Искусство в IT-технологиях...

Карева Наталья Анатольевна. Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства, 2005

2.2.1 «Динамическая теория цветов» В. Кандинского .

Многих известных художников также интересовала проблема воздействия цвета. Они исследовали свои собственные ощущения. В. Кандинский исследовал ощущения, которые в нем рождал цвет, рассматривая его как вне, так и в контексте общего картины.
Результаты w/ своих наблюдений и размышлений он представил в книге «О духовном в
искусстве»1.
Кандинский В. О духовном в искусстве. - М.: Архимед, 1992. — 109 с.
96
Произведение искусства является неким целым, в котором художник должен выразить, согласно Кандинскому, то, что ему лично свойственно (индивидуальный элемент), что присуще его эпохе (т.е. стиль как синтез языка эпохи и языка национальности автора), а так же дать нечто, свойственное искусству вообще, а именно, вечно живой художественный элемент. Преобладание в произведении искусства последнего элемента над двумя первыми является признаком гениальности художника. Художественный элемент произведения воспринимается зрителем любой эпохи, его ценность стоит вне времени, отражая нечто большее, чем «главное звучание эпохи». Именно он и является предметом эстетического анализа, и как составляющую этого элемента, можно рассматривать цвет. Кандинский исследует взаимоотношение в живописи цвета и формы. Форма, по словам художника, может существовать самостоятельно, а цвет — нет. Цветовое поле не распространяется бесконечно (только в воображении это возможно), в живописи мы сталкиваемся с неизбежными взаимоотношениями формы и краски, с воздействием формы на краску. Художник должен выбрать цветовой тон, то есть субъективно охарактеризовать цвет, затем он должен ограничить его от других цветов, что меняет субъективный характер цвета, добавляя к нему объективную оболочку. Цвет, таким образом, предстает в форме некоего художественного объекта, «существа», вступающего во взаимоотношения с другими «существами» картины, находящихся с ним в живом диалоге. Так форма может подчеркивать значение цвета, а может, наоборот, притуплять его. Желтому цвету, согласно Кандинскому, наиболее подходит треугольная форма, усиливающая его резкое воздействие. Желтый круг будет восприниматься совсем иначе, более мягко. Несоответствие формы и цвета вовсе не является недопустимым, напротив, оно таит в себе множество новых возможностей.
Форма, таким образом, это не просто разграничение плоскостей, а одна из основ, дающих жизнь новым образным единицам картины,
97
выражение ее внутреннего содержания. Гармония форм и цветов должна основываться, и это центральный тезис Кандинского, на принципе внутренней необходимости, то есть целесообразного прикосновения к
ф) человеческой душе. Как видно, все элементы картины подчиняются общей
цели воздействия на зрителя. Высоко чувствительный человек, согласно Кандинскому, может воспринимать визуальное воздействие картины и на уровне других органов чувств. Особенно это касается цвета. Желтый на картине можно услышать как резкий звук высокой трубы, почувствовать как нечто колючее, он даже способен вызвать у кого-то ощущение кислоты во рту. Это мнение находит подтверждение и сейчас, когда «живопись хочется намазать на хлеб», как сказала одна критик по поводу картин
W современного колориста Л.Буха1. Общей характеристикой, отражающей
такое разноплановое воздействие на органы чувств зрителя, можно считать динамику этого воздействия. Действительно, общим между чувством кислого, колючего, резкого может быть только скорость достижения максимального эффекта от воздействия, в данном случае, цвета. Выделение динамического элемента, как определяющего, в изучении восприятия произведения искусства, является, на наш взгляд, наиболее важным открытием В.Кандинского, и поэтому результат его работы в
* области воздействия цвета можно назвать «динамической теорией цветов».
Каждая краска на картине, по мнению художника, вызывает у зрителя сначала чисто физическое ощущение: она либо нравится, либо нет. У людей с не очень высокой душевной восприимчивостью цвет ограничивается этим поверхностным воздействием. Известно, что светлые и теплые тона более привлекательны, а синие и зеленые вызывают чувство углубления и покоя. Однако далее краска должна оказать, более или менее Ш успешно, прямое воздействие на психику человека. Согласно
Выражение, взятое из личной беседы Н.Каревой с Л.Ф.Бухом.
98

Кандинскому, она вызывает душевную вибрацию, вызванную как прямым воздействием краски (уровень физических ощущений), так и возникшими у зрителя с ее помощью образами и ассоциациями.
Сам же художник, давая анализ воздействия основных красок, раскрывает все эти аспекты восприятия с помощью динамической теории цветов. Краски могут обладать несколькими видами разнонаправленного движения, и условно соотносятся по четырем парам контрастов:
синий - желтый,
белый - черный,
красный - зеленый,
оранжевый - фиолетовый
 Три типа движения цвета

Рис.2 Три типа движения цвета.
99
На рис. 2 показаны три основных типа движения, которыми может обладать краска. Первый тип — движение к зрителю или от него -определяется теплотой краски, то есть насколько данный цвет тяготеет к
красному или синему. Этот тип движения во многом определяется
конкретным цветовым окружением краски, поскольку ее «теплота» или «холодность» относительна. Так, салатовый цвет будет более теплым в соседстве с зеленым (движение салатового к зрителю) и более холодным рядом с желтым цветом (движение салатового от зрителя).
Второй тип движения — эксцентрическое и концентрическое (изогнутые стрелки на рис.2 будут направлены к центру круга). Эксцентрическим движением обладают желтая и белая (в меньшей
Ш степени) краски. При восприятии этих красок создается впечатление
излучения, приближения цвета к человеку.
Синяя и черная краски, напротив, удаляются от зрителя, стремясь к центру своего объема. Третий тип движения, согласно Кандинскому, это горение в себе, свойственное красному цвету. Она характеризуется энергией и интенсивностью, которая кипит внутри себя, мало разбрасываясь во вне.
Еще один тип движения, не обозначенный на рисунке, характеризует взаимодействие белого и черного цветов и назван
^ движением сопротивления. По - Кандинскому, в белом заключено вечное
сопротивление, как потенциальная возможность рождения (изменения), тогда как в черном сопротивление отсутствует совсем, подобно смерти. Существует еще одна динамическая характеристика — отсутствие движения, то есть покой. Он характерен для зеленой и серой красок. В случае зеленого цвета, заключающего в себе равновесие двух разнонаправленных движений активных цветов: желтого и синего. Это Ш покой, обладающий потенциалом к движению. Покой же серого цвета это
безнадежная неподвижность.
Как видно, Кандинский оценивает не только явное движение краски, но и ее потенциал. Таким образом, цветовой оттенок может заключать в
100
себе очень много разных возможностей воздействия. Оранжевый цвет, например, обладает, от желтой составляющей, эксцентрическим движением, от красной — движением в себе, и при добавлении к нему некоторого количества белого цвета, может приобрести потенциальное движение сопротивления и усилить свое эксцентрическое вращение. Далее, в зависимости от соседних цветов на картине, оранжевый может получить движение к зрителю, обусловленное теплотой этой краски в данном цветовом контексте. Такой глубокий анализ краски позволяет получить ее развернутую характеристику, что может помочь оценить в полной мере степень ее воздействия на зрителя.
Любой графичекий объект, будь то точка или линия на плоскости, так же обладают определенной динамической характеристикой. На основе этого Кандинский связывает цвета с разными геометрическими формами по сходству их внутренних напряжений1. Так, насыщенные желтый и синий цвета имеют родство со свободными нецентрированными прямыми (рис.3). Эти прямые мало сливаются с плоскостью, скорее, пронизывают ее, вызывая ощущение беспокойства. Белый и черный — это «молчащие» цвета (то есть почти статичные), которые близки по своему внутреннему смыслу к горизонталям и вертикалям, «немым», схематичным линиям. Горизонталь у Кандинского является символом смерти и соотносится с черным цветом, тогда как вертикаль, как символ рождения подобен белому, имеющему потенциал
сопротивления, как было сказано выше.
Кандинский В. Точка и линия на плоскости. - СПб.: Азбука, 2003. — 240 с.
101

 Соответствие цвета и линии на плоскости

рис.3.
Соответствие цвета и линии на плоскости.

Красный цвет имеет движение в себе, и не стремиться к эффекту углубления или активного излучения своей энергии во вне. Он плотно прилегает к плоскости картины, подобно диагонали, которая так же, обладая большим внутренним напряжением, остается как бы жестко закрепленной на изображении (визуальный эффект устойчивости этого графического объекта). Подобной устойчивостью обладают зеленый и серый цвета, которые являются равновесной точкой между желтым и синим, белым и черным цветами соответственно. Таким образом, серый и зеленый цвета также родственны по своим динамическим свойствам диагонали.
Далее Кандинский исследует визуальный эффект напряжения других графических объектов - углов. По его мнению, острый угол 30° обладает остротой, агрессией подобно желтому цвету. Красный цвет по своим
102
динамическим свойствам близок к прямому углу, который переходным от острого угла к тупому. Тупой угол 150° выражает отсутствие агрессии, остроты, свойственное синему цвету. Угол является как бы предчувствием кривой, имеющей своей конечной целью круг. Можно предположить, что круг для Кандинского означает пассивность, к которой стремиться и синий цвет. Эти соответствия между угловой мерой и цветом представлены ниже:
Желтый 30°
Оранжевый 60°
Красный 90°
Фиолетовый 120°
Синий 150°
Черный 180°
Интересно, что углу 180° , то есть прямой, соответствует черный цвет. Это означает, что цветовая последовательность Кандинского отлична от традиционной последовательности цветового круга, где синий цвет закономерно переходит в красный или зеленый. Здесь видно, что синий, динамически развиваясь, переходит в красный или черный.
Исходя из соответствия угловых мер и цветов, Кандинский переходит к простым геометрическим фигурам. Желтый цвет, согласно своей динамике, близок равностороннему треугольнику (все углы по 60° ), красный — квадрату (все углы по 90°). Синий цвет подобен, по своим динамическим свойствам, кругу. Так, желтый треугольник, синий круг и красный квадрат должны, по всей вероятности, быть примером устойчивых, гармоничных фигур, в которых цвет приходит в полное соответствие с формой, ограничивающей его. Согласно логике данных соответствий, форма, заполненная цветом с иными динамическими характеристиками, ослабляет воздействие этого цвета. Что же касается белого цвета, ему, видимо, соответствует угол 0° , а это означает, что
103
форма не оказывает никакого влияния на восприятие динамики чистой белой краски. Черный цвет, таким образом, должен приобретать свое наибольшее воздействие в прямой линии, и именно это свойство черного взяли на вооружение создатели графики.
предыдущий следующий
= К содержанию =


2.2.1 «Динамическая теория цветов» В. Кандинского . - релевантная информация:

  1. СОДЕРЖАНИЕ.
    теория цветов» В. Кандинского . 96 Исследование А. Матиссом цвета и его взаимодействий. 104 Цвет в теории супрематизма К.Малевича. 106 § 3. Цветовая символика различных культур. 112 Заключение к первой главе 121 III. Глава вторая. Визуальное восприятие в естествознании и психологии. 124 § 1. Естественнонаучный подход. 125 1.1. Теория цвета Ньютона. 127 Исследования Ломоносова относительно
  2. 1.5 Трихроматическая и оппонентная теории восприятия цвета.
    теория способна объяснить аномалии цветного зрения. Так, людей с нормальным цветовым зрением называют нормальные трихроматы. Монохроматы — это люди, которые вообще лишены функционирующих колбочек и видят не цвет, а только свет и тень. Они лучше видят при слабом свете, а при средних и высоких уровнях освещения испытывают дискомфорт. Если одна группа колбочковых рецепторов не выполняет свои функции
  3. Проблема перцепции цвета интересовала и создателей произведений искусства.
    теория. - М.: Республика, 2001. — 526 с. Делез Ж., Гватгари Ф. Что такое философия? - СПб.: Алетейя, 1998. - 286 с. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. — М.: ТОО ТК «Петрополис», 1998.—432с. Наиболее характерными произведениями, заключающими в себе символику цвета, являются пьеса М.Метерлинка «Синяя птица» и стихотворение Рембо «Гласные». Кандинский В. О духовном в искусстве. -
  4. Кандинский, теория цветов которого будет подробно изложена ниже, соотносил каждый цвет со звуком определенного музыкального инструмента1.
    «Понятие слышания красок настолько точно, что не ф) найдется, пожалуй, человека, который попытался бы передать впечатление от ярко-желтого цвета на басовых клавишах фортепьяно, или сравнивал бы краплак со звуками сопрано»2. По мнению Кандинского, желтый цвет соответствует звуку высокой трубы или фанфар, синий — виолончели, темно синий подобен звуку контрабаса, голубой — флейты, зеленый цвет
  5. БИБЛИОГРАФИЯ
    теория. - М.: Республика, 2001. — 526 с. Алексеев С.С. О колорите. — М.: Изобразительное искусство, 1974. - 172 с. Алпатов М.В. Искусство, книга для чтения. Живопись, скульптура, графика. — М.: Просвящение,1969. - 543 с. Аристотель. Этика. - М.: Изд-во ACT, 2002. - 492 с. Аристотель. Политика. Афинская по лития. — М.:Мысль, 1997. — 458 с. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие — Б.: БГК им.
  6. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
    теория и практика управления. М: Социум, 2002. - 236 с. бЗ.Гольман, И.А,, Добробабенко, Н.С. Практика рекламы. Новосибирск; Интербук, 1991.-311 с. 64,Гринберг, Т,Э. Политическая реклама: портрет лидера. М., 1995.-257 с. 65.Грушин, Б. Массовое сознание. М., 1997. - 289 с. бб.Губанов, И.А. Энергетическое тело. М: Олма-пресс, 2005, - 178 а 67.Гумилев, Л.Н. Этносфера, История людей и история Природы.
  7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    теория и практика / Б. А. Базыма. - М.: Речь, 2005.-205 с. Базыма, Б. А. Цвет и психика : монография / Б. А. Базыма. - Харьков : Изд-во ХГАК, 2001.-172 с. Базыма, Б. А. Цветовая символика и психодиагностика / Б. А. Базыма // Вестник Харьковского университета. - Серия «Психология». - 2002. -№ 576.-С. 21-25.. Бахилина, Н. Б. История цветообозначений в русском языке / Н. Б. Бахилина. - М.: Наука,
  8. 2.2.3. Цвет в теории супрематизма К.Малевича.
    Своеобразный триумф цвета, как наиболее значительного элемента в живописи, произошел в начале XX века с появлением нового живописного направления — супрематизма. Его создатель К. Малевич написал множество деклараций, манифестов и статей, в которых он обосновывает Цит. по книге: Вальтер И.Ф. Пабло Пикассо. Гений столетия. — М.:Арт-родник/ Taschen, 2002. - с. 15. 106 свое искусство . В процессе
  9. Заключение к первой главе.
    Как видно из приведенного обзора философских концепций по ф вопросам восприятия цвета, теоретических работ по вопросу восприятия цвета, принадлежащих создателям произведений изобразительного искусства, анализа цветовой символики различных культур, процесс восприятия цвета предстает как сложный и многоплановый. Философами это явление рассматривается в абстрактных понятиях, как, например, в
  10. 2.1. Восприятие цвета в гештальттеории.
    Согласно гештальттеории , соседние цвета находятся в борьбе за ф преобладание одного над другим, в динамических отношениях фигура - фон. При восприятии картины, для создания определенного образа, глазу сначала необходимо идентифицировать основные цветовые соотношения, выяснив, какое цветовое поле является более оформленным. Поле кажется наиболее оформленным, если оно окрашено более «живым и