Искусство в IT-технологиях...

Карева Наталья Анатольевна. Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства, 2005

1.13. Психологический подход к проблеме восприятия.

Исследование произведения искусства как символа, содержащего определенное значение, развивается психоаналитическим направлением. Фрейд анализируя произведения и факты биографии живописца Возрождения Леонардо да Винчи выявляет скрытые психологические тормозы и биологические инстинкты личности художника, повлиявшие на его творчество2.
Этот подход был в дальнейшем развит Юнгом и Адлером и другими. Другое направление психологии, изучающее произведения изобразительного искусства — гештальтпсихология. С ее представители — Вертхеймер, Кофка, Арнхейм — исходят из того, что красивая форма привлекает человека потому, что природа вообще тяготеет к сбалансированному, то есть красивому. Экономично построенные формы — уравновешенные, стройные — являются эффективными, поскольку легко доступны пониманию. Более подробно эти вопросы изложены во втором параграфе второй части «Психология восприятия цвета».
Выготский, исследуя эстетическую реакцию человека на произведение искусства, разделял ее на три сферы: восприятие, чувство,
Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. — с.270.
Фрейд 3. Леонардо да Винчи: Воспоминание детства. — М.:Рудомино, 1991. - 64с
74
воображение и фантазия1. Под восприятием он понимал собственно ощущение, изолируя его от деятельности сознания, которая происходит на следующих этапах - чувстве и воображении. Согласно общему закону траты энергии при эмоциях, энергетическая затрата происходит преимущественно на одном из двух полюсов - или на периферии , или в центре — причем усиление деятельности на одном полюсе ведет к ослаблению его на другом . В случае эстетической реакции, при усилении центрального ее момента - фантазии, происходит задержка во времени и ослабление других, то есть периферических, ее сторон. Ими являются моторные выражения эмоций. По Выготскому, закон эстетической реакции один: «она заключает в себе аффект, развивающийся в двух противоположных направлениях, который в завершительной точке, как бы в коротком замыкании, находит свое уничтожение» . Таким образом, для того, чтобы вызвать наслаждение, произведение искусства должно таить в себе внутренний разлад между содержанием и средствами его передачи. «Искусство, вызывая в нас противоположно направленные аффекты, задерживает только благодаря началу антитезы моторное выражение эмоций и, сталкивая противоположные импульсы, уничтожает аффекты содержания, аффекты формы, приводя к взрыву, к разряду нервной энергии» .
Относительно изобразительного искусства Выготский приводит несколько примеров. Так, в живописи двуплановость и противоречие создается двухмерностью пространства холста и трехмерностью пространства изображения.
Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: Искусство, 1986. — 573 с.
2
См. там же: с.263.
з См. там же: с.269.
См. там же: с. 271.
75
Другим примером, служит изображение ужаса средствами искусства, при котором страшному содержанию противостоит красота формы выражения. Исходя из этого, при восприятии цвета в произведениях изобразительного искусства возникает противоречие между сильной физиологической и психологической реакцией на сам цвет и содержанием изображения. Реальная эмоция, рожденная цветом, сталкивается с нереальными образами фантазии, причем, чем сильнее и сложнее обе реакции, тем активней будет эстетический ответ. Также нужно отметить, что сложность может создаваться не только множеством двусмысленностей, противоречий между содержанием и формой, но так же и внутри самой формы или самого содержания.
Таким образом, психологический подход рассматривает процесс восприятия искусства, базируясь на данных физиологии, но с учетом психических особенностей воспринимающей личности.
Этот подход явился, на наш взгляд, наиболее перспективным в области восприятия цвета в произведениях изобразительного искусства. Он обладает необходимой цельностью, которая позволяет учитывать все аспекты восприятия цвета - физиологический, психический и абстрактный, которые должны рассматриваться здесь с равноправных позиций.
Согласно психологическому подходу, основе эстетической реакции лежит именно конфликт всех трех составляющих: физиологического, психического, как эмоционально - чувственного, и абстракций ума, при разрешении которого и возникает особый вид наслаждения, называемый эстетическим.
Дальнейшее рассмотрение этого подхода изложено ниже во втором параграфе второй главы «Психология восприятия цвета».
76
предыдущий следующий
= К содержанию =


1.13. Психологический подход к проблеме восприятия. - релевантная информация:

  1. СОДЕРЖАНИЕ.
    подход к проблеме восприятия. 74 Новейшие теории эстетического восприятия. 77 Язык цвета в произведении изобразительного искусства как средство коммуникации. 80 § 2. Восприятие цвета создателями произведений искусства. 86 Цвет в различных видах искусства. 86 Теории цвета у живописцев. 96 «Динамическая теория цветов» В. Кандинского . 96 Исследование А. Матиссом цвета и его взаимодействий. 104 Цвет
  2. Теория мотивации Курта Левина
    психологическую структуру окружающего мира как пространства действия. Ему удалось установить примечательные различия между психологической и географической структурой мира, особенно если последняя описывается в евклидовой системе координат. Направление возможного или реально происходящего действия должно быть представлено в модели окружения в психологическом, а не в географическом пространстве.
  3. Согласно концепции Бергсона восприятие цвета рассматривается как чистое интуитивное восприятие,
    психологический аспект анализа произведений искусства , согласно которому, на процесс творчества и на восприятие его конечного продукта зрителем влияет эмоционально-психологическое состояние как автора произведения, так и зрителя. Согласно Выготскому, искусство вызывает в нас противоположно направленные аффекты, которые, сталкиваясь, приводят к взрыву нервной энергии, вызывающему наслаждение4.
  4. 1.12. Цвет в контексте феноменологии восприятия.
    психологически, как простое переживание. Восприятие так же не является воспоминанием или формой суждения. Чувственное восприятие заключает в себе все эти элементы в неразрывной связи, как некое образование, только в таком виде дающее возможность освоения человеком бытия. «... Чувственное не только имеет моторное и витальное значение, но само по себе не что иное, как определенный способ бытия в
  5. 1.15. Язык цвета в произведении изобразительного искусства как средство коммуникации.
    психологических, логических и научных ожиданий, уровня различных дифференциальных признаков. Таким образом, изоморфизм всех уровней определяет авторефлексивность эстетического сообщения. На всех уровнях должно устанавливаться некое соответствие, словно все они структурированы на основе одного и того же кода. Это скрытое правило произведения искусства, некий структурный рисунок, который проступает
  6. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
    психологического воздействия в Российской рекламе. М., 1995. - 341 с. Лебедев, А.И. Боковиков А.С. Экспериментальная психология в рекламе. М.: Ось-89, 1995. - С.47-51. Лебедева, А.П. Искусство обольщения. М, 1996.-227 с, Лебон, Т. Психология масс. СПб., Питер, 1995. - 127 с. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Т.2. М.-Л., 1935.-352 с. Леонардо да Винчи. Мастера искусства об искусстве. Т.2.
  7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    психологические аспекты распознавания образов / П. Колере // Распознавание образов. Исследование живых и автоматических распознающих систем. - М.: Мир, 1970. - С. 16-86. Корет, Э. Основы метафизики / Э. Корет; пер. В. Терлецкого. - Киев : Тандем, 1998.-248 с. Корж, Н. Н., Лупенко, Е. А., Сафуанова, О. В. Трудно ли запомнить цвет? / Н. Н. Корж, Е. А. Лупенко, О. В. Сафуанова // Проблема цвета в
  8. ВВЕДЕНИЕ
    психологические и лингвистические аспекты» [Пенза, 2004]. -т Всего по теме диссертации опубликовано пять работ. Структура работы. Данная диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной научной литературы, списка источников презентационных текстов и трех приложений. Объем диссертации - 155
  9. ГЛАВА 1. Проблема смыслового восприятия текстовой информации
    психологическое явление было определено как «сложная перцептивно - мыслительная мнемическая деятельность». Она рассматривает смысловое восприятие как единый процесс взаимодействия восприятия и понимания, как «процесс приема (рецепции) и осмысления, результирующего в понимании (или непонимании) этого речевого сообщения», где осмысление - это «процесс раскрытия и установления связей и отношений, в
  10. 1.2 Теоретические подходы к процессу чтения
    психологических терминах «быстрое чтение» определяется как такой метод считывания текста, который обслуживают эвристические стратегии получения смысловой информации из текста. Этим стратегиям непосредственно обучить невозможно, они формируются индивидуально, вот почему все практические методы обучения «быстрому чтению» не столько учат читать быстро, сколько отучают читать медленно. Как считает А.