Искусство в IT-технологиях...

Карева Наталья Анатольевна. Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства, 2005

Заключение к первой главе.

Как видно из приведенного обзора философских концепций по ф вопросам восприятия цвета, теоретических работ по вопросу восприятия
цвета, принадлежащих создателям произведений изобразительного искусства, анализа цветовой символики различных культур, процесс восприятия цвета предстает как сложный и многоплановый.
Философами это явление рассматривается в абстрактных понятиях, как, например, в концепциях Демокрита, Платона, Августина Блаженного, Канта, Ницше, Сартра, Гартмана. Так же существуют теории, в которых процесс восприятия цвета предстает, прежде всего, как физиологическое ощущение W' - позиция, характерная для многих мыслителей XVII века, а также для
Дарвина, Валери и других. Также, при рассмотрении процесса зрительного восприятия исходя из концепций психологов, начинает выступать эмоциональный аспект.
При этом, применительно к сфере искусства, в концепциях зрительного восприятия вообще и восприятия цвета, в частности, возникает множество нюансов, оговорок, общий смысл которых — в трудности категорического разделения трех указанных сфер: абстрактной, w физиологической и эмоциональной. Чувственные ощущения при
зрительном восприятии произведения изобразительного искусства предстают как необходимая ступень к пониманию смысла произведения, и наоборот - наслаждение произведением изобразительного искусства возникает не только от умственного постижения сюжета, но и от его реальных, то есть, материальных особенностей, таких как густота краски, гладкость мрамора и тому подобное. Лишь немногие мыслители Ш рассматривают процесс зрительного восприятия искусства как уникальный
акт единения чувственного и абстрактного. Концепция Плотина, базируется на том, что восприятие красоты — это чувство приобщения к духу, эйдос которого переходит в материальную форму, давая ей полноту
121
целого. Далее следует указать концепцию Локка, согласно которой, идея цвета воспринимается совместно с идеей материальности краски. Здесь же необходимо отметить «К учению о цвете» Гете, в котором человеческий глаз рассматривается как обладающий внутренним сродством с цветом, таким образом, через восприятие цвета является единство мира и человека. В «Эстетике» Гегеля зрение предстает как промежуточная область между разумом и чувствами, и искусство, обращаясь именно к зрению, наиболее полно реализует свою миссию единения чувственного с чистой мыслью, человека с абсолютным духом. В концепции Бергсона, восприятия цвета предстает как целостный интуитивный процесс, без разделения на чувственную и абстрактную сферы. Согласно Мерло-Понти, моторная реакция на цвет имеет глубокий онтологический смысл как реакция на наполнение пространства, задающая эталоны существования человека, его сознательного бытия.
Исходя из концепции Эко, при восприятии произведения искусства имеет место акт полной или частичной идентификации «идиолекта», структурного рисунка, проступающего на вещественном, психологическом и логическом уровнях произведения, и являющегося кодом, связывающим элементы в целостную модель отношений, изоморфную реально существующей модели перцептивных отношений у зрителя.
У создателей произведений искусства, таких как Метерлинк, Рембо, Гете, Кандинский, Малевич, Матисс и других цвет, при его восприятии, обогащается множеством дополнительных значений. В таком семантически усложненном виде он предстает как особое эстетическое явление, самостоятельная сущность. Цвет, обретает собственный динамический потенциал, который зрительно воспринимается, как вне, так и в контексте формы, вступает во взаимодействие с другими элементами произведения не на вспомогательной позиции, а как конкретная определенность, обретающая собственную жизнь. Таким образом, восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства можно
122
рассматривать как сложный процесс, включенный в общий акт восприятия произведения искусства, и сохраняющий при этом определенную самостоятельность, благодаря чему, цвет обладает сильным
ф1 эмоциональным воздействием.
Обзор цветовой символики различных культур позволяет сделать вывод о том, что цвета чаще всего имели одинаково важные, независимые значения, как, например, олицетворение сторон света, небесных тел и тому подобное.
Также можно отметить, что один и тот же цвет мог иметь как положительное, так и отрицательное значение в пределах даже одной культуры. Из этого следует, что значение цвета может иметь универсальный характер, что подтверждается тенденциями современной
Ш цветовой символики. Отсюда следует, что абстрактная составляющая
процесса восприятия цвета, а не физиологическая, в большей степени определяет психологическую реакцию зрителя на цвет. Так, при восприятии цвета, исходя из данных сложившихся цветовых символик, наблюдается определенная обусловленность его эмоциональной реакции на цвет культурной средой, к которой принадлежит зритель.
предыдущий следующий
= К содержанию =


Заключение к первой главе. - релевантная информация:

  1. СОДЕРЖАНИЕ.
    первой главе 121 III. Глава вторая. Визуальное восприятие в естествознании и психологии. 124 § 1. Естественнонаучный подход. 125 1.1. Теория цвета Ньютона. 127 Исследования Ломоносова относительно природы цвета. 129 Краткий обзор физической теории света и цвета. 130 «Цветоведение» Оствальда. 134 1.5 Трихроматическая и оппонентная теории восприятия цвета. 136 § 2. Психология восприятия
  2. Структура работы
    заключения и библиографии.Во введении обоснована актуальность проблемы, определены цели и задачи исследования, рассмотрены объект и предмет исследования, научная новизна, практическая значимость результатов.В первой главе "Интернет-реклама как инструмент воздействия на рынок в системе предпринимательства" проанализировано место рекламной деятельности в системе предпринимательства, рассмотрены
  3. Заключение ко второй главе.
    первой главе настоящего исследования, физиологический, психологический и абстрактный аспекты эстетического восприятия цвета в произведениях изобразительного искусства имеют связь с выявленными Серовым планами интеллекта. Проведенные исследования в области формирования цветообозначений и цветовой семантики выявляет устойчивый комплекс ощущений, сопутствующих зрительному восприятию цвета, что
  4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    первой главе работы мы, используя метод парадигмального анализа, реконструировали феномен цвета как предмета познания в истории человеческой мысли, выделив три основные парадигмы познания цвета -метафизическую, естественнонаучную и гуманитарную, которые соответствуют процессу становления исторических типов познавательной деятельности - философии, естествознания и гуманитаристики. Используя
  5. Введение
    заключения и списка литературы, Материал изложен на 20S страницах машинописного текста, содержит 38 рисунков и 17 таблиц, список литературы состоит из 62 наименований, В первой главе представлен аналитический обзор исследований, связанных с безопасностью в сети Интернет, определены преследуемые ими цели, выявлены достоинства и недостатки, а также обоснованы факторы, приводящие к необходимости
  6. Структура работы.
    заключения, библиографического списка и приложения. Во введении обоснована актуальность темы диссертационной работы, определены цель и задачи, предмет и объекты исследования, его научная новизна и практическая значимость. В первой главе описывается история, современное состояние и перспективы развития сети Интернет, основные принципы функционирования системы WWW, Web-сайтов и гипертекстовых
  7. Специальным принципом права телекоммуникаций является принцип приоритета сообщений,
    заключенных РФ по различным вопросам связи и передачи информации. При этом для указанных соглашений характерным становится переход от регулирования отдельных видов евдзи к комплексной регламентации ИКТ. В то же время нельзя не обратить внимания на отчетливую декларант поел, некоторых из таких договоров (см. напр.. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Малайзии о
  8. Последовательность решения задач обусловила структуру исследования, которое состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
    первой главе - «Возникновение и развитие информационных интернет-агентств» объект исследования рассматривается в историческом аспекте, начиная с появления первых информационных служб и информагентств в Сети и заканчивая современным состоянием. Здесь делается попытка представить формирование совокупности интернет-агентств в разветвленную систему интернет-СМИ. Кроме того, обобщаются основные
  9. ВВЕДЕНИЕ
    заключения, списка литературных источников из 117 наименований и 6 приложений. Содержит 56 рисунков и 36 таблиц. В первой главе рассматривается понятие Web-портала и их классификация по различным критериям. На основании анализа описаний существующих Web-порталов определяются их отличительные особенности и предлагается обобщенная архитектура, включающая инфраструктуру и множество функциональных
  10. Структура диссертации.
    заключения и библиографического списка. Общий объем работы составляет 191 страницу машинописного текста. Во введении обоснованы выбор и актуальность темы исследования, осуществлена общая постановка вопроса, который предполагается решить, а также определена совокупность конкретных задач, подлежащих изучению. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты электронной коммерции, уточняются