Искусство в IT-технологиях...

Шалимова Людмила Алексеевна. Феномен цвета в культуре рекламы, 2007

Степень разработанности проблемы.

Возможность перехода к рассмотрению разнообразной роли цвета в современных рекламных тсхноло-
6
гиях, предусматривала необходимость отслеживания многовековой социокультурной традиции изучения и интерпретации феномена цвета в целом ряде его аспектов.
Так еще выдающиеся врачи прошлого Парацельс, Авиценна, Аль-Бируни и Э.Д.Бэббит исследовали возможность и перспективы применения цветовой терапии для лечения людей. Примечательно, что исторически цвет становится предметом научного исследования в рамках одной из наиболее практических отраслей европейского научного знания Нового времени - оптики, как части физики. Так его природные свойства подробно описываются в работах И.Ньютона, представляющих научно-объективистскую тенденцию изучения физических оснований цвета. Английский физик Дж.Максвелл увязывал цветовые закономерности со структурой эфира как материальной субстанции. Начало изучения психофизических особенностей восприятия цвета было положено Т.Юнгом и продолжено Э.Герингом,
В трудах Леонардо да Винчи, а позднее и в работах И.В.Гете, в частности, его «Трактате о цвете», берет начало исследование цвета как психологического феномена, как важнейшего элемента человеческой чувственности, эмоциональной и даже интеллектуальной компоненты человеческой психики.
Интерпретации различных аспектов психофизической природы цвета посвятили свои труды Р.М.Ивенс, В.О.Кандинский, Н,И.Волков, Л.Сивек, Г.Фрилинг, К.Ауэр, М. Купер, а также целый ряд отечественных авторов: Э.Т.Дорофеева, П.В.Яньшин, Б,М.Величковский, П.ВЛинченко, А.РЛурия, Л.Н.Хромов, Л.Г.Пучко, И.А.Губанов, В.В.Калюжный, В.И.Тимофеев, Ю.И.Филимоненко, Ф.Т.Мартынов и Е.Данилова. В то же время, рассмотрение природы и конкретных проявлений психоэмоционального воздействие цвета на человека становится предметом анализа ПВ.Ф.Гегеля, Ф.В.Шеллинга, М.С.Шехтера, Л.Н.Собчика, НЛ.Корда, Е.А.Лупенко, О.В.Сафуановой, А.В.Вартанова, Е.Ф.Бажина, А.М.Эткинд, Л.М,Иванова, Л.П.Уварцева.
7
В настоящей диссертационной работе также предпринята попытка обратиться к нетрадиционной трактовке энергетических свойств цвета, коррелирующих с некоторыми физиологическими процессами человеческого организма; при этом делалась опора на работы таких авторов, как В.И. Тернер, Р.Штейнер, Ф. Эллингер, А.ИКлизовский и др.
Традиция исследования феномена восприятия цвета с помощью психологических методов переживает расцвет в XX в., когда она оказывается представленной как в работах зарубежных психологов, в ряду которых особенно следует отметить исследования таких авторов, как МЛюшер, Дж.Гилфорд, Р.М.Ивенс, Дж.Иттен, Г.Тонквист, Ч.Осгуд, исследовавших взаимосвязь цвета и эмоциональной сферы его восприятия, так и в отечественной науке трудами Л.СЗыготского, С.В.Кравкова, А.НЛеонтьева, Б.Р.Ломова.
Проблемы социальной эволюции восприятия цвета как природного феномена изучались В.Р.Петренко, Л.Н.Мироновой, P.M. Фрумкиной, И.А.Измайловым. Анализу феномена цвета как важнейшего иррационального фактора развития современной цивилизации и культуры посвятили свои исследования Л.А.Насонова, Л.С.Перепел кин, З.А.Абрамова, П.А,Кунецков, Ю.Липс, Э.М. Яншина, Р.БЛандей, А.В.Семушкин, Э.Бену, П.М.Бицилли, Т.Н.Зюрняева, О.П.Гавриленко, В.И.Иванова, С.Клемент, В.В.Колюжный, а Л.В.Самарина занималась изучением роли цвета в традиционной этнической культуре.
Выявлению значения цвета в отдельных конкретно-исторических проявлениях весьма солидны, обширны и многообразны. Например, определению роли цвета в аутентичной мифологической культуре посвятили свои исследования Дж.
Фрезер, Э.Тайлор, З.Фрейд, Ф.Ницше, К.Юнг, В.Тернер, Н.В.Семаан, К.Роу, Ч.Подхем, Ж.Сандерс, К.Леви-Строс, А.Ф.Лосев_ С другой стороны, различные контексты цветовой проблематики современного мифотворчества отражены в трудах зарубежных классиков философии культуры: Р.Барта, У.Эко, Э.Коха, А.Кромптона,
8 Г.Вагнера, Ж.Бодрийяра.
Роль цвета как пространства и важнейшего средства организации творческой деятельности анализировалась в работах И. Хейзинги, М.Фуко, А.Метьюза, Р.Арнхейма, М.Купера; а семантико-символическая и культурно-антропологическая природа восприятия цвета рассматривалась, в том числе, и в трудах отечественных исследователей культуры: А.Белого, А,Ф.Лосева? В.В. Иванова, Е.М Мелетинского, Ю.М.Лотвдна, Б.А.Фролова, В.ПХайдук, А.Вержбицкой, А.ДЛерновой, АЛЛебедева, С АБоковикова, Э.А.Орловой, В.ИХлазычева, Н.В.Серова и др.
Анализ активной роли цвета в рекламной практике потребовал обращения и к трудам зарубежных исследователей рекламы как социального феномена, таких, как ММаклюэн, М.Оховен, Г.Фоксол, Р.Голдсмит, С.Браун, Х.Адлер, Д.Халмрн, К.Рудестем, В.Ф.Рунге, К.Бове, У.Аренс; и к ученым, заострившим внимание на рекламе как важнейшем средстве со-циокультурной коммуникации - Д.Огилви, А.Дейян, Г.Картер, А.Дж.Джулер, Г .Шиллер, БЛ.Дрюниани, Р.Ривз, ПХембел, М.Стоун, Н.Вудкок, Р.Чалдини, Ф.Зимбардо, МЛяйппе.
Целый ряд российских специалистов, интерпретируя рекламу как основной фактор формирования массового сознания, также выявляли оп ределенный исследовательский интерес к указанной проблематике, среди них следует назвать имена А.П.Репьева, БЗ.Маркова, Б.Грушина, И.В.Крылова, В.В.Сень-ковского, Л.Н.Федотовой, В.И.Шуванова, Б.ЛЛэорисова, В.Г.Зазыкина, Е.Е.Лрониной, Ю.ДЛетухова,
И.Имшинецкой, В.И.Михалкевича, С.Юдина, С.Д.Смирнова, И.Я.Рожкова, А.Владимирской, П.Владимирского, Г.ГЛочепцова, СА.Маленко, А-Г.Некиты, а также ВЛ.Полукарова, М.И.Ромма? Л.В.Кулешова, анализи-ровавших перспективы взаимодействия рекламы и телевидения.
Наконец, нельзя было обойти вниманием и работы специалистов в области практической рекламы, которые, так или иначе, разрабатывали проблемы оптимального использования цвета как инструмента эффектив-
9 ного воздействия на эмоциональную сферу человека в различных видах рекламной деятельности, в частности, через СМИ, наружную рекламу, товарные знаки, оформительскую и плакатную живопись.
Это такие авторы, как В.Л.Музыкант, О.А.Феофоанов, БЛБорисов, В.П.Викентьев, В.П.Шейнов, Е.Е, Корнилова, Л.Ю.Гермогенова, Р.И.Мокшанцев, И.А.Гольман, Н.С.Добробабенко, А.А.Ве-ригин, А.Н,Коноваленко, ЛЯ.Рожков, А.И.Назайкин, С.И. Чередниченко и др. В то же время, необычайное жанровое разнообразие рекламы обусловливаег ее специфический эстетический язык, анализ которого, в том числе и в идеологическом контексте, проводили Д.И.Сарабьянов, Т.Э.Гринберг, В.К.Охочинский.
В то же время, следует отметить, что до сих пор отсутствуют цело-стные, философско-культурологические работы о роли цвета в рекламе, и это обстоятельство дает автору диссертации дополнительный стимул внести свой посильный вклад в дело дальнейшего исследования этой, несомненно, актуальной темы.
предыдущий следующий
= К содержанию =


Степень разработанности проблемы. - релевантная информация:

  1. Степень разработанности проблемы.
    Проблемами цвета с глубокой древности и до наших дней занимаются целый ряд научных дисциплин (философских, естественнонаучных и гуманитарных), каждая из которых изучает цвет с интересующей ее стороны. Совокупность всех этих наук, Это наше утверждение вряд ли можно считать голословным заявлением, если учесть, что оно основано на изучении не только доступных нам печатных изданий, но также на
  2. Актуальность темы исследования.
    разработанность проблемы. Категориальное или близкое к категориальному использование терминов virtus, «виртуальное» в различных значениях отмечено нами в работах Фомы Аквинского, Августина Блаженного, Джованни Бонавентуры, Николая Кузанского, М.Лютера и Ф.Меланхтона, Гуги Сен-Викторского, Луция Аннея Сенеки, Иоанна Дунса Скота, Марка Туллия Цицерона и других представителей римского стоицизма и
  3. Актуалъность темы исследования.
    степени с предоставлением в удалённом режиме финансовых услуг. Последние не требуют непосредственного присутствия поставщика услуги и 3 перемещения материальных активов. Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что международная есть Интернет дает возможность создания полнофункциональных виртуальных филиалов, которые будут осуществлять офисное обслуживание клиентов. При этом открытие виртуального
  4. Степень разработанности проблемы
    проблемам разработки стратегии Интернет-компаний, выявления факторов создания стоимости таких компаний и определения их влияния на выбор стратегии, обуславливает актуатыюсть выбранной темы диссертационной работы. Цели и задачи исследования Целью диссертационной работы является исследование проблем разработки стратегии Интернет-компании на основе факторов стоимости, определяющих ее
  5. ВВЕДЕНИЕ
    степени предъявляют закономерные и оправданные требования к технологиям и методам PR, которые бы обеспечили коммуникативное взаимодействие социальной, экономической и политической сфер, адекватное происходящим иннвационным преобразованиям. Однако сегодня существует ряд серьезных трудностей объективного и субъективного порядка, препятствующих ведению высокопрофессиональной PR-деятельности в
  6. Актуальность проблемы
    степени используется зарубежный опыт и методы, разработанные для оценки коммуникативной эффективности традиционной рекламы: заимствован только один показатель "осведомленность". Кроме того, для анализа предлагается ограниченный перечень экономических показателей.Несмотря на разработанность отдельных направлений в оценке эффективности рекламной деятельности в сети Интернет и наличие на рынке
  7. 1. Общая характеристика работы
    разработанности проблемы исследования. Значительный вклад в развитие российской школы маркетинга внесли: Г. Абрамишвили, М. Гарф, П. Завьялов, Б. Соловьев, Д. Костюхин, Ф. Левшин, Л. Котин, А. Панкрухин, Е. Голубков, Д. Александрова, И. Герчикова, Р. Ноздрева, Г. Азоев, Е. Голубков, О. Андреева, О. Третьяк, Т. Парамонова, А. Годин и другие. Отдельные вопросы рекламной деятельности рассмотрены в
  8. Цель данного исследования - проследить становление и развитие ежедневной итальянской газеты «Репубблика» как мультимедийного издания
    разработанности темы. Задачи, поставленные в данной работе, потребовали ознакомления с обширной литературой, посвященной информационному обществу и новым технологиям, комплексу проблем, связанных с развитием Интернета, которые широко освещаются зарубежными исследователями. Отметим прежде всего работы таких авторов, как М. Кастельс и Ф. Уэбстер7, а также российских специалистов, среди
  9. Изначально Интернет был создан как способ передачи текстовой информации.
    степенное перетекание традиционных СМИ в российский Интернет (Рунет) сопровождалось появлением новых видов сетевых СМИ, таких, как интернет-издание (интернет-газета, интернет-журнал) - 1994-1996 годы, интернет-радио (1998 год) и интернет-телевидение (1999 год).1 СМИ в Сети не только отличались от традиционных, но и обладали новыми, ранее не свойственными другим видам СМИ возможностями
  10. Степень научной разработанности проблемы.
    степени доктора философских наук. Кишинев, 1992 и др. 4 ва и др. Весьма многочисленны публикации на эту тему Г.Г. По-чепцова. Отметим специально исследования, посвященные исследованию Интернета в России (Т. Бокарев, Н.И. Геращенко, С.Д. . Кузнецов, М.Д. Левин, Л.В, Леонтьев, Д.Н. Рассохин и др.)3. Собственно теории и практике «паблик рилейшнз» посвящены работы зарубежных4 и