Искусство в IT-технологиях...

Карева Наталья Анатольевна. Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства, 2005

1.5 Трихроматическая и оппонентная теории восприятия цвета.

На сегодняшний день, исходя из данных британской энциклопедии , сетчатка глаза состоит из восьми слоев, только один из которых связан с восприятием зрительных образов. Этот слой состоит из мельчайших палочкообразных и колбочкообразных клеток, называемых зрительными рецепторами.
В них под действием раздражения, вызываемого лучами света, возникает возбуждение, которое проводиться по отросткам нейронов и зрительный нерв, и поступает зрительную зону коры больших полушарий головного мозга, где окончательно формируется зрительный образ. За восприятие цвета ответственны три типа колбочковых клеток, имеющих абсосбционные пики для света с длинной волны X равной 445, 535 и 565 соответственно. Палочковые рецепторы раздражаются слабым сумеречным светом, работают при недостаточной освещенности, и не способны воспринимать цвет. Считается, что они передают информацию о яркости цвета, то есть его «светлоте»2.
Трихроматическая теория способна объяснить аномалии цветного зрения. Так, людей с нормальным цветовым зрением называют нормальные трихроматы. Монохроматы — это люди, которые вообще лишены функционирующих колбочек и видят не цвет, а только свет и тень. Они лучше видят при слабом свете, а при средних и высоких уровнях освещения испытывают дискомфорт.
Если одна группа колбочковых рецепторов не выполняет свои функции - это дихроматизм. Люди, с нарушением работы колбочек, чувствительных к красному цвету, называются протанопы. Соответственно, дейтеранопы — те, у кого не функционируют рецепторы,
The New Encyclopedia Britannica. Macropedia. - Encyclopedia Britannica, Inc., 1994. -vol.16, 994 p.
2
Психология ощущений и восприятия. - с.514.
136
воспринимающие зеленый цвет. Из всех возможных аномалий, подобная встречается наиболее часто. И, напротив, редко встречаются люди, не воспринимающие синий цвет — тританопы. Интересно, что цветовые аномалии, в основном, встречаются у мужчин. Некоторые люди имеют не отсутствующую, но пониженную чувствительность к красному, зеленому или, редко, к синему цвету. Это отклонение от нормы очень трудно обнаружить, поскольку такой человек правильно различает все три цвета. Однако при смешении красок для получения определенного тона он будет брать другие количества исходных красок, нежели человек с нормальной чувствительностью к цвету. Этот случай показывает, что при нормальной работе всех трех групп рецепторов могут иметь место изменения на другом уровне передачи цветовой информации. Считается так же, что с возрастом хрусталик желтеет, и поэтому цвет может искажаться еще до того, как достигнет сетчатки глаза.
Эвальд Геринг распределил цвета не по спектральным характеристикам, а по ощущению. При зрительном восприятии возникает ощущение сходства и противоположности цветов. И эта пара ощущений, как предположил Геринг, соответствует увеличению или уменьшению особого вещества в сетчатой оболочке глаза . Эта теория получила название теории оппонентных процессов. Согласно этой теории, цветовое видение включает механизмы, отвечающие за пары оппозиций: светлый — темный, красный — зеленый, синий - желтый. Эта теория хорошо объясняет эффект цветовой адаптации.
Трихроматическая и оппонентная сочетаются в теории зон, по которой на сетчатке существуют зоны, в которых рецепторы функционируют разным способом. В одной зоне рецепторы дают сигнал нервной клетке об одном, красном, зеленом или синем цвете, тогда как в другой зоне сигналы сочетаются в нервных
Оствальд В. Цветоведение. Пособие для химиков, физиков, естествоиспытателей. -с.28.
клетках так, чтобы произвести один ахроматический (белое - черное) и два хроматических (синее — желтое или красное - зеленое) сигнала, которые затем интерпретируются мозгом.
Эта сложная работа проделывается на нескольких уровнях человеческого организма. Глаз, как физиологический орган, фиксирует объект, его расположение в пространстве, его цвет, освещенность, и все это он делает благодаря способности сетчатки к свето- и цветочувствительности. Далее, сложный процесс восприятия зрительных впечатлений, начатый в сетчатке, заканчивается в зрительной зоне коры больших полушарий. Уже на уровне глаза, может проявиться индивидуальность в восприятии цветного изображения (например, картины) у зрителя. Однако, как показывают эксперименты, у большинства людей существует сходная мера в сопоставлении цветов и оттенков. В оптике, достаточно точной науке, существует целый ряд фотометрических величин, для того, чтобы мощность потока электромагнитных волн видимой части спектра оценивать по интенсивности зрительного ощущения.
Здесь считается справедливым ориентироваться на некий «средний» человеческий глаз, для которого характерны закономерности, выявленные для большинства людей, например то, что глаз обладает максимальной чувствительностью к зеленому свету (длина волны = 555нм), и далее, менее восприимчив к фиолетовому, а еще менее, к красному цвету (чтобы увидеть эти цвета требуется гораздо более мощные источники соответствующего света). Такое единство мнений заканчивается, когда человека просят указать, понравившийся ему, цвет. Здесь мы сталкиваемся с удивительным многообразием вкусов. Можно предположить, что это связано с различной интерпретацией цвета у людей, которая происходит из конкретного психического состояния и индивидуальной работы сознания каждого человека.
138
*
Естественнонаучные теории демонстрируют то, что явление цвета -это динамический процесс, содержащий в себе волновые и корпускулярные свойства, что каждый цвет имеет определенные энергетические характеристики, которые можно измерить объективно с помощью приборов, и без учета особенностей восприятия наблюдателем.
Исходя из этого, можно предположить, что эффекты визуальной динамики цвета, выявленные Кандинским, эффекты тактильной или слуховой восприимчивости при зрительном восприятии цвета, на которые указывали ряд мыслителей, имеют основой физико-химической природы явления цвета.
предыдущий следующий
= К содержанию =


1.5 Трихроматическая и оппонентная теории восприятия цвета. - релевантная информация:

  1. СОДЕРЖАНИЕ.
    оппонентная теории восприятия цвета. 136 § 2. Психология восприятия цвета. 140 Восприятие цвета в гештальттеории. 141 Хроматическая теория Серова и восприятие цвета. 143 Исследования в области формирования цветообозначений и цветовой семантики. 145 2.4. Общность физиологической реакции на цвет и цветовых предпочтений людей в крупных культурных группах. 149 Заключение ко второй главе 154
  2. Заключение ко второй главе.
    оппонентная теории восприятия цвета выявляют наличие общих закономерностей этой физиологической реакции. Теории цвета в психологии акцентируются на индивидуальной эмоциональной реакции зрителя на цвет. Здесь на первое место выдвигается психологический аспект восприятия цвета, который исследуется как в связи с остальными, абстрактным и физиологическим, аспектами, так и обособлено от них. В
  3. На сегодняшний день наиболее продуктивными являютсяследующие теории цветового зрения:
    трихроматическая теория и теория оппонентных процессов. Согласно первой теории, цвет воспринимается тремя типами рецепторов сетчатки глаза, со специфической чувствительностью к красному, зеленому или синему цвету. По теории оппонентных процессов цветовое видение возникает при функционировании рецепторов в оппозиционных парах : светлое - темное, красное — зеленое, синее — желтое. Психология
  4. 1.2. Краткий обзор физической теории света и цвета .
    трихроматическая теория , предложенная Юнгом и Гельмгольцем. Юнг выдвинул гипотезу о том, что в сетчатой оболочке глаза находятся троякого рода нервные элементы, придающие ощущение красного, зеленого и фиолетового цвета1. Гельмгольц объединил понятие цветового тона, то есть конкретного ощущения цвета, с определенной длиной волны. Далее он ввел и другие параметры цвета: светлоту, чистоту.
  5. Первыми фундаментальными научными работами по цветовосприятию
    оппонентной теорией све-товых пар . Их исследования привели к следующим выводам; есть нейрофизиологический механизм, отвечающий за восприятие цвета, который 1 Гете, И.В, Учение о цпе1ах//Лихтен11падг. В.О. Гете. Петербург: Гас, Изд-во, 1920, с, 211-286. 1 Ивенс, P.M. Введение в теорию цвета: Наука, 1994, с.282-321, 15 обусловливает восприятие следующих трех пар цветов: черный - белый* красный
  6. Физиологический процесс возникновения ощущения цвета можно кратко представить следующим образом.
    теории" Юнга-Гельмгольца. Последняя объясняет необходимость и достаточность триады основных цветов (красного, зеленого и синего) для получения цветов видимого спектра путем аддитивного смешения [117, 1978]. На этом основана технология получения цвета в кинескопе. Трихроматическая теория оказалась полезной в качестве основы для различных процессов воспроизведения цвета и была развита с помощью
  7. Проблема восприятия искусства в XIX веке
    теории, касающиеся восприятия цвета представляли этот акт как «вчувствование», то есть внесение своих чувств в объект восприятия, как воспоминание, как вызов из памяти прежних таких же ощущений и сопоставление с данными, как эффект бесконечного продления ощущения, в виде нескончаемого
  8. Проблема перцепции цвета интересовала и создателей произведений искусства.
    теории художника В. Кандинского, изложенной в книге «О духовном в искусстве», каждый цвет обладает скрытой динамикой, которую воспринимает зритель5. Живописец - колорист А. Матисс написал несколько статей о своем творчестве. Исходя из его наблюдений, цвет приобретает свою полную силу и выразительность лишь в соседстве с другими цветами, вступая с ними в определенные отношения6. Адорно Т.
  9. Согласно хроматической теории Н.Серова,
    восприятие цвета оказывает влияние пол, возраст, социальная роль личности, причем все эти характерные особенности индивидуума сводятся к понятию тендера его личности. Цветовое предпочтение данного человека отражает доминанту подсознания или других составляющих его интеллекта на данный момент. Эти данные Серов использует в светоцветовой терапии для коррекции эмоционально психологического состояния
  10. Основная часть диссертации состоит из трех глав.
    теории восприятия цвета с естественнонаучной точки зрения, созданные как зарубежными, так и отечественными учеными. В третьей главе представлено обоснование и описание эксперимента, а также анализ его результатов. В «заключении» диссертации делаются обобщающие выводы, а также обсуждается научная новизна и практическая ценность