Искусство в IT-технологиях...

Карева Наталья Анатольевна. Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства, 2005

Доминирующее положение в системе цветовых значений имеет западная культура, а точнее — европейская и американская.

Можно предположить, что во многом ассоциация цвета и предмета диктуется современному человеку такими крупными торговыми корпорациями, как Coca - Cola, Jonson & Jonson и так далее, которые имеют американское или европейское происхождение, но чьи массовые продажи товаров проходят по всему миру.
Исследователи из США , убеждены, что у современного человека на вопрос о цветовых ассоциациях со следующими предметами: банка «Кока-колы», бутылка «Севен Ап», упаковка пленки «Кодак», пачка порошка «Тайд», возникнет ряд цветов: красный, зеленый, желтый, оранжевый. Однако специалисты, создающие моду на цвета принимают во внимание культурные традиции, предпочтения, то есть «вкус», покупателей, поскольку должна существовать определенная гарантия того, что товар купят. Китайцы, например, предпочитают яркие цвета, и их товары плохо продавались в США до тех пор, пока производители не
Pastoureau M. Dictionnaire des couleurs de notre temps. — Paris, Christine Bonneton, 1999 . -255p. 2 Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета. - M.: ЭКСМО - Пресс, 2001. - 144 с.
119
приспособили цветовую гамму своей продукции ко вкусам американцев. Японские фирмы, производители фотографической продукции Fuji, Nicon изменили цвет упаковки фотопленки с черного, более покупаемого в Японии, на желтую, синюю и красную, после чего продажи этой продукции в западных странах резко выросли . Цветовая символика разных культур может быть диаметрально противоположна: черное кимоно в Японии одевают родственники молодоженов в день свадьбы, в Китае цвет траура - белый, тогда как в Европе или США традиционный цвет похорон — черный, а свадебной церемонии - белый.
В любом случае, при изучении восприятия цвета в произведениях изобразительного искусства необходимо учитывать традиционное значение цвета в культуре, к которой принадлежит данный зритель.
Таким образом, в цветовой символике один цвет мог иметь как позитивное, так и негативное значение не только в разных культурах, но и в пределах одной. Основные цвета, имеют чаще всего такие равнозначные и независимые значения, как олицетворение сторон света, небесных тел. В современной символике намечается тенденция к смешению символического значения цвета у разных культур и выработке универсальных цветовых значений, продиктованных, в основном, западноевропейской и близкой к ней, американской культурой. Поскольку произведения искусства несут в себе элемент символизации, восприятие цвета вообще, как и в предметах изобразительного искусства, в частности, может нести в себе черты, обусловленные культурной средой, к которой принадлежит зритель.
предыдущий следующий
= К содержанию =


Доминирующее положение в системе цветовых значений имеет западная культура, а точнее — европейская и американская. - релевантная информация:

  1. 2.4. Общность физиологической реакции на цвет и цветовых предпочтений среди больших культурных групп.
    положению»3. Исследование цветовых предпочтений ведется в настоящее время представителями различных сфер. Психологам4 выбор человеком того или Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие - Б.: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. - 392 с. 2 Гете И.В. Избранные сочинения по естествознанию. — 328 с. ф' См. там же. 4 По этому вопросу см.: Люшер М. Какого цвета ваша жизнь. — М.: HIPPO, 2003. —
  2. Цветолечение, или хромотерапия
    положение, что энергетическое тело возникает из концентрированной космической энергии (под «космической энергией» понимается КИ или ЧИ, Прана, Эфир и т.д.) - так, представление о существовании универсальной космической 'Фрилинг, Г„ Аузр, К. Человек -цвет -пространство. М.: Стройщдат, 1973, с.4\. 22 энергии мы находим в индийской философии1. Это космическая энергия -Прана, которая существует в
  3. Выше мы уже упоминали о тесте МЛюшера, сейчас мы обратимся к его использованию для установления эмоциональных особенностей вос-приятия цвета.
    положений к эмпирическим научным методикам. Окончательный вариант цветотеста был разработан на основе масштабных статистических исследований - именно поэтому Макс Люшер и стал первым и единственным классиком цветовой психологии. Однако главная идея его теста - взаимосвязь между активным выбором цвета и психотипом человека. Обратное воздействие цвета на психику человека хоть и попадало в сферу
  4. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
    системе управления. М: Универсум, 1996.-322 с. 70.Данилова, Е. Большая книга астрологии. Л.: «Научная книга». Рипол Классик, 2001. -137 с. 71.Делакруа, Э. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках. М., 1960.-С.227-230_ 72.Демин, А.И. Тайны земли русской. М; Вече, 2002. - 189 с. 73 .Джонсон, К. Стратегия продажи в сфере услуг // Агрессивный маркетинг. Самара, 1992.- сЗ 1-63 с. 74.Для
  5. Таким образом, эволюция цветового анализатора шла параллельно с развитием анатомических и функциональных отделов центральной нервной системы (промежуточного, среднего мозга, коры), по «вертикали», а не в сторону дифференциации цветочувствительных клеток периферического отдела анализатора (колбочек сетчатки), по горизонтали.
    доминирующей парадигмой понимания цвета в современной западноевропейской культуре (если судить по статьям в энциклопедиях и наиболее распространенным «учебниковым» определениям1). Естественнонаучная парадигма в исследовании цвета принесла ощутимые результаты в плане научно-технического прогресса: химия красок, цветная фотография, цветное телевидение и т.п. Доминирование той или иной парадигмы в
  6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    положению онтологии / Н. Гартман; пер. с нем. Ю.В.Медведева; под ред. Д. В. Сютяднева. - СПб. : Наука, 2003. -640 с. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики: в 3 т. / Г. В. Ф. Гегель. - М. : Мысль, 1971.-Т. 2.-248С Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. / Г. В. Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1977. - Т. 3. - 471 с. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по эстетике / Г. В. Ф. Гегель. - Соч. в 14 т. - М., 1958.-Т.
  7. 1.1.1. Этимология понятия «виртуальный» и многообразие его использования в философии и науке
    положенностями» (propensities) [218]. Проблема возможных миров рассматривается и в модальной логике, в работах Я.Хинтикки, СКрипке, Р.Карнапа и др. (см., например [81], [193]). Мы согласны с предлагаемым М.Эпштейном определением возможных миров как «совокупности возможностей (или возможных существований), которые могут непротиворечиво образовать одно целое, т.е. не исключают 15 возможности друг
  8. 1.3. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙРЕАЛЬНОСТИ
    положенности и репрезентации, которые ее и формируют» [136, 51]. Положенность СИ.Орехов понимает в гегелевском смысле: «Положенное как явление не стоит на собственных ногах и имеет свое бытие не в себе самом, а в чем-то другом» [51, 295], замечая, что «виртуальная реальность, как положенное, является выражением сущности взаимодействующих форм (видов) субстанциальной реальности, например,
  9. 3.2.2. Виртуальная реальность компьютерных сетей
    доминирование индивидуалистских тенденций во всемирной паутине обусловливает фактическую невозможность создания какого-либо масштабного сетевого сообщества. Сеть — это пространство одиночек, объединить которых в некую общность, подобную 137 существующим в обществе партиям и движениям, практически невозможно. В сети отсутствует фактор конъюнктуры, статусность, поэтому, если люди здесь
  10. 2.4. Визуальный уровень организации рекламного текста
    доминирующего положения на рекламном листе того или иного товара, зрительный образ рекламируемого изделия (в нашем случае - автомобиля) является инструментом наглядно- действенной аргументации и в сочетании с вербальной информацией оказывает значительное и многостороннее воздействие на реципиента. При восприятии художественного изображения того или иного товара происходит активизация разных