как считает Малевич, в супрематизме ни краска, ни форма не воспринимаются в изолированном значении, но в едином целом и служат только для передачи общей динамики. Такое понимание
  10. Заключение к первой главе.
    следует указать концепцию Локка, согласно которой, идея цвета воспринимается совместно с идеей материальности краски. Здесь же необходимо отметить «К учению о цвете» Гете, в котором человеческий глаз рассматривается как обладающий внутренним сродством с цветом, таким образом, через восприятие цвета является единство мира и человека. В «Эстетике» Гегеля зрение предстает как промежуточная область