Искусство в IT-технологиях...

Карева Наталья Анатольевна. Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства, 2005

Проблема перцепции цвета интересовала и создателей произведений искусства.

Во французской литературе4 цвет наделяется особым значением, которое даже трудно четко осознать. Существуют попытки сближения теорий цвета с музыкой, применение языка цвета в кино, однако каких-либо законченных теорий в этих областях еще не существует.
Согласно теории художника В. Кандинского, изложенной в книге «О духовном в искусстве», каждый цвет обладает скрытой динамикой, которую воспринимает зритель5. Живописец - колорист А. Матисс написал несколько статей о своем творчестве. Исходя из его наблюдений, цвет приобретает свою полную силу и выразительность лишь в соседстве с другими цветами, вступая с ними в определенные отношения6.
Адорно Т. Эстетическая теория. - М.: Республика, 2001. — 526 с.
Делез Ж., Гватгари Ф. Что такое философия? - СПб.: Алетейя, 1998. - 286 с.
Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. — М.: ТОО ТК «Петрополис», 1998.—432с.
Наиболее характерными произведениями, заключающими в себе символику цвета, являются пьеса М.Метерлинка «Синяя птица» и стихотворение Рембо «Гласные».
Кандинский В. О духовном в искусстве. - М.: Архимед, 1992. — 109 с.
Матисс А. Заметки живописца. — СПб.: Азбука, 2001. - 640 с.
11
К. Малевич в своих манифестах, декларациях и статьях обосновывает, с точки зрения взаимоотношений цвета и формы, направление своей живописи, а именно супрематизм1. Цвета, из которых Малевич особо выделил красный, белый и черный, выражают особое ощущение сил, энергий, развивающихся в психофизиологических областях человеческого существования.
На восприятие цвета вообще, и в произведениях изобразительного искусства, в частности, оказывает свое влияние сформировавшаяся на протяжении веков в различных культурах, цветовая символика.
Наряду с этим, процесс восприятия цвета может рассматриваться не только с позиции философии и эстетики, но и с естественнонаучной точки зрения, согласно которой, процесс восприятия цвета предстает как акт получения объективной информации из внешней среды, без учета психофизиологических особенностей зрителя.
Так, Ньютон обнаружил, что белый свет, проходя через призму, раскладывается на семь цветных лучей: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, индиго и фиолетовый, и затем, продолжая опыты с призмой сделал еще несколько открытий в области свойств света и цвета2. Ломоносов3 изучал физико — химическую природу цвета и рассматривал явление цвета как восприятие глазом движения частиц определенного типа, которые не были поглощены поверхностью окрашенного тела при попадании на нее общего потока
Малевич К. Черный квадрат.
— СПб.: Азбука-классика, 2003. - 576 с.
Ньютон И. Оптика или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света. — М.: Государственное издательство технико- теоретической литературы, 1954. — 367 с.
Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. - М. — Л.: Изд-во академии наук СССР, 1952.-т.З,604с.
12
корпускул светового луча. Оствальд систематизировал накопленные знания в области физико-химических теорий цвета и ввел количественные величины для измерения цветовых характеристик1.
предыдущий следующий
= К содержанию =


Проблема перцепции цвета интересовала и создателей произведений искусства. - релевантная информация:

  1. 2.2.1 «Динамическая теория цветов» В. Кандинского .
    проблема воздействия цвета. Они исследовали свои собственные ощущения. В. Кандинский исследовал ощущения, которые в нем рождал цвет, рассматривая его как вне, так и в контексте общего картины. Результаты w/ своих наблюдений и размышлений он представил в книге «О духовном в искусстве»1. Кандинский В. О духовном в искусстве. - М.: Архимед, 1992. — 109 с. 96 Произведение искусства является
  2. СОДЕРЖАНИЕ.
    проблема. 16 § 1. Обзор основных философских концепций. 17 Античность. Чувственное восприятие как явление, гармоничное законам природы. 18 Свет и цвет как духовные сущности в эпоху Средневековья. 29 Возрождение. Цвет в изобразительных искусствах отражает интеллектуальное и духовное наполнение художника. 33 Чувственное восприятие в концепциях XVII века. 35 1.5. Восприятие цвета и система Канта. 48
  3. Проблемы восприятия произведения искусства
    цвета, так и значение для зрителя произведений изобразительного искусства в целом. Платон. Федон, Пир, Федр, Пармеыид. - М.: Изд-во «Мысль», 1999. - 528с. Аристотелем проведена связь между удовольствием, возникающем при зрительном восприятии, и деятельностью, в том числе, «деятельностью чувства»2. При восприятии прекрасного сначала возникает неосмысленный порыв чувств, а потом уже разум,
  4. 2.2.3. Цвет в теории супрематизма К.Малевича.
    цвета, как наиболее значительного элемента в живописи, произошел в начале XX века с появлением нового живописного направления — супрематизма. Его создатель К. Малевич написал множество деклараций, манифестов и статей, в которых он обосновывает Цит. по книге: Вальтер И.Ф. Пабло Пикассо. Гений столетия. — М.:Арт-родник/ Taschen, 2002. - с. 15. 106 свое искусство . В процессе своего творческого
  5. Художественный образ
    проблемы. Художник считал, что народные предания, мифы, сказания и являются тем магическим кристаллом, который подобно камертону настраивает душу на определенное звучание. Даже тогда когда обрывается связь с мифологическими образами далекого времени, а тради-ции не поспевают за бегом времени, все равно в каждом человеке продол-жают жить отзвуки памяти, настроенной на волну своей Родины. В русской
  6. Согласно идеалистическим вариантам объяснения «автором» объективных (общезначимых) значений цветов является объективно существующее идеальное начало в мироздании (в предельном виде - Бог);
    проблема происхождения естественных значений цветов - это "тайна за семью печатями"» [177, с. 45]. И. Иттен, объявляя, что "неживой" материи с законами развития жизни, поведения, сознания и культуры» [177, с. 172] , отмечает, что «есть основания предполагать, что цветовые значения имеют докультурныс (общечеловеческие, возможно, - биологические) корни» [177, с. 172]. При этом, в соотнесении,
  7. §1. Основные инструменты РR в Интернете
    проблемам Интернет-маркетинга Уорд Хэнсон: «Интернет-сообщество - это одно из многообещающих направлений развития Сети, обладающее огромным потенциалом. Интернет-сообщество объединено новыми способами коммуникации такими, как доски объявления, чаты, почтовые рассылки, виртуальные конференции и т.д.»1 Бизнес вообще и корпорации в частности являются важнейшими участниками в строительстве
  8. Научная новизна исследования
    проблеме восприятия цвета в произведениях изобразительного искусства, с учетом цветовой символики различных культур. Также в исследовании проводится анализ цветообозначений в разных языках, цветовых предпочтений и физиологической реакции на цвет в контексте проблемы восприятия цвета вообще, и в произведениях изобразительного искусства, в частности. Источниками исследования являются теоретические
  9. Проблема восприятия искусства в XIX веке
    цвета представляли этот акт как «вчувствование», то есть внесение своих чувств в объект восприятия, как воспоминание, как вызов из памяти прежних таких же ощущений и сопоставление с данными, как эффект бесконечного продления ощущения, в виде нескончаемого
  10. Согласно концепции Бергсона восприятие цвета рассматривается как чистое интуитивное восприятие,
    проблеме восприятия цвета вообще и в произведениях изобразительного искусства, в частности, предполагает полную изоляцию от материальности краски и концентрация зрителя на ирреальном пространстве образов, порожденных произведением искусства . В начале XX века наибольшее развитие получил психологический аспект анализа произведений искусства , согласно которому, на процесс творчества и на