Содержание пункта источника
|
Шалимова Людмила Алексеевна. Феномен цвета в культуре рекламы, 2007 |
Дальнейшее развитие цветовой символики связано с тем» что бинарная ахроматическая оппозиция белый цвет - черный цвет, трансформируется в хроматическую тренарную оппозицию. |
Это происходит путем включения в эту оппозицию красного цвета. Большинство авторов, как зарубежных, так и отечественных, сходятся в том, что термин, используемый для красного цвета, стал первым в культурно-языковом освоении хроматического кода. Иными словами, цветовые членения мира на белый и черный 1 Фролов. Б,А. Предыстория символа //Этнознаковые функции культуры. М.. 1991, c,S8. 2 Swadesh, M- The and Diyersifkalion ojLanguage. 1972, p.2Q2-205. 3 Вежбицкая, А. Язык. Культура. Шагание. М.,1997, с, 232-233; 242-251. 4 Перепелкин, Л.С. Проблемы социальных границ в системе социального знания // Чужое: опыт преодо
ления. Очерки истории культуры Средиземноморья. М., )999, с.365.
58 соответствуют весьма раннему этапу развития человечества. Примитивный ахроматизм сохранился лишь в позднейшей культуре. Третий член цветового отношения - красный цвет, свидетельствует о включенности коллектива в формирование символического пространства и конструировании собственно культурных хроматических символов. Красный цвет - символ культуры вообще, прежде всего символ огня, но более того символ «прирученного» огня, возжигаемого по желанию человека, т.е. символ искусственности, обработанное™, «окультуренности» окружающего мира. Идея первичности в культуре триад, получила широкое распространение благодаря трудам В.Тернера . Вообще, культурное бытие характеризуется не только наличием, но и постоянным увеличением последующих звеньев. Так, Вяч. Вс. Иванов писал: «Мифологические и ритуальные системы двоичных символов, соотнесенных с дуальной организацией коллектива, обычно характеризуются проведением дальнейших членений, благодаря чему с помощью композиции бинарных отношений строятся тернарные и еще более сложные структуры»3. Близкую мысль мы находим у Е.М, Ме-летинского, который пишет о разрешении в мифе антиномий посредством прогрессирующего посредничества, то есть последовательного нахождения мифологических медиаторов (героев и объектов), символически сочетающих признаки полюсов . В древних культурах многих народов различных регионов мира особое значение придавалось трем основным цветам: красному, белому, черному. Первоначально эти цвета связывали с природ-но-жизненными стихиями: красный цвет - огонь, солнце, кровь; белый — вода, свет; черный - земля, ночь. Связь здесь - по аналогии, по непосредственному отражению стихии в восприятии человека. Затем устанавливаются более сложные символические, аллегорические связи цветов уже с общественными явлениями, но связи эти носят еще характер внешней аналогии как с природными, так и с общественными явлениями: красный цвет 1 Тернер, BJI. Символ и ритуал. М„ 1Ш, с. 102-101 2 Иванов, Вччг Вс. Бинарные структуры в семиотических системах // Системные исследования: Кжегод-
ник, Мч 1972,с.206. *Мелетинский,ЕЛ1 Поэтика мира, М.т 1998, с, 168-169.
59 связан с продолжением рода, силой, властью (случайная связь - ценность пурпурной краски и ее доступность лишь для богатых); белый цвет связан со светом, водой, очищением, чистотой физической и нравственной, текучесть воды и ее способность очищать придает белому цвету тайный смысл перехода человека к новой жизни, в иное состояние (белая тога кандидата на должность в Древнем Риме, белое платье невесты, белый саван покойника); черный цвет - связан со всем тем, что в земле и от земли, что в ночи и в темноте, символизирует нечистую силу и одновременно плодородие земли, труд на земле (как проклятие человека), богатство от труда на земле и захоронение в земле. Значительно позже эти цвета начинают уже не символизировать, но обозначать отвлеченные идеи; красный цвет означает власть, силу, энергию, сиюминутную, посюстороннюю жизнь; белый цвет становится знаком будущего, надежды, потустороннего, вообще знаком перехода человека в новое состояние, в новую жизнь; черный цвет, сохраняя связь с идеей смерти - ночи жизни, начинает ассоциироваться с идеями труда, богатства, опасности, бдительности, ответственности . Освоение огня послужило также причиной формирования вертикальной модели мира и ее хроматической маркировки. Если отождествить мир с очагом, то дым символизирует - верх, небо, белый цвет, огонь - середину, центр, красный участок спектра, уголь - низ, черный цвет, подземный мир. Цветовое структурирование мира в дальнейшем переносится на образцы сверхъестественных существ, локализованных в пространстве. Вертикальная модель мира, построенная на тернарной оппозиции, струк-турирует уже собственно культурное пространство2, |
|
|
|
|
= К содержанию =
|
|
|
|
|
Дальнейшее развитие цветовой символики связано с тем» что бинарная ахроматическая оппозиция белый цвет - черный цвет, трансформируется в хроматическую тренарную оппозицию. - релевантная информация: |
- В предыдущих параграфах речь шла о том воздействии цвета на че-ловеческий организм и человеческую ментальность,
развития цветовой символики в культуре связан с ахроматичностью: свет (белый цвет) - тьма (черный). Первичность этой ахроматичной фазы цветообозначений отличал, в частности, Б.А, Фролов: «Развитие первобытной символики неизбежно требовало достаточного освещения. Этому способствовало и освоение огня. Поэтому в генезисе первобытной символики, как с точки зрения ее содержания, так и с точки зрения
- Тождество цветовой символики у архаичных народов позволяет трактовать цветовую триаду как архетип культуры.
развития цветового символизма, Однако нельзя забывать, что выяснение первичной семантики первобытного общества затрудняется отсутствием фактического материала, тем более, что производство и использование красителей первоначально было связано не с хозяйственными нуждами людей, область применения искусственных красителей была невелика. Предметы архаической культуры, имеющие окраску, вообще не имеют
- Зрительский образ
дальнейшего развития. Если мы создаем фоновый осенний эпизод, от желтых листьев до перехода на красные, то подчеркиваем этим сочетанием завершенность, логичность изображения, от легкого к более тяжелому, от яркого к более темному. Если мы поступим наоборот — кадр становится легким, но возни-кает потребность сделать цветовую гамму избранного цвета более завершенной по цвету, более устойчивой.
- Большое внимание цвету уделяли представители символизма, литературного направления, родившегося в конце XIX века.
цветовую гамму костюмов персонажей, а также смену сцен пьесы, каждая из которых должна, по замыслу автора, быть освещена определенным светом, то молочно-белым, то тяжелым красным ф и т.д. Изучая общее построение «Синей птицы» с точки зрения эстетического анализа, можно выявить несколько цветовых планов1. Начнем с того, что картины пьесы сменяют друг друга в следующей цветовой
- 2.2.3. Цвет в теории супрематизма К.Малевича.
развитием стало новое направление живописи, созданное Малевичем — супрематизм. В нем художник попытался освободить краску и форму от любых зависимостей для того, чтобы они стали свободными живописными единицами, имеющими свою собственную «жизнь». Супрематизм - это чисто живописное искусство красок, то есть «чистая живопись» в новом понимании этого термина, как Ш изображения по-настоящему живого
- ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
развитие древнекитайской мифологии, М., 1884,с.35-142. Яньшин, П.В. Эмоциональный цвет. Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара: Сам. ГПУ, 1996-218 с. Яновский, А, Влияние на потребителей с помощью непрямой рекламы // Маркетинг. 1998. № 6. - С.50-59. Яцук, О, Компьютерные технологии в дизайне. СПб.:БХВ -Петербург, 2003. - 445 с. Aaker? D, Managint brend. equity. N Y,
- Физиологический процесс возникновения ощущения цвета можно кратко представить следующим образом.
развита с помощью законов Гроссмана в метод колориметрии МКО (СШ - в английской транскрипции). От «первичных детекторов» сетчатки возбуждение передается далее на группу «градуальных нейронов», составляющих второй детекторный уровень [64; 65; 136]. В настоящее время считается, что существует три вида детекторов этого уровня: красно-зеленый, сине-желтый и черно-белый (яркостной) [117], хотя
- Вопрос о существовании у цветов значений и смыслов наиболее ярко обнаруживается в символической функции цвета.
цветового символа, его содержание, отношение к тем или иным явлениям и событиям в жизни людей, межкультурные различия в цветовой символике - вот одни из главных вопросов этой проблемы. Является общепризнанным, что цвета выполняют важную символическую функцию в самых различных мифологических системах. Пожалуй, именно символическая функция - первая "профессия" цвета, если судить по наскальным
- 3.2.2. Виртуальная реальность компьютерных сетей
дальностях «может» и «должно». Ссылка на элемент может, но не должна быть включена в некий текст.. Элемент Сети может существовать и независимо, не как включенный в определенную систему ссылок, либо быть включенный как ссылка в другую систему, т.е. в любом случае не быть подчиненным данной. С другой стороны, в данном примере мы искусственно выделили центр и вокруг него построили иерархию
- 1.5. Политическая ориентированность газеты
дальнейшем развитии страны. Так, 23 апреля на первой станице выходит материал Скальфари, который, по хорошей привычке, комментирует все главные события в стране. «Надежды Италии» - говорящее название. Он анализирует сами выборы и причины именно такого результата. Анджело Агостини, журналист и исследователь СМИ, констатирует, что, возможно, никогда еще во всей истории Италии средства массовой
|
|
|