Искусство в IT-технологиях...

Карева Наталья Анатольевна. Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства, 2005

1.6. «Учение о цвете» Гете.

После Канта восстановить единство разума и чувств во внутреннем мире человека стремился Гете - поэт и мыслитель, живое воплощение цельности чувственного и умственного начала. Его концепция состоит в том, что высшее трудно постичь в теории, но нужно узреть его в природе.
Незадолго до этого, приобрели известность труды Ньютона по физике, в частности, по оптике2.
Ньютон обнаружил, что луч белого дневного света составляют лучи разных цветов, а именно: красного,
Кант И. Собрание сочинений. — с Л 66.
Ньютон И. Оптика или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света. - М.: Государственное издательство технико- теоретической литературы, 1954. — 367 с.
51
оранжевого, желтого, зеленого, синего, индиго и глубоко фиолетового1, каждый из которых имеет свою степень преломляемости2. Он так же обнаружил, что цветной луч, отражаясь и преломляясь бесконечное множество раз, остается той же окраски, откуда следовало, что цвет — некая устойчивая характеристика . Он также заметил, что при добавлении к цветному лучу белого света происходит его усложнение, в результате чего цвет разрежается и слабнет, пока не исчезнет совсем, с образованием серого или белого. Таким образом, чем сложнее цвет, тем он менее полон и интенсивен . Сам процесс зрительного восприятия света и цвета Ньютон рассматривал с естественно- научной точки зрения. Согласно его исследованиям, когда человек смотрит на какой-нибудь объект, свет, исходящий из различных точек объекта, так преломляется прозрачными пленками и жидкостями глаза, что сходиться и снова встречается в стольких же точках на дне глаза, вырисовывая здесь изображение на оболочке, которой покрыто дно глаза. Эти изображения, распространяясь при помощи движения вдоль волокон оптических нервов в мозг, являются причиной зрения5. Пытаясь систематизировать некоторые из полученных результатов, Ньютон схематично расположил основные цвета на цветовом круге, о котором будет подробнее сказано ниже. Открытия Ньютона были посвящены физической природе света и цвета, их природным свойствам, имеющим определенное постоянство вне зависимости от нюансов возникающих при их восприятии конкретным человеком. Именно по этому, Гете решительно отвергал эту теорию,
Ньютон И. Оптика или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах

света. - с.42 2См. там же: с.22. 3См. там же: с.95. 4См. там же: с.100. 5См. там же: с. 19. 52
создав свое «Учение о цвете» . Исследуя цвета, Гете пытался прислушиваться не только к доводам своего разума, но и к эмоциональному ощущению, которое в нем рождал цвет. Согласно Гете, «всякое ... смотрение переходит в рассматривание, всякое рассматривание — в размышление, всякое размышление — в связывание, и поэтому можно сказать, что при каждом внимательном взгляде, брошенном на мир, мы уже теоретизируем» .
Таким образом, элементарный акт зрительного восприятия напрямую связан с мыслительной деятельностью. Что касается восприятия цвета, то посредством него чувству зрения открывается вся природа . Глаз не видит формы, а только свет; темнота и цвет вместе являются тем, чем отличается для глаза предмет от предмета и части предмета друг от друга. Глаз и свет, для Гете, имеют непосредственное родство, и глаз обязан своим существованием свету4 . Это составляет основу концепции Гете, согласно которой, в глазу пребывает покоящийся свет, который возбуждается при малейшем поводе изнутри и снаружи. Цвет, как определил его Гете, есть элементарное явление природы, которое раскрывается чувству зрения, обнаруживается, подобно всем прочим, в разделении и противоположении, смешении и соединении, передаче и распределении и т.д., и в этих формулах природы лучше всего может быть созерцаемо и понято. В своем учении, Гете рассматривает цвета в трех аспектах: физиологические цвета, которые принадлежат глазу и основаны на его действии и противодействии; физические цвета, которые обнаружены в бесцветных средах или с
Гете И.В. Избранные сочинения по естествознанию. - М.: Изд-во АН СССР, 1957. -
553 с.
2
См. там же: с.263. См. там же: с.269.
См. там же: с.270.
53
помощью них; и химические цвета, как свойственные самим предметам. Физиологические цвета образуют основу учения Гете. В удовольствии и неудовольствии при восприятии цвета Гете видел особенность сетчатки глаза, которая может находиться в двух оппозиционных состояниях. «Глаз требует смены своих состояний, проще всего осуществляющейся при переходе от темного к светлому и наоборот. Глаз не может и не хочет оставлять без изменения специфическое состояние от объекта. Он вынуждается к своего рода оппозиции, которая, противопоставляя крайнее крайнему, среднему среднее, сейчас же соединяет противоположное и как в последовательности, так и в одновременности и в одном и том же месте стремиться к целостности»1. Эстетическое удовольствие при созерцании цвета, следовательно, берет свое начало из физиологических особенностей сетчатки. Воспринимая цвет, глаз ищет ему оппозицию и получает наслаждение от возникающей при этом целостности: «быть может, то исключительное удовольствие ... при созерцании ...светотени неокрашенных картин возникает из одновременного восприятия целого»2. Таковы основные положения «Учения о цвете» Гете, частные аспекты которого будут рассмотрены ниже.
предыдущий следующий
= К содержанию =


1.6. «Учение о цвете» Гете. - релевантная информация:

  1. СОДЕРЖАНИЕ.
    цвете» Гете. 51 Восприятие цвета в немецкой эстетике XIX века. 54 Влияние социального фактора на восприятие предметов искусства. 59 Место изобразительных искусств в концепции Ницше. Различные концепции восприятия цвета конца XIX — начала XX века. Роль интуиции при восприятии цвета в произведениях изобразительного искусства. 65 1.12. Цвет в контексте феноменологии восприятия. 69 Психологический
  2. Проблемы восприятия произведения искусства
    цвете» Гете, восприятие цвета это процесс, характерной чертой которого, вопреки Канту, является его целостность, поскольку через восприятие чувству зрения открывается вся природа в своем единстве1. Глаз и цвет имеют некое сродство, и воспринимая цвет глаз сам находит ему оппозицию, и наслаждение возникает от обретаемой в результате этого процесса целостности. Исходя из «Эстетики» Гегеля, задачей
  3. Согласно Шопенгауэру, порядок, который мы приписываем миру явлений, существует лишь в нашем представлении, тогда как в реальности за явлениями стоит воля, иррациональная сила, динамическая энергия, действующая без цели, а не абсолютный дух.
    «учение о цвете» Гете. Согласно концепции Шопенгауэра, при восприятии цвета происходит «раздвоение нервной деятельности сетчатой оболочки на качественно противоположные иногда одинаковые, иногда неодинаковые половины, заставляя их выступать по очереди» . Так, белый цвет, является парой дополнительных цветов, на которую разделяется деятельность ретины, и которые, затем, сливаются воедино.
  4. 1.2. Исследования Ломоносова относительно природы цвета.
    цвете» Гете, которое уже было подробно изложено выше. Изучение физиологического аспекта воздействия цвета было продолжено Шопенгауэром, и, как выразился Оствальд, наука о цветах Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. — М. —Л.: Изд-во академии наук СССР, 1952.-т.З,604с. 129 была переведена от физиков к физиологам . Физическая и физиологическая стороны явлений света и цвета продолжали
  5. Большое внимание цвету уделяли представители символизма, литературного направления, родившегося в конце XIX века.
    цвете» Гете2. Это учение совмещает в себе как творческое воображение поэта, так и беспристрастность ученого. Согласно Гете, цвета — деяния света, деяние и Мандельштам О. Шум времени: мемуарная проза. Письма. Записные книжки. — М.: ОЛМА - ПРЕСС Звездный мир, 2003. - с.36. 2 Гете И.В. Избранные сочинения по естествознанию. — М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 553 с. 90 страдания . Природа говорит сама
  6. Одним из первых, кто обнаружил специфическое психологическое воздействие цвета на человека, был Гете.
    цвете». «Так как в ряду изначальных явлений природы цвет занимает столь высокое место, несомненно с большим многообразием выполняя положенный ему простой круг действий, то мы не будем удивлены, если узнаем, что он в своих самых общих элементарных проявлениях, независимо от строения и формы материала, на поверхности которого мы его воспринимаем, оказывает известное действие на чувство зрения, к
  7. Цветовая символика в Европе эпохи Просвещения практически лишилась своего магического, религиозного содержания, что связано с достижениями физической оптики, изложенными И.Ньютоном в «Лекциях по оптике».
    цвете» он утверждает, что цвет оказывает прямое воздействие на психику человека4. В соответствие определенным цветам Гете ставит определенные психологические состояния человека. Он выделяет «положительные» цвета - желтый, оранжевый, Чернова, А.Д Все краски мира, кроме желтой (опыт пластической характеристики персонажа у Шекспира, М.: Искусство, 1988, с 72, Насонова, Л,И, Духовное жизнстворчество
  8. Заключение к первой главе.
    цвете» Гете, в котором человеческий глаз рассматривается как обладающий внутренним сродством с цветом, таким образом, через восприятие цвета является единство мира и человека. В «Эстетике» Гегеля зрение предстает как промежуточная область между разумом и чувствами, и искусство, обращаясь именно к зрению, наиболее полно реализует свою миссию единения чувственного с чистой мыслью, человека с
  9. 1.2. Краткий обзор физической теории света и цвета .
    Согласно Гуку, свет — это импульсы сжатия, распространяющегося с бесконечно большими скоростями. Гюйгенс предположил, что свет — это волна, исходящая от источника света и распространяющаяся с большой скоростью. Далее волновая теория была развита Юнгом и Френелем. В 60-е годы XIX века Максвелл выдвинул теорию единого электромагнитного поля, а затем Герц впервые получил электромагнитные волны.
  10. БИБЛИОГРАФИЯ
    Августин Блаженный. Творения. - СПб.: Алетейя, 1998. — 742 с. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. — М.: Мир, 1982. — 181с. Адорно Т. Эстетическая теория. - М.: Республика, 2001. — 526 с. Алексеев С.С. О колорите. — М.: Изобразительное искусство, 1974. - 172 с. Алпатов М.В. Искусство, книга для чтения. Живопись, скульптура, графика. — М.: Просвящение,1969. - 543 с.