Искусство в IT-технологиях...

Карева Наталья Анатольевна. Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства, 2005

1.2. Исследования Ломоносова относительно природы цвета.

В XVIII веке в России, М. В. Ломоносов исследуя проблемы цветовых явлений и делает ряд важных открытий1, которые не получили широкой известности. Он обнаружил, что свет составляют, как бы три эфира, которые истекают от солнца и светящихся тел подобно реке.
Эфиры обладают тремя типами движения, которые он назвал беспрестанным, зыблющимся и коловратным. Эфирные потоки составляют три типа частиц разных размеров. Из них, соляные частицы составляют эфир красного, ртутные - желтого, серные - голубого цвета. Остальные цвета образуются смешением красного, желтого и голубого. Эфирные частицы сцепляются с подходящими частицами на поверхности предметов и заставляют их колебаться с той или иной интенсивностью. Часть движения, таким образом, передается, а оставшееся движение определяет видимый нами цвет. Если поверхность предмета поглотила коловратное или вращающиеся движение эфирных частиц — глаз видит черный цвет.
Так Ломоносов открыл физико-химическую природу цвета. Согласно этой теории, температура влияет на интенсивность краски, что он доказал на опыте.
Глаз человека воспринимает цвет, благодаря тому, что движение эфирных частиц, не поглощенное предметом, производит соответствующее движение на дне глаза. Как видно, Ломоносов выявил динамическую природу цвета, которая, вероятно, не может не восприниматься человеком.
Исследования в области света и цвета приобрели новое направление благодаря «Учению о цвете» Гете, которое уже было подробно изложено выше.
Изучение физиологического аспекта воздействия цвета было продолжено Шопенгауэром, и, как выразился Оствальд, наука о цветах
Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. — М. —Л.: Изд-во академии наук СССР, 1952.-т.З,604с.
129
была переведена от физиков к физиологам . Физическая и физиологическая стороны явлений света и цвета продолжали развиваться автономно.
предыдущий следующий
= К содержанию =


1.2. Исследования Ломоносова относительно природы цвета. - релевантная информация:

  1. СОДЕРЖАНИЕ.
    относительно природы цвета. 129 Краткий обзор физической теории света и цвета. 130 «Цветоведение» Оствальда. 134 1.5 Трихроматическая и оппонентная теории восприятия цвета. 136 § 2. Психология восприятия цвета. 140 Восприятие цвета в гештальттеории. 141 Хроматическая теория Серова и восприятие цвета. 143 Исследования в области формирования цветообозначений и цветовой семантики. 145 2.4. Общность
  2. Согласно Шопенгауэру, порядок, который мы приписываем миру явлений, существует лишь в нашем представлении, тогда как в реальности за явлениями стоит воля, иррациональная сила, динамическая энергия, действующая без цели, а не абсолютный дух.
    исследования в этой области1, опираясь на «учение о цвете» Гете. Согласно концепции Шопенгауэра, при восприятии цвета происходит «раздвоение нервной деятельности сетчатой оболочки на качественно противоположные иногда одинаковые, иногда неодинаковые половины, заставляя их выступать по очереди» . Так, белый цвет, является парой дополнительных цветов, на которую разделяется деятельность ретины, и
  3. 1.13. Психологический подход к проблеме восприятия.
    природа вообще тяготеет к сбалансированному, то есть красивому. Экономично построенные формы — уравновешенные, стройные — являются эффективными, поскольку легко доступны пониманию. Более подробно эти вопросы изложены во втором параграфе второй части «Психология восприятия цвета». Выготский, исследуя эстетическую реакцию человека на произведение искусства, разделял ее на три сферы: восприятие,
  4. 2.3. Исследования в области формирования цветообозначения и цветовой семантики.
    исследовании семантики цветообозначений. Российский филолог В.Г. Гак, изучая способы обозначения цвета, приходит к выводу, что «если слуховые ощущения тоньше дифференцируются и чаще отмечаются русским языком, то цветовые впечатления — французским» . Этот вывод дает возможность считать французов людьми очень чувствительными к цвету. Это доказывается не только изучением французского языка, где
  5. Исторически первой парадигмой познания цвета явилась метафизическая парадигма,
    исследовании, мы будем использовать термин «метафизика» в его первом, древнегреческом значении (от греч. meti ta physika -то, что за физическим) в смысле «первофилософии» как основной философской науки, которая делает темой изучения существующее как таковое, подвергает исследованию элементы и основные условия всего существующего вообще и описывает значительные, важные области и закономерности
  6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    исследования. Введение / Э. Гуссерль // Логос. -№ 9.-М., 1997.-Т. 2. 57. 126 Даниэль, С. М. Библейские сюжеты / С. М. Даниэль. - СПб.: Художник России, 1994.-216 с. Даниэль, С. М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и воспитании зрителя / С. М. Даниэль. - Л.: Искусство, 1990. - 223 с. Даниэль, С. М. Русская живопись / С. М. Даниэль. - СПб. : ОАО
  7. 3.2.2. Виртуальная реальность компьютерных сетей
    исследованиями Интернета как специфического сообщества людей - со своими ценностями, смысловыми интенциями, культурными парадигмами, историей развития. 106 Любое из этих направлений является темой для глубокого исследования, поэтому мы ограничимся лишь обозначением основных особенностей этого вида виртуальной реальности. Мы считаем нужным выделить два основные направления исследования виртуальных
  8. Проблемы восприятия произведения искусства
    исследования проводились в эпоху античности древними философами, в частности, Платоном1, который изучал как процесс восприятия цвета, так и значение для зрителя произведений изобразительного искусства в целом. Платон. Федон, Пир, Федр, Пармеыид. - М.: Изд-во «Мысль», 1999. - 528с. Аристотелем проведена связь между удовольствием, возникающем при зрительном восприятии, и деятельностью, в том
  9. При исследовании восприятия цвета может оказаться полезным анализ формирования цветообозначений и цветовой семантики,
    исследования является найти общие положения различных теорий визуального восприятия произведений изобразительного искусства, учитывая как культурно-исторический, так и психофизиологический аспекты. Далее является необходимым установить связь теоретического исследования с реальными фактами, используя для этой цели научный
  10. Наиболее тщательно разработанной концепцией в XVIII веке, касающейся чувственного восприятия, можно считать исследование Томаса Рида5.
    природные, данные посредством осязания, включающие такие характеристики предметов, как твердость, мягкость, протяженность, цвет, форма и положение в пространстве и т.п. Приобретенные восприятия, а их большинство, возникают у человека как результат опыта, в котором так же участвуют первоначальные восприятия. Ощущения для восприятия знаками, посредством которых предметы предстают перед нами. Знаки