Искусство в IT-технологиях...

Карева Наталья Анатольевна. Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства, 2005

Большое внимание цвету уделяли представители символизма, литературного направления, родившегося в конце XIX века.

Бельгийский поэт, писатель, драматург и философ Морис Метерлинк, получивший широкую известность во Франции, создал детскую феерию «Синяя птица» (1908) , которую построил по принципу цветопредставления.
В этой пьесе
86
он тщательно продумал цветовую гамму костюмов персонажей, а также смену сцен пьесы, каждая из которых должна, по замыслу автора, быть освещена определенным светом, то молочно-белым, то тяжелым красным ф и т.д.
Изучая общее построение «Синей птицы» с точки зрения эстетического анализа, можно выявить несколько цветовых планов1. Начнем с того, что картины пьесы сменяют друг друга в следующей цветовой последовательности:
1-я картина: хижина дровосека. Мрак, затем яркий свет, стены комнаты как синие сапфиры.
2-я картина: у Феи. Светлый зал во дворце. 9' 3-я картина: страна Воспоминаний. Молочно-белый свет, затем он
рассеивается и в конце появляется снова.
4-я картина: дворец Ночи. Рассеянный свет, будто идущий от черного мрамора и черного дерева.
5-я картина: лес. Лунная ночь.
6-я картина: Освещение не конкретизируется.
7-я картина: кладбище. Лунная ночь, затем свет утренней зари.
8-я картина: Освещение не конкретизируется. Ў 9-я картина: сады Блаженств. Сначала тяжелый красный свет, затем
волшебно-розовый легкий свет.
10-я картина: царство Будущего. Яркий голубой феерический свет.
11-я картина: Освещение не конкретизируется.
12-я картина: Ослепительный дневной свет.
Как видно, освещение сцен следует за сюжетом пьесы, в котором дети в поисках Синей птицы счастья должны пройти через многие
Метерлинк. Жуазель. - СПб.: Кристалл, 2000. — 544 с.
87
испытания природы, памяти, собственных страхов, страстей, везде тщетно пытаясь отыскать Синюю птицу, обретая ее лишь в Будущем, и вновь теряя в Настоящем. Здесь можно увидеть, что белый, черный и красный свет выступает как негативный, мешающий обрести счастье. И, напротив, розовый, дневной и, особенно, голубой свет являются признаком гармонии, истинного блаженства и счастья.
Подобные цветовые акценты встречаются и при детальном анализе костюмов персонажей, а также частоты упоминаний цвета в тексте пьесы. Наиболее часто используется голубой цвет. Здесь нужно отметить, что во французском языке голубой и синий цвет обозначаются одним словом bleu. Куртка главного героя пьесы Тильтиля «нежно» голубая, одежды Великих Радостей, Воды, Божества Весны, лазоревых детей так же голубого и синего цвета. Сама Птица Счастья синяя, но меняет цвет в действии пьесы. Она становиться черной и красной, покинув, соответственно, страну Воспоминаний и царство Будущего. Красный цвет упоминается немного реже синего. Причем, если синий используется только как позитивный акцент, то красный появляется там, где проходит некая грань между желаемым и действительным, показывающая противоречивость человеческих страстей, да и самого земного существования. Это цвет стены в сказочно-реальном доме детей, это свет с Земли, проникающий в царство Будущего, красный костюм Огня, с золотом этот цвет участвует в костюмах Тучных Блаженств, Хлеба.
Третьим по частоте использования в тексте пьесы нужно назвать белый цвет. Он участвует в костюмах множества героев: Молока, Сахара, Материнской Любви, Блаженства Дождя, внучки Феи, и т.д. Здесь белый обретает скорее позитивную, нежели негативную функцию. Остальные цвета: зеленый, желтый, черный и другие встречаются в тексте приблизительно с равной частотой.
88
Таким образом, можно выделить следующую последовательность основных цветов, с возрастанием позитивного значения, согласно их смысловой нагрузке в пьесе «Синяя птица»:
ЧЕРНЫЙ — КРАСНЫЙ - БЕЛЫЙ СИНИЙ
Представитель французской поэзии Рембо выражает свое отношение к цветам в стихотворении «Гласные».
Он связывает цвета с фонетическими конструкциями гласных звуков, давая еще и несколько смысловых ассоциаций.
А - черно, бело Е, У - зелено, О - сине,
И красно.. .Я хочу открыть рожденье гласных.
А - траурный корсет под стаей мук ужасных,
Роящихся вокруг как в падали иль в тине.
Мир мрака; Е - покой тумана над пустыней.
Дрожание цветов, взлет ледников опасных. И - пурпур, сгустком кровь, улыбка губ прекрасных, В их ярости иль в их безумье пред святыней.
У - дивные круги морей зеленоватых,
Луг, пестрый от зверья, покой морщин, измятых
Алхимией на лбах задумчивых людей.
О - звона медного глухое окончанье, Кометой, ангелом пронзенное молчанье. Омега, луч Ее сиреневых очей.
Перевод Н. Гумилева1.
Верлен П., Рембо А., Малларме С. Стихотворения, проза. — М.: РИПОЛ КЛАССИК,
1998.-736 с.
89
Так, черное А связано с муками, трауром, мерзостью, мраком; белое Е - это пустота, ощущение незащищенности, опасность. Зеленое У - это природа, море, покой, мудрость, оно имеет только положительные ^ ассоциации, тогда как красное И выражает некое опасное животное
блаженство, таящееся в ощущении ярости, забытьи перед святыней, созерцании крови. Здесь, как видно, красный цвет снова приобретает двоякое значение, вмещающее в себя определенное противоречие страсти.
Синее О и Q - это великое молчанье, цвет глаз женского образа. Синий здесь имеет особое значение как апофеоз, заключительный аккорд стихотворения.
Здесь цветовая последовательность возрастания позитивного W значения цвета будет выглядеть следующим образом:
ЧЕРНЫЙ БЕЛЫЙ - КРАСНЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ - СИНИЙ
Данный анализ значений цвета в литературных произведениях должен рассматриваться с долей относительности из-за точности перевода цветовых обозначений.
Можно вообще подвергнуть сомнению то, что существует смысловое значение цвета, как это сделал Мандельштам, ^ написав: «Цвет Пушкина? Всякий цвет случаен — какой цвет подобрать к
журчанию речей? У, идиотская цветовая азбука Рембо!»1 .
Наиболее значительным трудом по изучению восприятия цвета, является уже упомянутое выше «Учение о цвете» Гете2. Это учение совмещает в себе как творческое воображение поэта, так и беспристрастность ученого. Согласно Гете, цвета — деяния света, деяние и
Мандельштам О. Шум времени: мемуарная проза. Письма. Записные книжки. — М.: ОЛМА - ПРЕСС Звездный мир, 2003. - с.36.
2
Гете И.В. Избранные сочинения по естествознанию. — М.: Изд-во АН СССР, 1957. -
553 с.
90
страдания . Природа говорит сама с собой и с нами посредством тысячи явлений, в том числе и чувственных, и необходимо применить язык природы к учению о цвете, чтобы оно обогатилось и расширилось. В основе этого учения лежит принцип оппозиции: «Когда глазу предлагается темное, то он требует светлое, и проявляет свою жизнеспособность, свое право схватить объект тем, что порождает из себя нечто, противоположное объекту».
предыдущий следующий
= К содержанию =


Большое внимание цвету уделяли представители символизма, литературного направления, родившегося в конце XIX века. - релевантная информация:

  1. структура для анализа позиционирования
    большая часть пользователей уделяет очень мало внимания ссылкам, изображениям и тексту, находящимся в нижней части Web-страницы, а некоторые пользователи прокручивают информацию, не помещающуюся на экран. Поэтому вся самая важная информация и все устройства управления Web-страницей (кнопки, ссылки) должны быть наверху страницы. Процесс удовлетворения потребности в информации пользователем сети
  2. 2.3. Исследования в области формирования цветообозначения и цветовой семантики.
    большой метафоричностью, может участвовать в характеристике непосредственной окраски предмета, его фактуры, также как быть названием разных человеческих эмоций, степенью их интенсивности, характеристикой качеств человека и состояний окружающей природы. В пользу французов, как тонких ценителей цвета красноречиво говорят множество направлений живописи, родившихся во Франции в XIX веке, такие как
  3. 1.5. Факторы, приводящие к необходимости исследования состояния информационной безопасности сети Интернет
    большее распространение получили следующие сервисы; www-сервис (всемирная паутина, world wide web), электронная почта (e-mail), пр-сервис (протокол передачи файлов, file transfer protocol), UseNet (служба конференций). Однако многоаспектное исследование всех служб на защищенность является очень трудоемкой задачей. К тому же, некоторые службы популярны только в отдельных странах. Например, сервис
  4. 1.3 Заглавие как опорный элемент текста
    большой обобщающей силе названия, его способности концентрировать основную информацию, связывать воедино все центральные места произведения. «Интегрирующие потенции названия придают художественному тексту характер определенности и завершенности. Концептуальное ядро, отражаясь в названии, формируется в сознании читателя постепенно, отражая поэтапный путь познания; предвкушение - разгадывание
  5. 1.2. Система итальянских газет в 19% г. и место «Репубблики» в ней.
    большое распространение и популярность имеют массовые дешевые газеты, которые в Италии просто не существуют как тип издания, но очевидно также и то, что итальянцы не очень утруждаются чтением ежедневных газет. Более того, этот показатель (число экземпляров на тыс. человек) сильно варьируется в зависимости от региона. Традиционное деление Италии на Север и Юг здесь также присутствует: первое место
  6. 1.5. Политическая ориентированность газеты
    большую роль в привлечении новых и удержании старых читателей, но все-таки «Репубблика» в первую очередь политически сильно окрашенная газета, и нельзя рассматривать ее в отрыве от политического контекста. «Репубблика» -газета левого центра, рассчитанная на светскую образованную аудиторию, придерживающихся левых убеждений. Что касается политического кредо газеты, то оно было заявлено еще в самом
  7. 3.1. Интернет - технологии «связей с общественностью»: бизнес, политика, государство
    большой стаж общения с сетью, средний российский пользователь образованнее среднего европейского и при этом, как показывают результаты опросов, ненамного беднее.1 По данным исследования TIM, 9% жителей российских городов в возрасте от 16 до 64 лет имеют доступ в Интернет, причем в Москве этот показатель значительно выше — 13,5 %. При этом 40% начали пользоваться Интернетом лишь несколько лет
  8. §1. Жанровая и типологическая характеристика контент-проектов в Интернете
    большему числу профессий. В этом качестве журналистика и пиарология как сферы организации профессиональных коммуникаций испытывают влияние глубинных социокультурных процессов. В результате основным объектом исследований становится Текст - энергоинформационное проявление Коллективного Интеллекта, вклад в Коллективный Разум1. И этот вклад осуществляется с помощью естественного языка —
  9. Основные правила написания текста для Интернета
    больше не вернется к этой ссылке никогда. Для примера снова обратимся к новостной ленте информационного Интернет-агентства «Росбизнесконсалтинг», являющегося стратегически важным ресурсом для любого сетевого PR-эксперта: Дерипаска купил немного Чубайса Сегодня стало известно, что ОАО «Красноярская ГЭС» приобрело более 6% обыкновенных акций Богучанской ГЭС. В материалах Красноярской
  10. §2. Связи со СМИ в Интернете
    большое внимание уделяется тому, каким образом мнение онлайновой общественности влияет на привлечение посетителей на сайт. Литература об этом позволяет усвоить ценные уроки о диффузии осведомленности об Интернет-проектах и предлагающихся на них товарах и услугах, а также их опробировании1. 155 тех, кому понравился товар/услуга; нейтральных, то есть тех, кто может прибегать к услугам компании