Искусство в IT-технологиях...

Карева Наталья Анатольевна. Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства, 2005

Согласно Шопенгауэру, порядок, который мы приписываем миру явлений, существует лишь в нашем представлении, тогда как в реальности за явлениями стоит воля, иррациональная сила, динамическая энергия, действующая без цели, а не абсолютный дух.

Его концепция следующая: «Мир есть мое представление» — то есть объект созерцания по отношению к субъекту-зрителю. По мнению мыслителя, человек не знает ни солнца, ни земли, а знает только глаз, который видит солнце, руку, которая осязает землю .
Созерцание человека не просто сенсуально, а интеллектуально, то есть является чистым рассудочным познанием причины из действия4 .То, что ощущает глаз, ухо, рука — это просто чувственные данные, из которых рассудок творит созерцание5. Размышляя о зрительном восприятии вообще, Шопенгауэр приходит к выводу, что «зрение, в противоположность другим чувствам, само по себе, непосредственно и своим чувственным действием не способно возбуждать в органе приятность или неприятность ощущения, то есть оно не имеет непосредственной связи с волей; только зарождающееся в рассудке созерцание может иметь такую связь, заключающуюся тогда в отношении объекта к воле»6.
Искусство же является познанием единственной подлинной
Гегель Эстетика в 4-х томах. - с.45.
Шопенгауэр А. Собрание сочинений в пяти томах. - М: Московский клуб, 1992. -т.1,395с. См. там же: с.54. См. там же: с.62. См. там же: с.61. См. тамже:с.210.
сущности мира, идеи, то есть непосредственной и адекватной объективности вещи в себе, воли1 . Оно воспроизводит эти, постигнутые чистым созерцанием, вечные идеи. Таким образом, единственный источник искусства - познание идей, а единственная цель - передать это познание. По Шопенгауэру, что художник, который познал только идею, а не действительность, в своем творении тоже воспроизводит только чистую идею, выделяет ее из действительности, устраняя всякие побочные и случайные элементы. Художник заставляет нас Схмотреть на мир его глазами, и то, что у него такие глаза, познающие сущность вещей вне всяких отношений - это и есть прирожденный дар гения. Поскольку идея остается неизменной, а произведение искусства - лишь средство для облегчения ее познания, то, в отличие от Гегеля, Шопенгауэр считает, что эстетическое наслаждение, по существу, одинаково, вызывает ли его произведение искусства или созерцание природы и жизни2.
Что касается зрительного восприятия, то, согласно Шопенгауэру, оно сродни эстетическому наслаждению вообще. « Самый легкий, скорый, и тончайший способ воздействия тел друг на друга, которому мы обязаны совершеннейшим и чистейшим из наших восприятий — действием отраженных световых лучей, способ этот масштабно предстает здесь нашему взору совершенно отчетливо, обозримо и полно, в причине и действии, отсюда - наш эстетический восторг от этого зрелища, который главной своей стороной коренится всецело в субъективном основании эстетического наслаждения и является восторгом от чистого познания и его путей»3.
Шопенгауэр А. Собрание сочинений в пяти томах. - с. 198.
2
См. там же: с.206.
з См. тамже:с.210.
58
Что касается восприятия цвета, Шопенгауэр продолжил исследования в этой области1, опираясь на «учение о цвете» Гете.
Согласно концепции Шопенгауэра, при восприятии цвета происходит «раздвоение нервной деятельности сетчатой оболочки на качественно противоположные иногда одинаковые, иногда неодинаковые половины, заставляя их выступать по очереди» . Так, белый цвет, является парой дополнительных цветов, на которую разделяется деятельность ретины, и которые, затем, сливаются воедино. Впечатление от любого цвета заключает в себе некую часть полной деятельности ретины, смещаясь в положительную или отрицательную сторону относительно ее бездействующего состояния. Таким образом, цвет в глазу — качественно разделенная на две части, возбужденная нервная деятельность ретины, внешней причиной которой является «уменьшенный» свет, то есть каждому цвету соответствует столько света, сколько тени должно появиться в физиологически противоположном ему цвете3.
предыдущий следующий
= К содержанию =


Согласно Шопенгауэру, порядок, который мы приписываем миру явлений, существует лишь в нашем представлении, тогда как в реальности за явлениями стоит воля, иррациональная сила, динамическая энергия, действующая без цели, а не абсолютный дух. - релевантная информация:

  1. Исторически первой парадигмой познания цвета явилась метафизическая парадигма,
    согласно критической позиции Ж. Дерриды, определяется путем «текстуальной проработки», в которую оно вписывается через «трансцендентально означаемое фундирование идеями единого, общности и универсализма» [54, с. 57]. В этом смысле метафизическая онтология цвета есть априорное (доопытное) теоретико-спекулятивное знание, которое, по до XVIII века) как к практически изоморфному отождествлению
  2. 1.2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
    порядок и закономерность в явления, называемые нами природой, и их нельзя было найти в явлениях, если бы мы или природа нашей души не вложили их первоначально» [79, 513], «... явления как таковые не могут быть вне нас и существуют только в нашей чувственности» [79, 514]. Гуссерль в «Лекциях по феноменологии внутреннего сознания времени», раскрывая механизм действия синтезирующих структур
  3. 1.3. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙРЕАЛЬНОСТИ
    согласны: «Смысл и содержание этого рода событий (событий виртуальной реальности — Т.К.) раскрываются вполне лишь в свете присутствия человека, играющего ключевую роль в онтологии» [194, 59]. Итак, виртуальная реальность требует для своего существования «иного», обладающего самосущим бытием. Вспоминая Августина, можно сказать, что виртуальная реальность получает бытие «от иного» (esse ab alio).
  4. 3.1. ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ИГРЫ
    согласно классификации Р.Кайо [212], выделяются игры соревнования, игры риска (случая), переодевания (маскировки), подражания и экстатические (игры головокружения)). Так например, в случае игр риска, не предполагающих партнера, - пасьянса, паззлов, рулетки, в качестве Другого 81 может выступать Судьба. Интересно, что в античной культуре игра с Судьбой в форме игры в кости считалась выше всех иных
  5. Проблема перцепции цвета интересовала и создателей произведений искусства.
    согласно которой, процесс восприятия цвета предстает как акт получения объективной информации из внешней среды, без учета психофизиологических особенностей зрителя. Так, Ньютон обнаружил, что белый свет, проходя через призму, раскладывается на семь цветных лучей: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, индиго и фиолетовый, и затем, продолжая опыты с призмой сделал еще несколько открытий в
  6. 1.10 Различные концепции восприятия цвета конца XIX — начала XX века.
    согласно которой при восприятии произведения искусства человек мысленно придает предмету эмоциональную окраску, которая сливается с предметом и приспосабливает его к образцу в воображении человека. Эта теория разрабатывалась Гердером и Миллсом. «Не чувства пробуждаются в нас произведением искусства, а мы изнутри себя вносим в произведение Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики. - с. 556. См. там
  7. 1.12. Цвет в контексте феноменологии восприятия.
    согласно Сартру, объектом эстетических оценок. Красный цвет вне контекста произведения искусства не содержит в себе ничего эстетического - он может вызвать только простое чувственное удовольствие. Но на картине этот же красный цвет «схватывается как часть совокупности ирреального и именно в этой совокупности он оказывается прекрасен»1. Таким образом, именно в сфере ирреального отношения цвета и
  8. Заключение к первой главе.
    согласно которой, идея цвета воспринимается совместно с идеей материальности краски. Здесь же необходимо отметить «К учению о цвете» Гете, в котором человеческий глаз рассматривается как обладающий внутренним сродством с цветом, таким образом, через восприятие цвета является единство мира и человека. В «Эстетике» Гегеля зрение предстает как промежуточная область между разумом и чувствами, и
  9. Прежде, чем приступить к попытке разработки основфеноменологической онтологии цвета необходимо сделать некоторые предварительные истолкования по поводу самого термина «феноменологическая онтология».
    который переводится как «сушее» и/или «бытие»1 указывает на бытийственный контекст нашего анализа, конституируемый вопросом «что есть цвет?» в рамках так называемой «онтологической парадигмы» в философии. На наш взгляд, философскую рефлексию можно определить, прежде всего, как искусство вопрошания с точки зрения всеобщего. Как отмечал Э. Кассирер, философское умозрение начинается с понятия бытия.
  10. ГЛАВА 1. Проблема смыслового восприятия текстовой информации
    согласно иной концепции (структурно-семиотической), способов и условий его передачи. Понимание в этом аспекте определяется как осмысление, конструирование смысла текста читателем на базе имеющегося лексического материала и с привлечением «личностных смыслов воспринимающего субъекта». Такая концепция понимания соотносится с представлением о понимании, как «со смысловым восприятием» (Колодина,