Искусство в IT-технологиях...

Карева Наталья Анатольевна. Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства, 2005

«Теория зрения или зрительного языка» Беркли основывается на том, что специфические объекты любого ощущения воспринимаются не только одним чувством, но могут быть плодом воображения со стороны других чувств.

Так, объекты любого чувства могут стать объектами воображения, и «цвет, который поистине воспринимается только зрением, может быть тем не менее почувствован через воображение, если будут услышаны слова «синий» или «красный»» .
Объектом чувства является непосредственно воспринимаемая идея, и идея цвета будет не только объектом зрения, но и объектом осязания, слуха и других чувств. Таким образом, при исследовании зрения необходимо рассматривать действия, явления и объекты, воспринимаемые чувством, идеи зрения, связанные с идеями осязания, а также то, как одна идея внушает другую, принадлежащую другому чувству3. Человек, воспринимающий цвет, будет связывать его с осязаемыми признаками окрашенных вещей, основываясь на опыте других органов чувств, после чего цвет будет рассматриваться как знак, связанный с целым комплексом ощущений, представленных в воображении. Согласно Беркли, идеи, связанные с другими идеями, рассматриваются как знаки, с помощью которых актуально не воспринимаемые чувствами вещи обозначаются или внушаются воображению. В одном случае знак может вызвать свой коррелят в виде
Беркли Дж. Сочинения. - М.: Мысль, 1972. — 554 с.
2
См. там же : 139с.
з См. там же : 142с.
образа, в другом - в качестве действия или причины. Все знаки внушают обозначаемые ими вещи, причем не существует такой идеи, что она не представляла бы духу другой идеи, которая часто связывалась с ней1.
Исследуя область между чувственной сферой и разумом, итальянские мыслители разрабатывают теорию воображения.
Согласно Вико, воображение - это живой язык вне стандартов логики, как бы детство человечества с его непосредственностью, своеобразием, и в то же время, конкретностью2. История искусства ведет свое начало от инстинктов, к способности воображения, рождающей поэзию, и только потом возникает религия и философия. Языческие нации, к которым Вико относил, в частности, Древнюю Грецию, обладали поэтической мудростью чувственной и фантастической метафизики, при которой отсутствует рассудок и есть только сильные чувства и могущественная фантазия3.
Поскольку, «люди сначала чувствуют не замечая; потом замечают взволнованной и смущенной душой; наконец обсуждают чистым умом»4 , образы искусства, порожденные страстями и чувствами ближе приближаются к частному и более достоверны для человека, тогда как философские понятия тем ближе к истине, чем они ближе к универсалиям.
предыдущий следующий
= К содержанию =


«Теория зрения или зрительного языка» Беркли основывается на том, что специфические объекты любого ощущения воспринимаются не только одним чувством, но могут быть плодом воображения со стороны других чувств. - релевантная информация:

  1. Физиологический процесс возникновения ощущения цвета можно кратко представить следующим образом.
    «теорию оппонентпости» Эвальда Геринга. Эта теория основывается на существовании уже не трех, а четырех основных цветов: красного, зеленого, желтого и синего, остающихся неизменными по цветовому тону при различных стимульных условиях и субъективно выделяемых большинством людей в качестве главных элементов цветовой гаммы. На основании первой части теории Геринга была разработана современная
  2. 1.2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
    зрения, не выделяют ее сущностных особенностей по сравнению с символическими, социальными или субъективными реальностями.. Вторая группа исследований начала оформляться уже в процессе работы одной из первых в нашей стране конференций по проблемам виртуальной реальности «Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития», 1995 год [179]. М.Б.Игнатьев, В.С.Бабенко,. Е.А.Шаповалов,
  3. §1. Жанровая и типологическая характеристика контент-проектов в Интернете
    зрения. Роль языка в познании мира./РАН .Институт языкознания. - М.: Языки славянской культуры. 2004. - С.507. 3 Барт Р. Семиотика. Поэтика.М.: Издательская группа «Прогресс». 1994. -сС.56. 4 Цит. по Кубрякова Е.С. Язык и знание: на пути получения знаний о языке:Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира ./РАН. Институт языкознания. - М.: Языки славянской культуры.
  4. В эпоху раннего христианства попытка сделать божественный образ приятным взору преследовалась как недостойная в период иконоборства VIII-IX в.
    зрения и слуха дают нам впечатления в более разумной и законченной форме, чем, например, обоняние и слух. Однако чувствам дано воспринимать только телесное, тогда как превосходнейшим и почти единственным взором человека является сам разум, стремящийся постигнуть человеческую душу2. Для Августина Блаженного красота заключалась в пропорциональности частей3. Гармония должна ласкать взор, а не
  5. 1.6. «Учение о цвете» Гете.
    зрения. Согласно его исследованиям, когда человек смотрит на какой-нибудь объект, свет, исходящий из различных точек объекта, так преломляется прозрачными пленками и жидкостями глаза, что сходиться и снова встречается в стольких же точках на дне глаза, вырисовывая здесь изображение на оболочке, которой покрыто дно глаза. Эти изображения, распространяясь при помощи движения вдоль волокон
  6. 1.10 Различные концепции восприятия цвета конца XIX — начала XX века.
    зрения», под которым Валери понимает зрение, удерживающее из восприятия лишь то, что может пробудить некое понятие, или подвигнуть к действию, эти колебания не играют никакой роли. Однако возникающие парные Валери П. Об искусстве. — с.89. 2 См. там же: с.91. См. там же: с.93. 64 сочетания дополнительных цветов образуют некую систему отношений, при которых каждому наличному цвету соответствует
  7. ГЛАВА 1. Проблема смыслового восприятия текстовой информации
    зрения в целом. Признавая, что смысловое восприятие речевого сообщения -многоуровневый процесс, Е.Ф.Тарасов /1987/ указывает, что этот процесс, с одной стороны, включает в себя сокращение, обобщение содержания, стягивание его в концепты, с другой стороны, расширение этого содержания за счет информации, извлекаемой из памяти. Восприятие текста - это в большей степени не восприятие собственно
  8. 1.2 Теоретические подходы к процессу чтения
    зрения психологии чтение представляет собой рецептивную форму речевого общения и складывается из двух взаимосвязанных и неразложимых процессов: техники чтения и понимания читаемого текста [Клычникова 1973]. Осознание и освоение смысловой стороны текста представляет собой вторую сторону чтения, неразрывно связанную с первой. Известно, что без восприятия речи не может быть ее понимания, в то же
  9. 1.3. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙРЕАЛЬНОСТИ
    зрения этого определения, никаким самосущим, самодовлеющим бытием, бытием самим по себе не обладает, как уже было нами отмечено, она требует своего носителя, без него просто не существует. Не обладая сущностью, виртуальная реальность не обладает и энергией, а именно собственной энергией, именно поэтому требуя для своего бытия (точнее — недобытия, в терминологии Хоружего) носителя, и прежде всего
  10. 2.1. РЕАЛЬНОСТИ, ПОРОЖДАЕМЫЕ ТОЛЬКО ПСИХИКОЙ СУБЪЕКТА
    «теории реальностей восприятия», или виртуальных реальностей, к которым были отнесены в первую реальности очередь сновидения, кроме того, реальности посмертного существования, художественных произведений, реальности, выявленные парапсихологией [42]. В архаической культуре сновидение выступает как реальное событие или свидетельство, так как оно понималось как приход к человеку во время сна другой