Искусство в IT-технологиях...

Карева Наталья Анатольевна. Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства, 2005

Согласно концепции Бергсона восприятие цвета рассматривается как чистое интуитивное восприятие,

сохраняющее первоначальное единство чувственного и рассудочного2. Феноменологический подход к проблеме восприятия цвета вообще и в произведениях изобразительного искусства, в частности, предполагает полную изоляцию от материальности краски и концентрация зрителя на ирреальном пространстве образов, порожденных произведением искусства .
В начале XX века наибольшее развитие получил психологический аспект анализа произведений искусства , согласно которому, на процесс творчества и на восприятие его конечного продукта зрителем влияет эмоционально-психологическое состояние как автора произведения, так и зрителя. Согласно Выготскому, искусство вызывает в нас противоположно направленные аффекты, которые, сталкиваясь, приводят к взрыву нервной энергии, вызывающему наслаждение4. Исходя из концепции Адорно, эстетическая реакция представляет собой приостановку бессознательных импульсов, вследствие
Конт О. Дух позитивной философии. — СПб.: Вестник знания (Битнер), 1910. — 76 с, Тэн. И. Философия искусства. - М.: Республика, 1996. — 350 с. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. — Минск: Харвест, 1999.

1408с.
з Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. - СПб.: Ювента, 1999. - 605с.
Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: Искусство, 1986. —573 с.
10
активной работы сознания, которая завершается вновь обращением к бессознательному материалу1. Наряду с этим, существовала концепция, согласно которой, при восприятии произведения изобразительного искусства не существует никакого разделения на работу сознания, бессознания и тому подобное, а, напротив, зритель воспринимает произведение как неделимый блок ощущений, перцептов и аффектов, единое «существо-ощущение» .
Так же, цвет может быть представлен как элементарная единица языка произведения искусства, принимающего в данном контексте смысл эстетического сообщения3.
предыдущий следующий
= К содержанию =


Согласно концепции Бергсона восприятие цвета рассматривается как чистое интуитивное восприятие, - релевантная информация:

  1. 1.11 Роль интуиции при восприятии цвета в произведениях изобразительного искусства.
    согласно концепции Э.Панофского , воспринимать эстетически. Предметы, созданные человеком и не требующие эстетического восприятия можно разделить на два типа: средства сообщения, которые служат для передачи Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. - М.: Intrada, 2000.-160с. 2 См. там же: с. 134. з См. там же: с. 123 Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного
  2. Заключение к первой главе.
    согласно которой, идея цвета воспринимается совместно с идеей материальности краски. Здесь же необходимо отметить «К учению о цвете» Гете, в котором человеческий глаз рассматривается как обладающий внутренним сродством с цветом, таким образом, через восприятие цвета является единство мира и человека. В «Эстетике» Гегеля зрение предстает как промежуточная область между разумом и чувствами, и
  3. Согласно Декарту , эстетический опыт берет начало из ощущения. Ощущение вызывает возбуждение нервов.
    согласно Локку, идеи существования Бога. Познание может быть трех видов. Интуитивное познание, при котором восприятие идей происходит посредством интуиции как непосредственное созерцание умом соответствия или несоответствия идей или их взаимного отношения, является «самым ясным и наиболее достоверным»1. Следующий вид - демонстративное познание, при котором восприятие идей происходит посредством
  4. В фундаментальном исследовании познавательных способностей человека, которое Кант изложил в свои трех «Критиках», эстетические вопросы излагаются в третьей части: «Критике способности суждения»1.
    согласно Канту, относится искусство изображения природы (собственно «живопись»), искусство прекрасного сочетания ее продуктов («декоративное садоводство», или ландшафтная архитектура), искусство интерьера и искусство красиво одеваться. Игру красок и звуков Кант относит к третьему типу изобразительных искусств: искусству прекрасной игры ощущений, которое касается лишь соотношения различных
  5. 2.3. Исследования в области формирования цветообозначения и цветовой семантики.
    согласно Юнгу, - это термин, имя или изображение, а в данном случае, цвет, известные в повседневной жизни, но обладающие специфическим добавочным значением к своему обычному смыслу . Наше восприятие, так же как и восприятие цвета, имеет бессознательные * Вартанов Л.В. Цветовое семантическое пространство; автореф. дисс. докт. псих. наук. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1995. - 25 с. Фрумкина P.M.
  6. 1.1.1. Этимология понятия «виртуальный» и многообразие его использования в философии и науке
    согласны с предлагаемым М.Эпштейном определением возможных миров как «совокупности возможностей (или возможных существований), которые могут непротиворечиво образовать одно целое, т.е. не исключают 15 возможности друг друга» [208, 30], однако, полагаем, что виртуальная реальность не сводима к понятию мыслимого возможного мира. Виртуальная реальность интересует нас в качестве феномена, который,,
  7. 3.2.2. Виртуальная реальность компьютерных сетей
    согласно уровню иерархии), связь элементов не определена подчинением каждого элемента принципу системы. Сеть - это не система, а виртуальная реальность. Наиболее подходящей для описания ее структуры является метафора ризомы (В.Емелин, И.А.Негодаев). Использование термина «ризома» для анализа Сети обусловлено тем, что в Ш современной философской литературе не имеется альтернативного понятия,,
  8. Проблемы восприятия произведения искусства
    согласно Бэкону, _ Аристотель. Этика. - М.: Изд-во ACT, 2002. — 492 с. з Августин Блаженный. Творения. — СПб.: Алетейя, 1998. - 742 с. 4 Фома Аквинский. Сумма теологии. — М.: Элькор - МК, 2002. — ч.1,559 с. Фейербах Л. История философии. Собрание сочинений в 3-х томах. — М.: Мысль, 1976.-т.3,544с.-с.73. Леонардо да Винчи. Суждения: - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс,1999. -416 с, Дюрер. Трактаты.
  9. 1.6. «Учение о цвете» Гете.
    согласно которой, в глазу пребывает покоящийся свет, который возбуждается при малейшем поводе изнутри и снаружи. Цвет, как определил его Гете, есть элементарное явление природы, которое раскрывается чувству зрения, обнаруживается, подобно всем прочим, в разделении и противоположении, смешении и соединении, передаче и распределении и т.д., и в этих формулах природы лучше всего может быть
  10. 1.15. Язык цвета в произведении изобразительного искусства как средство коммуникации.
    согласно которому, материал является единственной базой для ощущения, основной составляющей языка искусства. Далее необходимо введение различных уровней реальности: вещественного или физического, уровня психологических, логических и научных ожиданий, уровня различных дифференциальных признаков. Таким образом, изоморфизм всех уровней определяет авторефлексивность эстетического сообщения. На всех