Искусство в IT-технологиях...

Шалимова Людмила Алексеевна. Феномен цвета в культуре рекламы, 2007

Оттенки красного и их психологическое воздействие

Итак, рассмотрим оттенки красного и их психологическое воздействие:
- пурпурный, выступает как комбинация красного и синего, производит очень яркое и более сильное впечатление, чем красный, но одновременно действует сдерживающе, Этот цвет характеризуется словами «роскошный», «великолепный» и символизирует власть, славу, величие, богат-ство .
Этот цвет вельмож, князей, императоров, царей, полководцев, как на Руси, так и в Византии - цвет Бога на небе - князя, императора, царя на земле. Только царствующие особы могли подписывать указы пурпурными чернилами, восседать на пурпурном троне, носить пурпурные одежды, на-
1 Ломов, БГФ, Соотношение цвета// «Искусство». №3. М,, 1967, с,61,
2 Люшер, М- Психология цвета. M., 19R2, с.21-25.
31 кидки, плащи, сапоги (всем остальным это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери -царицы Небесной. Пурпурный цвет ассоциируется с богатством, потому что пурпурная краска была самой дорогой;
- розовый цвет- смесь красного и белого цветов, и символически бе лизна
розового цвета уничтожает энергичную силу и целенаправленность красного. «Поэтому он означает свободную, ни к чему не обязывающую возбудимость, соблазнительное обаяние» . Розовый цвет воспринимается как нежный, романтический, чувственный, женственный. Розовый цвет, вызывает наибольший аппетит, но утверждениям психологов; в больших количествах этот цвет вызывает ощущение усталости;
оранжевый цвет относится к «теплым» цветам и является сочетанием красного и желтого оттенков. Характерной чертой оранжевого является то, что, как и красный цвет, он вызывает учащение сердцебиения, ускоряет пульс, что в свою очередь усиливает активность. Психологами установлено: оранжевый цвет лишен агрессивности и в небольших количествах вызывает радостные эмоции и создает чувство благополучия. Рекомендуется с этим цветом обращаться аккуратно, так в больших количествах он вызывает состояние возбуждения. Привлекает внимание его пряность, пикант-ность, веселье, яркое солнце. Избыток же его ассоциируется с вульгарностью, низкой ценой и доступностью. Отсюда, этикетки и объявления о распродажах очень часто бывают оранжевого цвета. Пастельный оранжевый цвет, он же - персиковый, связывается в сознании людей со свежестью, здоровым цветом кожи;
терракотовый оттенок ассоциируется с загаром, отдыхом, экзотическим континентом или страной;
фиолетовый цвет - сочетание красного и синего цветов, поэтому
Ломов, Б.Ф. Соотношение цвета. // «Искусство». №3. М., 1У67, с,32.
32 его значение - слияние противоположностей, В нем удивительное сочетание энергии красного и элегантности синего цвета. Колебания между ними - это колебания между желанием и восприимчивостью. «Фиолетового цвета в природе мало, поэтому в больших количествах он выглядит неестественным, искусственным, вычурным. Интересен он для людей в период неустойчивости, Обожают фиолетовый цвет неординарные женщины с богатым внутренним миром, духовностью, в нем снимается грань между желанием и действительностью, он часто применяется в магии и выражает чув-ственное отождествление, которое оценивается как внушаемость» . Подобным образом можно разбирать и раскладывать всю цветовую гамму, исследовать воздействие на человека и символику желтого, зеленого, голубого, синего, серого, белого, черного, коричневого цветов. В своей статье «Семантика цвета в эволюции психики человека» Л.Н.Миронова отмечает, что, вооружившись этой информацией, психологи, психиатры, психоаналитики не только могут поставить полный и точный диагноз, но также могут легче увидеть, какие меры помощи лучше всего предпринять. Говоря о рекламе как мифотворчестве, мы должны видеть не только миф, но и творчество. Сила рекламы в том, что она создает особый мир, причем создает теми же средствами, что и художественную эстетическую социальную среду. Зрительное восприятие этой среды является доминирующим, и, прежде всего, это восприятие цвета. Вооружившись этой информацией, психологи, психиатры, психоаналитики не только могут поставить полный и точный диагноз, но также могут легче увидеть, какие меры помощи лучше всего предпринять. «Каждый человек реагирует на определенные цвета по-разному, а цвета, в свою очередь, воздействуют на человека в зависимости от его темперамента и состояния здоровья.
Есть цвета, которые мы инстинктивно избегаем, они нас раздражают, вызывают чувство дискомфорта и беспокойства. Другие цвета радуют наш глаз. Психологи на осно-
1 Тимофеев» В,И,Ч Филимоненко, Ю.И. Краткое руководство практическому психологу по исследованию цветового теста М.Люшера, Изд. 3-е, испр. М.: СПб., Иматон, 1995, с,23.
33 вании предпочтения человеком определенного цвета могут многое сказать о его характере, наклонностях, складе ума и даже состояния здоровья. Дети инстинктивно тянутся к ярким и чистым цветам - красному, синему, желтому. С возрастом меняется цветовое предпочтение, люди начинают склоняться к холодным тонам и смешанным оттенкам» . Многие тысячелетия передавались из уст в уста сокровенные знания о лечебной силе цветовой гаммы камня, с помощью его чудодейственной силы восстанавливали психическое равновесие и здоровье свое наши пращуры, которым совре-менные люди могут научиться.
Особый интерес представляет проявление цветовой гаммы в лечебных свойствах драгоценных камней, минералов, металлов. Камни обычно считают составной частью неживой природы. На самом деле, минералы рождаются, претерпевают различные изменения, превращаясь в другие минералы и горные породы, и у каждого из них своя судьба. Каждый из них может рассказать о своих свойствах и возможностях, о цвете, гамме цветовой энергии. «Минералы, драгоценные камни и металлы представляют собой конденсат этой энергии, и его можно использовать в лечебных целях. Об этом знали, писали, это использовали в своей практике Авиценна, Аль-Бируни, Парацельс, русские народные лекари, о чем оставлен след в «Изборнике Святослава» (1073 г.) и в других памятниках старины»2. Сейчас многие знания утеряны и их нужно открывать заново. Существуют кабинеты литотерапии, занимающиеся лечением минералами, и металлотерапии, Язык цвета камней - это язык чувств. Любой человек может выбрать, пусть подсознательно, тот камень, который ему нравится. Камень, определенного цвета способен дать необходимую энергию.
Например: сегодня вас тянет к зеленому камню, потому что ваш организм нуждается в покое и равновесии, а через неделю, возможно, будет польза от камня оживляющего красного цвета. Когда камень вызывает одобрение, человек
Миронова, Л Л. Семантика цвета в эволюции психики человека // Проблемы цвета в психологии / Отред. А.А.Мнтькин. Н.Н. Корж. М.: Наука, 1993,с.18Я. 2Маршнов, Ф.Т, Магические кристаллы. Философский очерк. Свердловск, 1971, с. 90.
34 слышит его отклик.
Выбор и ношение камня в древности ставили в определенную связь с планетами и знаками Зодиака, причем наиболее благоприятными для человека являются камни, связанные с той планетой, которая астрологически господствует в его судьбе1.
Астрология сохранила представления древних людей о принадлежности цветовой гаммы камня, растения, металла соответствующему знаку Зодиака: Овен - железо, рубин, красная яшма, сардоникс, аметист, алый; Телец - медь, топаз, изумруд, агат, карнеол, красно - оранжевый; Близнецы - ртуть, александрит, оникс, оранжевый; Рак - серебро, изумруд, бирюза, халцедон, янтарный; Лев - золото, опал, циркон, рубин, яшма, зелено-желтый; Дева - ртуть, алмаз, хризолит, изумруд, сапфир, желто-зеленый; Весы - медь, хризолит, нефрит, алмаз, изумрудно-зеленый; Скорпион -железо, сердолик, малахит, топаз, аметист, зелено-синий; Стрелец - олово, карбункул, сапфир, гиацинт, гранат, синий; Козерог - свинец, морион, турмалин, оникс, хризопраз, черный, индиговый, пепельно-серый; Водолей - свинец, аквамарин, лазурит, сапфир, обсидиан, фиолетовый; Рыбы - олово, жемчуг, аметист, александрит, аквамарин, сиреневый, малиновый.
Знание энергетических центров человека и их цветового содержания, хотя и носит нетрадиционный и даже экзотический характер, дает возможность по-новому, в новых, необычных ракурсах взглянуть на проблемы так сказать цветовой экологии, на возможность контроля и актуализации жизненных сил человека.
предыдущий следующий
= К содержанию =


Оттенки красного и их психологическое воздействие - релевантная информация:

  1. Необходимо выяснить и определить психологическое значение каждого из цветов
    оттенкам, которые вырабатывают в человеке ощущение безопасности и уверенности. Человек всегда воспринимает цвет по секторам - от самого насыщенного, контрастного, до легких и спокойных цветов. Светлые, чистые цвета вызывают положительные эмоции, переход одного цвета в другой - состояние нестабильности, ощущение напряженности и т.д. «В своих самых общих элементарных проявлениях, независимо 1
  2. Выше мы уже упоминали о тесте МЛюшера, сейчас мы обратимся к его использованию для установления эмоциональных особенностей вос-приятия цвета.
    оттенков; они требуют произвести сорок три различных выбора- Конечный результат теста пре-доставляет собой большой объем информации, касающейся осознаваемой и неосознаваемой психологической структуры индивидуума, зон психического стресса, состояния секреторного баланса или дисбаланса и много другой информации, имеющей огромную ценность и для психотерапевта. 38 Выполнение тестовой процедуры
  3. Индивидуальная символика цвета получила особое развитие в эстетической сфере, где цвет всегда коррелирует с иными проявлениями чувственности.
    оттенков красного - от нежно-розового до пурпурно-алого, от кармина до киновари и от кораллового до кирпичного считается психологами одним из древнейших цветов - архетипов, т.е. укоренившимся в сознании человека еще в древние времена. Возможно, не случайно совпадение этой гаммы со всеми оттенками вкуса винограда и всех разнообразных сортов вин. Синий - сладкий, холодный, спокойный, тихий. Самый,
  4. Рассмотрим некоторые цвета.
    оттенка цвета приводит к изменению ощущения ассоциации, вызываемой им. Также следует помнить о том, что описать цвет словами подчас очень трудно, потому что «вербальное» и визуальное не все!да равны, и та «цветная» терминология, которая существует в любом языке, оказывается неадекватной реальному цвету. Выше мы показали, что любой цвет активно воздействует на человека, вызывая; во-первых,
  5. Красный
    оттенки красного в рекламе и упаковке пищевых продуктов, алкогольных и безалкогольных напитков, сигарет, игрушек, даже бытовой техники, и, конечно, красный во всем своем многообразии - это цвет косметики. Вся гамма оттенков красного - от нежно-розового до пурпурно-алого, от кармина до киновари и от кораллового до кирпичного считается психологами одним из древнейших цветов - архетипов, т.е.
  6. История искусства демонстрирует нам потенциал психологического рекламного воздействия, такой его составляющей, как колористика.
    оттенков. Для второй системы характерно стремление к более полной цветовой передаче цветовой картины мира, к воспроизведению цвета реальной натуры4. По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным и напряженным. Колорит называют «холодным», если в произведении преобладают синие, зеленые, фиолетовые тона, и «теплым», если преобладают тона желтые, 'Зеленская, ПМ. Новый Иерусалим.
  7. Интерпретация импрессивного значения цветов в гуманитарной парадигме, в целом происходит в двух взаимосвязанных контекстах: физиологическом (телесном) и психологическом (эмоционально-душевном).
    оттенков. Цвета бывают «яркими» или «темными», «плотными» или «блеклыми». В зависимости от этих характеристик цвета могут «нравиться» либо «не нравиться»: еще Платон отводил цветам и краскам почетное место в учении о несмешанном, беспримесном источнике наслаждения [116, с. 51]. Феномен 58 эмоционального предпочтения цветов относится к одному из центральных в области цветовой психосемантики.
  8. 2.4. Визуальный уровень организации рекламного текста
    оттенки, которые не вызывают раздражения и способствуют лучшему восприятию информации. Следующим параметром визуального уровня коммуникативной модели является месторасположение рекламируемого изделия и других деталей, необходимых для восприятия данной рекламы в необходимом для коммуникатора ракурсе, на общем фоне рекламного листа. Последним параметром визуального уровня коммуникативной модели,
  9. 1.12. Цвет в контексте феноменологии восприятия.
    оттенка» данного чувства, угрожающего или приятного5. Когда же имеет место эстетическое восприятие, объект изолируется им от реального мира с конечным числом чувственных ощущений и восприятие открывает в нем Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения. — с. 311. См. там же. з Гартман Н. Эстетика. - Киев: Ника -Центр, 2004. - 639 с. 4 См. там же: с.61. См. там же: с.67. 70
  10. Гете иллюстрирует этот принцип на цветовом круге, на котором диаметрально расположенными цветами являются те, которые «вызывают друг друга в глазу»2.
    оттенки между основными цветами несут в себе характеристики этих цветов, но в ослабленной форме. Также, эмоциональное воздействие смешанной краски будет определяться преобладанием в ней основного цвета с активной или пассивной составляющей. Так, например, красно-синий цвет (фиолетовый) ™ приобретает что-то действенное, благодаря красной составляющей, но все же относиться к пассивной стороне,