Искусство в IT-технологиях...

Карева Наталья Анатольевна. Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства, 2005

2.1. Восприятие цвета в гештальттеории.

Согласно гештальттеории , соседние цвета находятся в борьбе за ф преобладание одного над другим, в динамических отношениях фигура -
фон. При восприятии картины, для создания определенного образа, глазу сначала необходимо идентифицировать основные цветовые соотношения, выяснив, какое цветовое поле является более оформленным.
Поле кажется наиболее оформленным, если оно окрашено более «живым и впечатляющим» цветом. Остается выяснить, какие это цвета. Возможно, это цвета, отличающиеся от соседних более высокой яркостью и насыщенностью. В любом случае, после получения такой зрительной Ш' определенности, интеллект выстраивает воображаемые связи внутри
фигур, как бы усиливая их плотность, и воспринимает картину как единую образную структуру.
По теории Арнхейма , который опирался на гештальттеорию, восприятие цвета зрителем зависит от пространственно-временного контекста, а так же от индивидуальных характеристик цвета: яркости и насыщенности. Чистые основные цвета, по мнению Арнхейма, - это красный, желтый, синий, черный, белый, а так же, зеленый, который w Арнхейм также выделяет как основной, поскольку он воспринимается как
отдельный. Эти цвета не связаны друг с другом, их взаимодействие не вызывает ни отвращения, ни притягательности. Они служат для обозначения начала и конца формы, вызывают состояние покоя и стабильности. Эффект «теплоты» или «холодности» цвета возникает не от цветового оттенка, а от степени отклонения данного цвета от основного. Таким образом, красный цвет, взятый отдельно, не является «теплым», а
%
Koffka. К. Perception: an Introduction to Gestalt-Theory. - Psychological Bulletin, 1992. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие - Б.: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. - 392 с.
141
оранжевый - является, поскольку он неравновесный, и тяготеет к основному, красному. Далее, «теплота» или «холодность» зависят от фона и от контраста: цвет, который наиболее выделяется из окружающих, задает
ф «температуру». Следующее, что влияет на восприятие краски как «теплой»
или «холодной» - это субъективная установка зрителя. Так, оранжевый цвет может восприниматься как смягченно-красный («охлажденный») или как усиленно-желтый («нагретый»). Вообще, в самом понятии «теплоты» или «холодности» по отношению к цвету заключено, согласно Арнхейму, не кожные ощущения, а некое общее структурное качество, лежащее в основе наших чувств - зрения и осязания.
«Теплое» притягивает, а «холодное» отталкивает человека, осязающего или созерцающего. В
Щ/ доказательство этому утверждению Арнхейм сопоставляет теории цвета
Гете и Кандинского, которые подробно разобраны выше. Так, синий цвет, согласно Кандинскому, имитирует заворачивающуюся спираль, и у Гете синий — влечет нас за собой, уходит от нас1. Поскольку, согласно Арнхейму чистые, несмешанные цвета воспринимаются как цвета с малой экспрессией, то с добавлением другого цвета усиливается выразительность. Это утверждение можно сопоставить с утверждением Ньютона о том, что чем сложнее цвет, то есть чем больше в нем смешения
™ основных цветов, тем он менее полон и интенсивен2. Из этого следует, что
меньшая интенсивность цвета, по сравнению с чистым основным, соответствует большей выразительности. Так или иначе, но данное утверждение входит в противоречие с практикой изобразительного искусства.
В качестве примера можно привести высказывание Матисса,
Психология цвета / Сост. Роу К. - М.: Рефл — бук, 1996. - 352 с. Щ Ньютон И. Оптика или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах
света.-с. 100.
142
уже упомянутое выше, о том, что краски в живописи тогда сильны и выразительны, когда не замутнены и не задавлены смешениями, противоречащими их природе. Чтобы разрешить это противоречие теорий с практикой необходимо найти иной ключевой момент воздействия цвета.
Как видно, чистота, яркость и насыщенность цвета действительно во многом определяют особенности восприятия его зрителем, однако, основным моментом в создании определенной эмоции при восприятии цвета служит цветовое окружение, в которое этот цвет помещен, а так же цветовое предпочтение зрителя и, в случае изобразительного искусства, художника, использующего данный цвет.
предыдущий следующий
= К содержанию =


2.1. Восприятие цвета в гештальттеории. - релевантная информация:

  1. СОДЕРЖАНИЕ.
    восприятие как философская проблема. 16 § 1. Обзор основных философских концепций. 17 Античность. Чувственное восприятие как явление, гармоничное законам природы. 18 Свет и цвет как духовные сущности в эпоху Средневековья. 29 Возрождение. Цвет в изобразительных искусствах отражает интеллектуальное и духовное наполнение художника. 33 Чувственное восприятие в концепциях XVII века. 35
  2. На сегодняшний день наиболее продуктивными являютсяследующие теории цветового зрения:
    восприятия цвета с учетом естественнонаучных позиций, особое внимание при этом, уделяя эмоционально-психическим особенностям воспринимающего цвет субъекта. Наибольшим применением к области изобразительного искусства пользовалась гештальттеория, которую использовал в анализе произведений изобразительного искусства Р. Арнхейм2 . Согласно подходу гештальттеории, соседние цвета воспринимаются как
  3. Заключение ко второй главе.
    восприятии цвета имеет место физиологическая реакция на цвет со стороны не только зрительных органов, но и других органов чувств, например, осязательных, на что указывал, например, Беркли. Таким образом, естественнонаучные теории цвета могут служить примером доминирования абстрактной составляющей в принципах рефлексии о цвете, результат которой доказывает наличие в процессе восприятия цвета
  4. 4. Разработка дизайна Вэб-страницы.
    восприятия целевой аудитории. При этом оформление должно соответствовать содержанию Вэб-страницы.Универсального решения в области разработки дизайна Вэб-страниц не существует. Возможны совершенно различные варианты исполнения Вэб-страницы.Все Вэб-страницы одного сервера должны быть оформлены в едином стиле. Это создаст дополнительное представление о фирме и ее товарах.Дизайн Вэб-страниц
  5. Жизнь человека - постоянный процесс восприятия окружающей среды.
    восприятия. От того, как зритель и сам художник воспринимает картину, скульптуру или другой продукт творчества, зависит социальная значимость искусства. Восприятие произведения изобразительного искусства представляет собой сложный комплекс ощущений, впечатлений, образов, и лишь одной из составляющих этого комплекса является восприятие цвета. Один этот элемент уже заключает в себе физиологический,
  6. Объектом данного исследования является
    восприятие цвета, предметом исследования - восприятие цвета в произведениях изобразительного
  7. Целью исследования является изучить основные концепции зрительного восприятия и восприятия цвета,
    восприятия цвета в произведениях изобразительного искусства, проверить некоторые теоретические положения
  8. Актуальность исследования
    восприятия цвета и трактовка его с эстетических позиций как восприятие цвета в произведениях изобразительного
  9. Научная новизна исследования
    восприятия цвета из области философии, психологии и естественных наук, применительно к проблеме восприятия цвета в произведениях изобразительного искусства, с учетом цветовой символики различных культур. Также в исследовании проводится анализ цветообозначений в разных языках, цветовых предпочтений и физиологической реакции на цвет в контексте проблемы восприятия цвета вообще, и в произведениях
  10. Проблемы восприятия произведения искусства
    восприятия цвета, так и значение для зрителя произведений изобразительного искусства в целом. Платон. Федон, Пир, Федр, Пармеыид. - М.: Изд-во «Мысль», 1999. - 528с. Аристотелем проведена связь между удовольствием, возникающем при зрительном восприятии, и деятельностью, в том числе, «деятельностью чувства»2. При восприятии прекрасного сначала возникает неосмысленный порыв чувств, а потом уже