Искусство в IT-технологиях...

Карева Наталья Анатольевна. Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства, 2005

Согласно Демокриту существуют только «нечто», то есть атомы, и «ничто»,

то есть пустота, все же остальные, привычные для нас качества — форма, цвет, величина, вес, и так далее — не существуют в реальности, а существуют лишь в нашем мнении '. Ощущаемые качества возникают из соединения атомов и имеют значение только для нас, воспринимающих, и это справедливо для цвета: «Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении — горькое и в мнении - теплое, в мнении - холодное, в мнении — цвет, в действительности же существуют атомы и пустота»2.
Зрение, по Демокриту, возникает от отражения3.
Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. — М.: ОГИЗ,1935. — 382 с. См. там же с. 166 'См. там же с. 173
От всего всегда происходит некоторое истечение. Воздух между глазом и видимым предметом получает отпечаток, сдавливаясь видимым и видящим. Становясь плотным и приняв иной цвет, воздух отражается во влажной части глаза, которая пропускает это отражение. Так, в глаз попадают образы от видимых предметов, сходные с ними по виду. Что касается цветов, то Демокрит выделял четыре основных цвета1. Белый цвет, который имеют предметы, состоящие из гладких атомов, черный цвет, присущий телам, состоящим из шероховатых, неровных и неодинаковых атомов. Истечения от черных тел медленные и беспорядочные. Еще один цвет из основных, красный, имеют тела, состоящие из атомов, больших по размеру, но одинаковых по форме с теплыми телами. Если же и размер атомов одинаков, то более красный цвет создается «более значительными» соединениями атомов.
Последний, четвертый цвет из основных — зеленовато — желтый, который имеют тела, состоящие из плотного и пустого, причем оттенки цвета меняются в зависимости от положения и порядка атомов. Все остальные цвета являются продуктом смешения основных четырех цветов. Так, золотистый цвет - это смешение белого и красного, пурпурный состоит из белого, черного и красного, зеленый - из зеленовато — желтого и пурпурного, ореховый - из зеленого и темно - синего, тогда как темно - синий происходит от разных атомов, имеющих форму иголки и круглых.
Так же Демокрит указывает, что белым предметам присущи прямые поры, а черным, поры, расходящиеся в разные стороны. В любом случае, все цвета — лишь продукты нашего воображения, поскольку причины существования цвета не сами атомы, а результаты их «соприкосновения, очертания и поворота»2
Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности - с.177-181. См. там же с. 182.
предыдущий следующий
= К содержанию =


Согласно Демокриту существуют только «нечто», то есть атомы, и «ничто», - релевантная информация:

  1. Прежде, чем приступить к попытке разработки основфеноменологической онтологии цвета необходимо сделать некоторые предварительные истолкования по поводу самого термина «феноменологическая онтология».
    существующего пробуждается осознание единства сущего, впервые возникает специфически философская направленность миросозерцания [71, с.11]. С. Л. Франк читал, что, «всякая философия - хочет ли она того или нет - по существу не может быть ничем иным, как онтологией» [153, с. 429]. Н. Гартман отмечал: «Теоретическое мышление, не являющееся в своей основе онтологическим, ни в какой форме не
  2. Согласно Аристотелю, искусство — это процесс созидания, формирования предметов, это движение, вызванное душой и рукой художника, равнозначное движению всей природы2.
    согласно Аристотелю, начала добродетели лежат не в области разума, а в сфере чувств (там же), прекрасное, порождая движения чувств, является наиболее естественным средством, побуждающим человека к благим поступкам. Искусство воспроизводит эмоции человека, зачатки его духовных свойств5. У Аристотеля, энергия произведения порождает эмоциональную активность у зрителя и она, по своей природе,
  3. Согласно Фоме Аквинскому, непосредственно воспринять Бога с помощью зрения невозможно.
    согласно которой Бог представляется посредством некоторого модуса подобия. Также, свет не является средой, в которой становиться видимым Бог, свет только проясняет среду и делает ее восприимчивой к цвету, что создает условия для познания Бога - совершенствует ум и «укрепляет» его . Видимый свет, согласно Фоме Аквинскому, предстает как средство совершенствующее общее познание человека, а не только
  4. 1.12. Цвет в контексте феноменологии восприятия.
    согласно Сартру, объектом эстетических оценок. Красный цвет вне контекста произведения искусства не содержит в себе ничего эстетического - он может вызвать только простое чувственное удовольствие. Но на картине этот же красный цвет «схватывается как часть совокупности ирреального и именно в этой совокупности он оказывается прекрасен»1. Таким образом, именно в сфере ирреального отношения цвета и
  5. 2.2.1 «Динамическая теория цветов» В. Кандинского .
    согласно Кандинскому, то, что ему лично свойственно (индивидуальный элемент), что присуще его эпохе (т.е. стиль как синтез языка эпохи и языка национальности автора), а так же дать нечто, свойственное искусству вообще, а именно, вечно живой художественный элемент. Преобладание в произведении искусства последнего элемента над двумя первыми является признаком гениальности художника. Художественный
  6. Заключение к первой главе.
    согласно которой, идея цвета воспринимается совместно с идеей материальности краски. Здесь же необходимо отметить «К учению о цвете» Гете, в котором человеческий глаз рассматривается как обладающий внутренним сродством с цветом, таким образом, через восприятие цвета является единство мира и человека. В «Эстетике» Гегеля зрение предстает как промежуточная область между разумом и чувствами, и
  7. Цветолечение, или хромотерапия
    существовании универсальной космической 'Фрилинг, Г„ Аузр, К. Человек -цвет -пространство. М.: Стройщдат, 1973, с.4\. 22 энергии мы находим в индийской философии1. Это космическая энергия -Прана, которая существует в пяти различных формах и поддерживает жиз-ненные процессы. В священных текстах индусов и буддистов описывается такая же космическая праэнергия, обозначенная мистическим слогом «ОМ»
  8. 1.1.1. Этимология понятия «виртуальный» и многообразие его использования в философии и науке
    согласны с предлагаемым М.Эпштейном определением возможных миров как «совокупности возможностей (или возможных существований), которые могут непротиворечиво образовать одно целое, т.е. не исключают 15 возможности друг друга» [208, 30], однако, полагаем, что виртуальная реальность не сводима к понятию мыслимого возможного мира. Виртуальная реальность интересует нас в качестве феномена, который,,
  9. 1.2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
    существованием, не 24 зависимым от сознания, а также виртуальных реальностей как возможных и «параллельных» миров (см. [91], статьи И.А.Акчурина, В.П.Визгина, Г.Патти, Ю.В.Сачкова, Е.Д.Смирновой и др.). Основные подходы к пониманию виртуальной реальности, которые трактуют ее как продукт именно человеческого способа отражения и преобразования действительности можно разделить натри группы. (/
  10. 1.3. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙРЕАЛЬНОСТИ
    согласны: «Смысл и содержание этого рода событий (событий виртуальной реальности — Т.К.) раскрываются вполне лишь в свете присутствия человека, играющего ключевую роль в онтологии» [194, 59]. Итак, виртуальная реальность требует для своего существования «иного», обладающего самосущим бытием. Вспоминая Августина, можно сказать, что виртуальная реальность получает бытие «от иного» (esse ab alio).